Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7
имени Героя Социалистического
Труда В.Н. Перегудова»
г. Балаково Саратовской области
Игра - путешествие
«В стране
Вежливых слов»
Подготовила: учитель
начальных классов
высшей категории
Осипова М.П.
Балаково 2020
Тема: «В стране Вежливых слов»
Класс: 1
Цель: формирование у детей этической культуры.
Задачи:
1) Познакомить с правилами вежливости в гостях.
2) Закрепить с учащимися формы вежливых общений друг к другу.
3) Воспитание у школьников уважительного, доброжелательного
отношения к людям, взаимопомощи и желания хорошо учиться.
Оборудование: на доске размещена карта страны Вежливых слов, листы с
пословицами, воздушные шары, костюмы сказочных героев,
бумажный «Цветик- семицветик», записи песен «Волшебник-
недоучка»(Муз. А.Зацепина, сл. Л.Дербенёва),«Улыбка» (Муз.
В.Шаинского, сл. М.Пляцковского.)
Действующие лица:
Фея Доброты
Буратино
Фонарщик
Принц Этикет
Мальчик Вежа.
Буратино сидит за столом и учит уроки.
Буратино. (Читает вслух.) Задачка. В корзине 3 яблока. Как поделить их
между тремя девушками, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Ну и задачка… Да если у меня были яблоки, я-то уж точно их сам
съел была охота с кем-то делиться.
Выходит Фея Доброты.
Фея. Здравствуй, Буратино. Чем ты занимаешься?
Буратино. Задачку решаю.
Фея. Молодец, что решил учиться.
Буратино. Да это я с Мальвиной поспорил, что решу задачу без всякого
труда.
Фея. Ну и как, решил?
Буратино. Тут нечего решать. Яблоко, которое осталось в корзине я возьму
себе, а два яблока отдам девушкам.
Фея. Задача у тебя, Буратино, очень простая, но решил ты её
неправильно.
Буратино. Это почему же неправильно?
Фея. Я думаю, ребята тебе помогут.
Дети решают задачу.
Всё очень просто, Буратино, нужно двум девушкам отдать по
одному яблоку, а третьей – отдать яблоко вместе с корзиной.
Задача решена.
Буратино. А себе не оставить ни одного яблока? Больше я такие задачи
решать не буду.
Фея. Для того чтобы решать задачи, нужно хорошо учиться в школе. А
тебе нужно ещё познакомиться с правилами вежливости.
Буратино. Это у вас волшебников всё просто, взмахнул палочкой, сказал
волшебные слова и всё готово.
Фея. Для того чтобы стать волшебником, надо тоже учиться. Иначе, как
поётся в песне, получится волшебник-недоучка.
Исполняется песня «Волшебник-недоучка»
(Музыка А.Зацепина, слова Л.Дербенёва.)
1) Вычислить путь звезды
И развести сады,
И укротить тайфун -
Есть у меня диплом,
Только вот дело в том,
Что всемогущий маг
Лишь на бумаге я.
Припев: Даром преподаватели
Время со мною тратили,
Даром со мною мучился
Самый искусный маг.
Да-да-да!
Мудрых преподавателей
Слушал я невнимательно,-
Всё, что ни задавали мне,
Делал я кое-как.
2) Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С жёлтою полосой,
Вместо хвоста нога,
А ноге рога,
Я не хотел бы вновь
Встретиться с той козой.
Припев.
3) Сделать хотел утюг,-
Слон получился вдруг,
Крылья – как у пчелы,
Вместо ушей цветы.
Ночью мне снится сон,-
Плачут коза и слон,
Плачут и говорят:
«Что с нами сделал ты?!»
Припев.
Буратино. Да я понял, что надо учиться, но только вот у меня никак не
получается.
Фея. Не переживай, Буратино, я приглашаю тебя и ребят в страну
Вежливых слов. Там ты сможешь проявить свои способности и
научиться правилам вежливости.
Буратино. Путешествие? Приключения? Вот здорово! Я согласен. А вы,
ребята?
(Дети отвечают.)
Фея. Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно сказать волшебные
слова:
Эни – бени, черебрени,
Маятник качается,
Эни- бени, черебрени,-
Путешествие начинается.
Ученики хором повторяют эти слова за Феей.
Фея. Добро пожаловать в нашу страну. Все жители знают волшебные
слова. Вам нужно тоже их знать.
Буратино. Здравствуйте, пожалуйста…
Фея. Молодец, Буратино. Ребята, а вы знаете волшебные слова?
Проводится игра «Волшебные слова».
Если словом или делом Если просишь что-нибудь,
Вам помог кто- либо, То сначала не забудь
Не стесняйтесь громко, смело Разомкнуть свои уста
Говорить:…(«Спасибо») И сказать:… («Пожалуйста»)
Если встретился знакомый, Если вы кого-то обидели случайно
Хоть на улице, хоть дома, Или наступили на ногу нечаянно.
Не молчите, не стесняйтесь Только не молчите,
И немым не притворяйтесь, Долго не тяните, а скажите:…(«Извините!»)
Поздороваться спешите,
Громко:… («Здравствуйте!») скажите.
На земле лежала тень, скажем ей мы:… («Добрый день!»)
Фея. Наше путешествие продолжается.
Буратино. Ой, где – это мы оказались?
Фонарщик. Здравствуйте, друзья! Вы попали в город Волшебных фонарей.
Я – Фонарщик. Каждый вечер зажигаю фонари на улицах нашего
города, чтобы всем жителям было светло и уютно. Детям расска-
зывают добрые сказки. Мир и покой царит в нашем городе. Для
меня – это сложная работа, но я очень её люблю.
Буратино. Да разве это сложная работа? Если нужно, то мы поможем. Так
ведь, ребята?
Фея. Правильно, Буратино, Фонарщику нужна ваша помощь.
Проводится игра «Фонарщики».
В игре участвуют все дети. Фея делит класс на 3 команды и каждой команде даёт по 3 жёлтых шарика. По команде Феи дети передают шарики из рук в руки от первого игрока до последнего. Передавать шарики (огонь) нужно с поднятыми руками и вернуть их обратно таким же образом, не погасив «огонь» (т.е. не лопнув шарик).
Фея. Молодцы, ребята, вы были дружными и помогли Фонарщику. А мы
отправляемся дальше, в столицу нашей страны город Правил
вежливости.
Буратино. Вы слышите? Кто-то плачет.
Фея. Это плачет малыш.
Буратино. Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут, и почему ты плачешь?
Мальчик. Здравствуйте! Меня зовут Вежа. Плачу я потому, что меня обидел
друг. Он наступил мне на ногу и не извинился. Я расстроился,
ушёл из города и потерялся.
Буратино. Не переживай Вежа. Мы поможем тебе вернуться домой.
Фея. Ребята, давайте поиграем в игру «Волшебный цветик-
семицветик».
Эта игра поможет научиться просить прощение. А те, кого
обидели должны научиться прощать. Фея берёт бумажный
цветок и объясняет детям условия игры. Оторвав лепесток и,
делая вид, что бросает его, говорит:
Лети, лети, лепесток
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы Саша сказал доброе слово Юле.
Игра продолжается пока не закончатся лепестки.
Фея. А вы заметили, ребята, как произносятся «волшебные слова»?
Дети. Вежливо, с улыбкой.
Фея. Конечно, ведь даже в песне поётся: «От улыбки станет всем теплей».
Давайте, исполним эту песню и продолжим наше путешествие.
Исполняется песня «Улыбка»
(Музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.)
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Припев:
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зелёные ладоши.
Припев.
От улыбки станет всем теплей –
И слону и даже маленькой улитке…
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
Припев.
Фея. А вот и столица нашей страны город Правил вежливости. Здесь живёт
Принц Этикет.
Выходит принц Этикет.
Принц Этикет. Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас у себя в
гостях. Знаю, что все дети любят играть, и приготовил для
вас интересные игры. Попробуйте расшифровать пословицу
о гостеприимстве. (На доске открывается запись.)
ДАР НИЯЗОХ ЮТСОГ УМОРБОД
Дети. Доброму гостю хозяин рад. (Читают справа налево.)
Принц Этикет. Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?
Дети. Сначала накорми, а потом расспроси. Умел в гости звать – умей и
встречать. И т.д.
Принц Этикет. Молодцы, дети, справились с заданием. А теперь я хотел бы
узнать умеете ли вы принимать гостей. Если вы согласны с высказы-
ванием, то говорите «да», не согласны «нет».
- Если ты приглашаете в дом гостей, то должны спросить согласие родителей.(Да)
- Вошедший, здоровается первым. (Да.)
- Говорите гостю: «Проходи» - сами поворачиваетесь к нему спиной. (Нет.)
- Помогаете гостю раздеться и, пропустив его вперёд, направляете в комнату
со словами: «Проходи, пожалуйста!» (Да.)
- Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно оставлять в сторону, не
проявляя своего интереса к ним. (Нет.)
- Принимая от гостей подарки, нужно их поблагодарить сказав: «Спасибо!» (Да.)
- За столом принято рассказывать о своих болезнях. (Нет.)
- За столом принято сидеть, развалившись, опираясь на него локтями. (Нет.)
- Гостям, уходя, нужно поблагодарить хозяев. (Да.)
- Дорогие мои гости, вы хорошо справились с заданиями. Вы умеете принимать гостей. Старайтесь всегда соблюдать эти правила. А мне пора прощаться с вами. До свидания, мои юные друзья! ( Принц Этикет уходит.)
Буратино. Я думаю, что и нам пора возвращаться домой. Хотя очень жаль…
Фея. Да, Буратино, наше путешествие закончилось. Для того чтобы вер-
нуться из него нужно сказать волшебные слова:
Эни – бени, черебрени,
Маятник, качается.
Эни – бени, черебрени,-
Путешествие заканчивается.
Ученики хором повторяют эти слова за Феей.
Фея и Буратино прощаются с детьми.
Использованная литература.
1.Автор-составитель Касаткина Н.А. Учебно- воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2007.
2. Авторы-составители: Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. Тематические недели в начальной школе. 1 – 2 классы. Москва: ИКЦ «МарТ», 2004.
3. Роот З.Я. Песенки и праздники для малышей. –2-е изд.Москва: Айрис – пресс, 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.