Классный час на тему "Моя семья - моё богатство"

  • Мероприятия
  • docx
  • 10.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала клаассный час..docx

 Классный час во 2 классе

«Моя семья - мое богатство»

Цели и задачи:

·           формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни    человека; формирование позитивного опыта семейных отношений;

·            вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

·           развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и школы;

·           воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям,    гордости за свою семью.

Подготовка к празднику:

- каждый учащийся пишет сочинение на тему «Моя семья»;
- каждый учащийся приносит свои семейные фотографии;

  семейные реликвии;
- каждая семья готовит своё «Генеалогическое древо»

- подготовка презентации с семейными фотографиями детей

- разучивание стихотворений, песни

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

      Оформление  класса:

1.     Заготовки для дома: крыша, кирпичики; солнце, тучи

2.     Пословицы о семье

3.     Две одинаковые шкатулки

4.     Выставка сочинений

5.     Стенд «Моя родословная»

Ход классного часа

1.     Орг. момент

Дети встают в круг, берутся за руки и говорят следующие слова:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг,

И ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

- Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями и сядем на свои места.

- С каким настроением вы начинаете работать?

- Я рада, что у многих из вас хорошее настроение!

2. Определение темы классного часа

(Учитель показывает две одинаковые шкатулки)

- Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро, украшения и т. п.)

- Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности. А для чего люди копят, собирают эти богатства?

(Ответы детей)

- А какое богатство можно положить в другой наш сундучок? Давайте подумаем вместе. Это самое главное богатство в жизни каждого из нас, без него нам было бы в жизни очень трудно.

- Правильно, ребята, это семья.

 (Учитель открывает вторую шкатулку, там семейные фотографии детей)

- Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?

- Тема нашего классного часа «Моя семья – моё богатство!» А почему семья для вас является богатством? Об этом и пойдёт речь на нашем занятии.

3. Основная часть

– Как вы понимаете, что такое «семья»? ( Ответы детей)

- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

– Вы  высказали своё мнение, как  понимаете  слово «семья». А я вам хочу рассказать одну легенду о том,  как появилось  слово «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

- У этого слова есть свои тайны. Хотите их узнать?

Первую тайну узнаем, ответив на вопрос: «Какие два слова в нём спрятались?» ("семь" и "я")

Правильно, т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами.

Убедиться  в этом можно, посмотрев ваши семейные  фотографии.

(Показ презентации с семейными фотографиями детей)

- Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Поэтому оно говорит нам, что семья - единое целое – это вторая тайна. 

- А знаете от какого слова происходит слово «семья»?

- Слово «семья» происходит от слова "семя". Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

- Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Это третья тайна.

- У каждой семьи есть дом.

- Но что такое дом? Это - красивая мебель, ковры, посуда?

  Дом, как известно всем давно,

  Это не стены, не окно

Даже не стулья за столом,

Это не дом.

Дом – это там, где вас поймут,

  Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

- Не зря в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

- Родной дом. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
- Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить.  Дом строят, когда создается семья.)
- Давайте построим дом, в котором будет жить семья.

 (Учитель прикрепляет на доску табличку со словом «Семья»)

- Раньше дом называли «избой». В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Значит, в доме должно быть… (тепло)

(Учитель прикрепляет на доску крышу дома со словом «тепло»)

- Чтобы всем в доме было тепло, давайте подумаем, что нам для этого необходимо. Выберите  строительный материал - «кирпичики» со словами для нашего дома.

(Работа в группах)

(Дети прикрепляют на дом «кирпичики» со словами: понимание, уважение, доброта, помощь, любовь, доверие, забота, дружба, традиции)

-  Вот мы построили ДОМ, в котором тепло. 

(Психологический тренинг)

- Соберите в ладони своё  т е п л о.

- Пусть его будет м н о г о.

- Почувствуйте э т о  т е п л о.

- Поделитесь своим теплом друг с другом. ( Дети прислоняются ладонями друг к другу).


 Но не всегда все бывает благополучно в семье. Порой набегают и тучи.

(Учитель прикрепляет на доску «тучи»)

-  Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете? Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме? (Ответы детей)

- А теперь разгоним тучи над домом. 

(Дети снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону. Надписи на тучах: лень, грубость, ложь, уп­рямство, вспыльчивость)

- Что же нужно делать, как себя вести, чтобы над домом не было таких туч? Давайте определим правила поведения в семье.

 (После обсуждения учитель прикрепляет лучики с надписями: Уважать старших, помогать по дому, делать работу вместе, понимать друг друга, заботиться о ближних,  делать приятное)


- Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом  от вас самих и вашего поведения. Вот уже засияло солнышко.

 (Учитель прикрепляет «солнце» над домом.) 

- Мы построили дом. И нам весело. Давайте отдохнём и потанцуем.
(Дети  становятся в круг. Звучит музыка. Учитель называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, танец головы, танец плеч и т. д.) Дети стараются максимально использовать в танце названную часть тела)

 - А сейчас заглянём в гости в ваши семьи.

(Ученики  читают сочинения про свои семьи)

-  У каждого в семье должны быть свои обязанности. А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

(Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.)

-  Давайте поиграем в игру – “Распределение обязанностей в семье”.

·         1 группа - мамы

·         2 группа  - папы

·         3 группа - дети

Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-я группа и т.д.

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9) Сделать покупки в магазине.

10) Заботиться друг о друге.

- Как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? Чем они отличаются?

- Да, семьи все разные, отличаются друг от друга обычаями, традициями. Большую роль в семьях играют традиции. Это то, что передается из поколения в поколение. 

 Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

•  собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

•  всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

•  приглашать гостей и собирать застолье;

•  собирать и хранить семейные фотографии;

•  хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

•  издавна на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

- А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях вашей семьи.

 (сообщения учащихся)

Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной.

- Вы вместе с родителями создали своё генеалогическое дерево, рассказывали о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться. 

(показ стенда)

-  У каждого из нас в семье есть вещи, предметы, которые дороги.  Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Многие принесли экспонаты для нашей выставки “Семейные реликвии”. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Сейчас ребята расскажут нам о них.

(Выступления детей)

- На Руси к семье всегда относились с уважением. Поэтому семьи были большие и дружные. Вспомним хотя бы русские сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Перед вами лежат карточки со словами, из которых вы должны собрать пословицы.

(Работа в группах)

- Прочитаем пословицы и объясним их смысл:

1.Не нужен клад, когда в семье лад.

2.Вся семья вместе, так и душа на месте.

3. Один в поле не воин.

4. В родной семье и каша гуще.

 (Дети читают стихотворения)

1.Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!

 

2. Мама на папу глядит, улыбается,
Папа на маму глядит, улыбается,
А день самый будний, не воскресенье,
И за окошком – не солнце, а вьюга,
Просто такое у них настроение,
Просто они очень любят друг друга.
От этой любви и легко, и светло.
Мне с папой и мамой так повезло!

 

3.Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!

4.А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
Пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…

 

5. А мама, склонясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю!

 

- Как  здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
 - У нас с вами тоже школьная семья.
Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, понимание…

А для этого в нашей классной семье тоже надо жить по правилам.

- Какие надо соблюдать правила? (Помогать в трудную минуту, поддерживать в беде, во время болезни; делиться друг с другом печалями и радостями, самым необходимым, поздравлять друг друга с днем рождения; радоваться успехам друг друга, не обзывать и не обижать друг друга, уметь уступать; быть внимательными к другим)

 

4. Итог классного часа

- Наша встреча подходит к концу.

- Что же мы положим во вторую шкатулочку, чтобы наши семьи были для нас настоящим богатством? (Ответы детей)

- Пусть ваш дом всегда будет уютным, добрым, гостеприимным. Пусть всегда в нём будет любовь да совет. Потому, что в семье, где любовь и совет, нужды нет. И пусть всегда вы могли бы с гордостью сказать: "Моя семья - моё богатство".

Заключительная песня "Маленькая страна".

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.

Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев:

Маленькая страна - это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.

 

- На память о нашей встрече мы хотим подарить нашим гостям сердечки с ромашками – это символ семьи и верности.

 

Использованная литература:

1.   http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/08/26/vneklassnoe-meropriyatie-v-nachalnoy-shkole-

moya

2.   http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/08/28/klasnyy-chas-moya-semya-moyo-bogatstvo-1

3.     http://festival.1september.ru/articles/526603/

4.     http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/03/15/klassnyy-chas-na-temu-chem-ya-bogat

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Практическая работа

- Дети, сегодня утром я шла в школу и увидела, как в тонких ветках дерева запутался воздушный шар, но он был необычный, а с разными надписями. Я попросила проходящих мимо старшеклассников снять найденный шар. Когда я получила его в руки и рассмотрела, то увидела написанные слова, аналогичные слову «семья», только на разных языках: французском, итальянском, английском и немецком. Здесь записаны слова: род, династия, семья, уважение, честность, близкие, дом. Видимо, это воздушный шар когда-то давно пустили по свету. И вот теперь, он добрался до нас! Вам представляется возможность дополнить надписи о семье. Сейчас каждый ряд учеников обсудит, какое слово следует записать. И эти самые три слова мы запишем.

- Приступайте к обсуждению.

- Теперь один ученик от ряда запишет придуманное слово.

- Вот как воздушный шар преобразился с нашими записями! После окончания урока мы выйдем во двор школы и выпустим шар дальше странствовать по миру.

 

 

3) Работа над загадками.

1. Она лучше всех на свете,

Без неё прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжёлый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьёт,
В ванной утром кто поёт?
Кто в машине за рулём?
На футбол мы с кем пойдём? (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остаётся суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышлёный, пуговки–глазки –

Ему всё вниманье, забота и ласки. (сын, брат)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче ещё прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестрёнка)

7. Она всё на свете помнит и знает

И бабушка мамой её называет!

И часто приходят к ней в дом доктора

Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)

8. У мамы сестра

Веселей не найдёте!

Ей очень горжусь,

Ведь она моя … (тётя)

9. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя: «Руку жми, ведь я твой…(дядя)»

 

 

 

https://obgonay.ru/wp-content/uploads/o-seme-klassnyj-chas-2-klass_0.jpg

Задание 1

(на столах у детей лежит одна из частей дома: крыша, стены, окно, дверь)

Дать каждой части дома члена семьи!

У каждого члена семьи должны быть свои обязанности. Напишите эти обязанности на свою часть дома.


Словосочетания (заранее заготовлены): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь,  вытирать пыль,  стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, проверка домашнего задания у ребёнка, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, ходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.

- Давайте построим наш дом! Что же получилось?! (дети зачитываю обязанности и приклеивают дом)

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем. Поэтому все в семье должны уметь договориться и идти на компромисс.

 А теперь сложней задание. У каждой группы, есть конверт, в котором лежит пословица, но слова там все перепутались. Вам нужно составить пословицу и в группе обсудить ее смысл. Всем понятно задание? Тогда вперед!

Задание 2
Каждая группа должна из слов составить пословицы о семье.

Соберите пословицу.

1гр - В гостях хорошо а дома лучше.

2гр - В хорошей семье хорошие дети растут.

3гр - Человек без семьи что дерево без плодов.

4гр - В дружной семье и в холод тепло.

Проверка составленных пословиц и их смысл.


 

Скачано с www.znanio.ru