Тема. Урок толерантности, или Учимся сочувствовать.
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы будем говорить об очень серьезной и актуальной теме.
1. Решение жизненных ситуаций. Ребята, представьте, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого.
-Как вы поступите в такой ситуации? Почему? (Ответ уч-ся: будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.
-А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)
-А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, как вы поступите, почему? (Да.) В каких случаях вы сочувствуете и почему?
Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли?
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить. Почему это так важно?
Тема нашей беседы звучит так: «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать».
2. Введение нового понятия. Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность».
-А кто-нибудь из вас слышал слово «толерантность»?
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам слово “толерантность”.
-А что оно означает? Как каждый из вас понимает это слово? (Ответ уч-ся)
Обратимся к словарю.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.
3. Включение нового знания в систему знаний. Посмотрите на доску. Выберите из предложенных слов те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Слова на слайде: доброжелательность; любознательность; чуткость; снисходительность; доверие; непонимание; игнорирование; эгоизм; нетерпимость; равнодушие; раздражительность)
- А кто может называть другие черты толерантного человека? (Ответ уч-ся)
Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.
Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.
Правила толерантного общения: (слайд)
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
5. Стремись учитывать интересы других.
Соблюдая эти правила, вы будете приятным собеседником, хорошим другом, и всегда в отличном настроении.
«Аплодисменты» Предложите обратиться к словарю.
Попрошу встать тех, кто умеет:
· кататься на роликах;
· вышивать;
· сочинять стихи;
· играть в футбол;
· танцевать;
· плавать;
· играть на музыкальных инструментах и др.
(Остальные учащиеся аплодируют.)
4. Закрепление полученного знания (самостоятельная работа). Видеоролик.
До просмотра дать задание: какие черты толерантности вы отметили.
Просмотр видеоролика на тему «Толерантности»
Что запомнилось вам из просмотренного видеоролика? Какие черты/ качества толерантности были упомянуты в данном видеоролике?
Итог
Наше занятие подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали? Почему так важно быть толерантным? Что это значит?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.