Наша Родина - Беларусь
Цель мероприятия: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за свою страну и, уважения к своему народу, к достижениям своей родины, развитию социальной и творческой активности, формированию активной гражданской ответственности, а также осознанию (пониманию) того, что Беларусь – суверенная страна, народ которой объединён историей, традициями, культурой, уважением и равенством.
Организационный момент.
«Здравствуйте», – ты скажешь человеку.
«Здравствуй», – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Здравствуйте, дети, здравствуйте взрослые! Я приветствую вас на нашем уроке!
Сообщение темы и цели учебного занятия.
- На планете Земля очень много стран. (Показ на глобусе.) Но одна из них особенная. У этой страны красивое и светлое имя. О какой стране я говорю?
Это Республика Беларусь – имя нашей родины, здесь мы родились, живём, учимся.
- А ещё нашу страну называют поэтично - Зямля пад белымі крыламі, сінявокая. (пояснения учащихся)
Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями.
- При рождении нам родители дали имена: Макар, Семён, Софья, Злата … . Наше государство вам также дало имя, которое с вами «всегда, везде и всюду». Это имя «гражданин». Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.
- Каждый из нас носит имя «гражданин Республики Беларусь».
И сегодня я предлагаю совершить заочное путешествие по нашей стране, доказать, что мы достойные граждане нашей страны, любим и гордимся ею.
- Сейчас я предлагаю вам дополнить схему, используя слова-помощники.
Первая остановка «Символы Республики Беларусь».
- На земном шаре, ребята, много государств, и каждое из них имеет свои знаки отличия – символы. Какие государственные символы есть в Республике Беларусь? (Ответы детей.)
- Правильно, государственный герб, государственный гимн, государственный флаг. Их уважают белорусы как родной язык, родной дом, родную культуру, потому что они символизируют для каждого человека Родину.
- Слово герб обозначает наследство. В нём отражена история нашей страны. Рассмотрим государственный герб Республики Беларусь. Расскажите, что вы видите. Начинайте свой ответ «Я вижу…»:
- Я вижу колосья. - Я вижу красную звезду.
- Я вижу кленовый листок – контур нашей республики.
- Я вижу красные цветки клевера. - Я нашёл голубые цветки льна. - В середине находится земной шар. - Я вижу лучи солнца.
- Внизу красно-зелёная лента. - Я вижу буквы «Рэспубліка Беларусь”.
- Каждый элемент содержит важные сведения о Беларуси и белорусском народе. Венок из колосьев, переплетённый с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой – голубыми цветками льна, - символ памяти и связи с предками. Венок издревле использовался народами как награда победителю.
Клевер – символ связи с миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он лучший корм.
Лён – прекрасный материал для одежды. Издавна изо льна изготавливали красивые и прочные ткани. Лён – символ труда, знак добра и достатка.
В золотых лучах восходящего солнца изображён земной шар. Земной шар – это знак того, что РБ относится ко всем народам земли как к друзьям, готова с ними дружить и сотрудничать.
Земля и Солнце – знак жизни.
Пятиконечная красная звезда – символ человека и человечества, знак мужества.
Венок из колосьев перевит красно-зелёной лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета – “Рэспубліка Беларусь”.
Таким образом, герб нашей страны – яркая и запоминающаяся “книга”.
Беседа о флаге
- Посмотрите на флаг. Сколько цветов имеет белорусский флаг? (Три цвета.)
- Каждый цвет имеет значение. Красный цвет связан с борьбой за свободу и независимость. Это знак победы и счастливой жизни. Кроме того, красный цвет – символ солнца.
- Что вам напоминает зелёный цвет? (Ответы детей.)
- Зелёный цвет – символ природы, зелёной растительности полей, лесов, лугов.
- В нашей стране День государственного герба и государственного флага отмечают во второе воскресенье мая.
Беседа о государственном гимне
- Какое главное музыкальное произведение страны мы слушаем торжественной линейке в начале и конце года? (Гимн РБ.) Слово «гимн» возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране. Мелодию гимна нашей страны написал Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.
- Как нужно слушать гимн? (Стоя. Этим мы выражаем уважение к Родине.)
- Когда мы можем услышать гимн РБ? (На Олимпийских играх в честь победителя, на торжественных мероприятиях и др.)
Блиц-викторина
- А сейчас проверим, какими внимательными вы были.
- Какого цвета цветки льна? (Голубого цвета.)
- Что находится на самом верху герба? (Пятиконечная красная звезда.)
- Что она символизирует?
- Колосья размещены с одной стороны или с двух? (С двух.)
- Есть ли голубой цвет на флаге?
- Что значит зелёный цвет?
- Венок из колосьев перевит красно-голубой лентой?
- Гимн нужно слушать сидя?
Вторая остановка «Карта Республики Беларусь»
- Ребята, посмотрите, это карта нашей республики. (Показ карты Республики Беларусь.) Вот какая красивая наша Родина. На сколько частей разделена наша республика? (6 частей.) Эти части называются области.
- В каждой области есть главный областной город. Давайте назовём областные центры и области. (Дети называют.)
- Кто соседи нашей страны? Сколько их? (Ответы ребят.)
- По названию страны легко понять, кто в ней живёт. В Литве – литовцы, в Польше – поляки, а в Беларуси? (Ответы детей.)
А сейчас вы поработаете самостоятельно. На контурной карте вам нужно подписать наш главный город, областные центры и названия стран-соседей.
Остановка «Столица нашей Родины»
- Какой город главный среди городов? (Минск.) - Как его можно назвать ещё? (Столица.) - Какое значение имеет слово столица? Обратимся к словарю.
Остановка «Трудолюбивая»
- Белорусский народ – трудолюбивый народ. На фабриках и заводах нашей страны работают настоящие мастера своего дела. Они прославляют Беларусь своей работой. Продукция, которая вырабатывается на наших предприятиях, ценится далеко за пределами территории нашей страны.
- Чем славится наша страна, какая продукция выпускается на белорусских фабриках и заводах? Ответить на эти вопросы вы сможете, сложив пазлы.
- Назовите, чем же славится наша страна?
Остановка «Мудрая»
В пословицах и поговорках отразилась мудрость народа. Во все времена человек любил и ценил свою родину. Я предлагаю вам поработать в парах и собрать рассыпавшиеся пословицы и поговорки о родине.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Остановка “Растительный и животный мир Республики Беларуси”.
- Животный и растительный мир нашей страны красив и разнообразен. В нашей республике есть уникальный заповедник – Беловежская пуща. Это одна из важнейших достопримечательностей Беларуси. Сюда приезжают туристы из разных уголков Европы. Это остатки первобытного леса, простиравшегося когда-то от Балтийского моря до реки Буг и от Одера до Днепра. Беловежская пуща расположена в Брестской и Гродненской областях, входит в число четырех национальных парков Беларуси и является самым большим лесом в центральной Европе.
Игра “Да или нет?”
- Ребята, я буду произносить названия растений и животных. Если они обитают в Беларуси, то вы показываете зелёный свет, если не произрастают и не проживают, то красный.
Сосна, берёза, бамбук, тополь, пальма, ива, ландыш, папоротник, рысь, сова, лебедь, малина, зубр, крокодил, волк, бегемот, медведь, барсук, колибри, синица, земляника, уж, удав.
Молодцы. Вы отличные знатоки родной природы.
Остановка «Мы за мир»
- Мы с вами живём под мирным небом. Но не всегда оно было безоблачным и мирным… Совсем недавно наша страна праздновала великую дату - 75 лет Великой Победы. Эта страшная война унесла за собой жизни миллионов советских людей. Вот какой ценой завоёвано мирное небо. И в этом огромная заслуга наших дедов и прадедов, которые ценою своих жизней защитили нашу землю от фашистов. Тогда советская армия отстояла нашу землю. Перестала литься кровь советских солдат, люди стали возвращаться к мирной жизни. (смена слайдов - автоматически)
- Вам, конечно, трудно представить, что и сейчас в разных уголках Земли, мирное небо затянуто копотью и гарью от разрывающихся снарядов и бомб, пожаров, которые уничтожают дома мирных жителей. На войну отправляют совсем юных солдат, вчерашних школьников. А как приходится переживать их родителям! Многие жители вынуждены покидать свои родные дома, уезжать из своей страны, прячась от бомб и снарядов.
Я желаю всем нам только мирного неба, в котором ласково светит солнце и посылает нам сою улыбку. А лучиками солнца будут наши ладошки.
- Наш классный час заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались патриотами своей страны, старательно учились и работали, и может быть, в честь ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг.
Ре ф л е к с и я. «Закончи предложения»
- Я горжусь тем, что…
- Для меня Беларусь…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.