Классный час "Наша Родина- край донских казаков"

  • docx
  • 18.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классный час «Наша Родина – край донских казаков».docx

Классный час «Наша Родина – край донских казаков»

Место проведения Каменский музей Декоративно- прикладного искусства и творчества

Цель : познакомиться с историей донского края, традициями наших предков, чтобы быть им достойной сменой.

Задачи :

Образовательная:

·         на основании исторического материала подвести учащихся к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков;

·         приобщать к творчеству жителей Дона;

Воспитательная:

·         прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине;

·         воспитывать гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;

·         воспитать интерес к культуре Донского края и расширить кругозор учащихся;

·         формировать умений пользоваться различными источниками информации

 

Развивающая:

·         развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.

 

Ребята, мы все с вами живём на удивительной, прекрасной донской земле, овеянной славой предков – казаков. История донского казачества уводит нас в далёкую древность. Донской край в древнее время входил в пределы местности, называвшейся у греков Скифией, у римлян Танаисом. По русским летописям 14 и 15 веков край этот назывался нередко „Диким Полем”, а со второй половины 16 века московские цари, начиная с Ивана Грозного, все владения казаков называют уже „Доном”.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. Они были мощным заслоном на пути врагов, которые посягали на южные земли России.

Вопрос: Вольный человек, нанимающийся на военную службу?

«КАЗАКИ»- в переводе с тюркского
свободные, вольные, независимые люди, или военная стража на границе.

ДОНСКИЕ  КАЗАКИ - одна из ветвей Казачьего народа, народ славянской речи, живущий на берегах реки Дона и его притоков

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

 

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

 

 

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

 

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

 

 Гнеушев Сергей

Я родом из Донского края

На свете нет прекрасней рая

Простор степей, простор песков

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручён

Прекрасный здесь живёт народ.

Казаки – мир его зовёт

Казак –опора всей России

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь

Гордятся все, и я горжусь

 

12 мая 1570 года считается датой основания  Донского  казачества

Первой донской станицей считается станица Раздорская. Именно дата её возникновения и считается отправной точкой в истории Донского казачества. 

Вопрос: Кого во время войн  казаки выбирали  наделенного  неограниченной властью

Походного атамана

Органы управления казачьим войском

Вопрос: Что такое

Казачий круг – общее собрание казаков, которое состоялось на майдане

Майдан  - большая площадь, обычно перед церковью

Атаман – главный в казачестве

Есаул – помощник атамана. (Атамана и есаулов избирали на казачьем круге  на 1 -2 года.)

Автор многих картин, художник Андрей Петрович Лях, потомственный казак родом с Кубани, из станицы Уманской, любим земляками. Продавая свои картины, он сумел построить храм у себя на родине. Он - уникальный человек, настоящий казак. Знает все о казачестве, пишет картины, поёт, сочиняет стихи, пишет песни. Андрей Петрович есаул Сибирского казачьего войска.

Вопрос: Назовите оружие казаков

Шашка, сабля, кинжал, засапожный нож – стилет, нагайка, пика, ружье

 

Вопрос: Казак без…- что солдат без ружья

Коня

Казак сам голодает, а коня накормит.

Казак уходил на войну   читает Акатнова Анна

На вольном, на синем, на тихом Дону

Походная песня звучала,

Казак уходил на большую войну,

Невеста его провожала.

 

-Мне счастья, родная, в пути пожелай,

Вернусь ли домой – неизвестно.-

Казак говорил, говорил ей: - Прощай!

- Прощай! – отвечала невеста.

 

Над степью зажёгся печальный рассвет,

Донская волна засверкала

- Дарю я тебе на прощанье кисет,

Сама я его вышивала;

 

Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,

За русскую землю сражайся

И помни про Дон, про невесту свою,

С победою ты возвращайся.

 

Действительную службу казак служил 4 года и должен был сохранять обмундирование до 40-летнего возраста. Казак должен был иметь имущество и хранить его в вещевом сундуке, размером 60 на 120 см.

Список казачьего снаряжения:

- парадный синий мундир,

- зимний синий мундир для обыденной носки,

- гимнастерку защитного цвета,

- шинель серого цвета,

- брюки синего цвета с ярко-красными лампасами,

- полушубок,

- шапку (папаху),

- фуражку с красным кантом и околышем, козырек черный лаковый, кокарду,

- две пары белья,

- два полотенца,

- носки,

- платки носовые,

- сапоги (две пары),

- шашка,

- лошадь строевая,

- седло,

- попона,

- узда,

- две простыни,

- одеяло байковое или шерстяное,

- две наволочки,

- чехол для матраца,

- сундук вещевой.

 

Вопрос:  Что делал казак, если у него нет коня

                  пригодного для службы ?

Коня казак мог получить и в военной части, но выплачивал за него из своих средств. Один раз в году казак проходил смотр вещей на площади около правления. Нитки-иголки свои.

 

 Вопрос:  Какие призы давали на скачках ?

На скачках давали богатые призы: золотые часы, седло, шашку в серебряной оправе, серебряные портсигары и т.д

Вопрос: Сколько лет служил казак в войске?

Служба начиналась с 18 лет. Служил 20 лет, из них: 4 года в приготовительном отряде готовятся к военной службе в своей станице. Следующие 4 года была действительная военная служба на охране рубежей России. В течение следующих 4 лет казаки ежегодно были на месячных военных сборах, потом в течение 4 лет один раз был на сборах. И последние 4 года был в запасном отряде. Казак отсутствовал всего 4 года

Вопрос: -Как приветствовали казаки друг друга?

-Без чего не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях?

-Каких людей остерегались?

-Чего не разрешалось детям до совершеннолетия?

-Какой обычай долго существовал?

В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье – «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали – «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!».

При исполнении Гимна России, области войска согласно Уставу снимали головные уборы.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.

Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.

Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему (считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».

Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.

Долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи (свадьбы), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).

Вопрос: - Отношение казаков к одежде?

-Что любили казаки в обычной жизни?

Почему казаки не ходили по улице под ручку с женой?

Кто мог участвовать в свадебных торжествах?

Что казаки привозили после долгой отлучки из дома ?

 

Казак в быту

Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.

Не принято было неволить: хочешь –пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».

В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни. Нередко, особенно от людей, интересующихся прошлым (чаще от женщин) можно было услышать: «Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с женой не появлялись на улице – она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на руках на улице не носили» и прочее.

Да, было когда-то и это, но обуславливалось заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и нередко значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей любезной, а навстречу – другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа – с одним ребенком на руках, а другой держится за подол. Что творится в душе этой казачки, когда малыш спрашивает: «Мама, а где мой батя?».

По той же причине и с ребенком на руках казак не появлялся на людях.

Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.

Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы – это было заботой о нравственности устоев молодежи – ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.

Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.

 

Вопрос: - Как относились к женщине казаки ?

Кого должен казак держать в узде?

Почему к женщине надо было относиться уважительно и защищать ее?

Кто мог выступить с прошением на круге

     от лица женщины?

Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа.

Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.

Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной — «сестра», к младшей — «дочка» (внучка). К жене – индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к пожилым годам – нередко «мать  », а то и по имени- отчеству.

Женщина-казачка  

Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся казачья община, была достойна лучших времен Рима, где для этого избирались из самых благонадежных граждан особые цензоры.

Казачки в большинстве своем – тип красавиц, веками сложившийся как естественный отбор из плененных черкешенок, турчанок и персиянок, поражал и поражает своей миловидностью и привлекательностью. В своей повести «Казаки» уже в первой половине 19 века Л.Н. Толстой писал:

Красота женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую – татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки завязывают по-русски. Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость жизни.

К чести женщины-казачки-хозяйки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени.

Вопрос: Почему рождение мальчика в казачьей семье было особой радостью?

Если рождался мальчик, то это считалось  прибытком, наделяли земельный участок, а рождение девочки считали убытком, т.к. со временем она уходила из дома и за нее необходимо было дать приданное

Вопрос: Что было первыми пеленками для
                ребенка?

Первыми пеленками для ребенка были отцовские рубахи, они  имели обереговое значение

Вопрос: В один годик крестный сажал мальчика на коня и возил вокруг церкви три раза. Если ребенок хватался за гриву, быть ему казаком, расплачется – казака не будет, а что означала примета, если он падал с лошади?

Это значит, быть ему убитым в бою. Эти приметы крестный держал в тайне

 

Вопрос: С какого времени женщинам запрещалось ругать казачонка?

С семи лет, когда он переходил на мужскую половину дома и по праву становился защитником семьи

Вопрос: Зачем отцу на крестинах давали есть
                «горькую кашу»?

Отец ел кашу и не морщился, чтобы сыну или дочке меньше в жизни досталось горечи

Вопрос: Место для строительства нового дома выбиралось при помощи коня. Каким образом?

Там, где более других конь ел траву или даже ложился отдохнуть, делали разметку и забивали колышки для дома

Вопрос: Носили ли казаки обручальные кольца?

У казаков всегда были обручальные кольца, но они их не носили. Кольца хранились в ладанке или киоте именной иконы

(Киот - это защитное обрамление иконы)

Вопрос: Как должен был поступить муж, если
                провинилась жена?

Пожурить наедине без свидетелей, а потом приласкать и пожалеть

Вопрос: Почему иногда у выстиранных рубашек на бельевой веревке завязаны рукава?

Завязывала рукава на рубахах мужа жена, чтобы он больше никогда не поднимал на нее руку

Вопрос: Какой сын является кормильцем
                родителей?

Кормильцем родителей был самый младший сын, он не отделялся от родителей

Вопрос: Дарили ли мальчикам подарки?

Совсем не дарили,  как напоминание о том, что мужчина не должен ждать подарков, а ему необходимо зарабатывать своим трудом.  Девочек же с младенчества задаривали подарками

Вопрос: Какое кольцо носила девушка казака, отбывающего срочную службу?

Она носила серебряное кольцо с бирюзой. Это камень тоски

Вопрос: Почему в церкви казак обнажал шашку и
                в какой момент службы?

В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на защиту христианства

Вопрос: Какое символическое значение имел для
                казака башлык?

В зависимости от того, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака.  Если завязан на груди, значит, казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, заброшенный за спину – свободен, отдыхает

Вопрос: Считается, что прилюдно казак снимал
                шапку в трех случаях? В каких?

Шапка снималась во время молитвы, присяги и выступления на Казачьем Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. Шашку и шапку казак мог потерять только с головой

Вопрос: Почему казаки носили серьги?

Серьги у мужчин означали его роль и место в роду. Так, один сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, - серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою

беречь

Вопрос: Что и когда обязан был подарить дед
                своей внучке?
Когда внучка сделает своими руками не менее 200 предметов приданного и созреет физиологически, дед дарил серебряное колечко, она становилась выданкой.

Дед брал на себя ответственность перед станицей за готовность внучки быть хозяйкой

Вопрос: Когда дед начинал терять свою воинскую
                доблесть, на что он менял свою шашку?
На посох

Вопрос: Кому дарил свою шашку дед?

Старшему внуку

Шашка становилась фамильной. Если в роду не оставалось наследников, ее ломали и укладывали в гроб умершего

Вопрос: Как назывался дом казака ?

Курень

Вопрос: В какой половине жили женщины, а в  какой мужчины?

Курень делился на левую -  женскую половину и правую  –  мужскую.  Прямо   за   сенцами  была самая  большая  комната  –  зало, где принимали гостей.   Здесь  стояла  лучшая  мебель  и посуда.

Курень делился на левую -  женскую половину и правую  –  мужскую.  Прямо   за   сенцами  была самая  большая  комната  –  зало, где принимали гостей.   Здесь  стояла  лучшая  мебель  и посуда.

Казаки и гости 

Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке

 «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогом – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах.

Вопрос: Почему неотъемлемой частью спальни является прялка?

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка.

Вопрос: Почему главной комнатой в курене

                 была зало?

Стены спальни были украшены фотографиями,  на окнах  были цветы.

Главная комната, зало, всегда готова к приему  гостей.

Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда.

В углу этой комнаты  располагалась божница, имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах .

Вопрос: Какие традиции казаков?

- Уважение  старших  –  один  из  главных  обычаев  казаков.  В присутствии  старшего   не разрешалось   сидеть,   курить,   вступать   без   его   разрешения    в   разговор.   Считалось непристойным обгонять старика. Слова старшего считались обязательными для исполнения.     

- Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сёстры называли няней, так как она заменяла им мать.

Отношение к старшим 

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.

Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.

Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.

Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Вообще у казаков уважение к старшему являлось внутренней потребностью , в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.

Вопрос:  Как казаки относились к своим  родителям?

Казак и родители

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.

На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня.

Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность, обращались к отцу, матери только на «Вы» — «Вы, мама», «Вы, тату».

Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.

Вопрос: -С какого возраста казачонка приучали к
                седлу, стрелять, рубить шашкой?

Лет с 3-5 казачонка приучали к седлу. Обучение было тяжёлым и постоянным.Стрелять учили с 5 лет, рубить шашкой – с 10.

Вопрос: С какого возраста мальчик уходил на мужскую половину?

В семь лет мальчонка последний раз ел сладости. Собирал постель и шёл в мужскую половину дома

Вопрос: С какого возраста мальчик понимал ответственность за семью?

С 10 лет ребёнок понимал ответственность за семью. Если уезжали старшие оставался за хозяина.

Вопрос: Как воспитывали девочек в казачьей семье?

Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика и было тихим, семейным праздником.

До трёх месяцев ребёнка никому не показывали. Даже крестить в церковь носили  с укрытым кружевом лицом.

Девочки начинали работать очень рано, делая всё, что делает мать - стирали, мыли полы.

С пяти лет учились вышивать, шить, вязать.

Особая работа была быть нянькой- трёхлетняя могла нянчить годовалого.

Когда девочка становилась девушкой, дедушка покупал ей серебряное колечко. Она носила его на левой руке. С этого момента девушка начинала готовить себе приданное.

Вопрос:   Каковы особенности казачьей кухни?

Казачья кухня

Основой питания казачьей семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярными  первыми блюдами считались борщ и уха. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; блины с мясом, и сметаной, медом и маком, вареньем и семгой и даже черной икрой.

Вопрос: Какие казачьи пословицы и поговорки вы знаете?

Пословицы и поговорки

Казаки – известные острословы.

«Слово – тот груз, который

в пути не тянет и плеч не набивает,

а душу согревает, а то и спасает»,

так говорили казаки.

Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого.

                            Атаманам пышки, казакам шишки

                            Без коня казак кругом сирота.

                            Веселы привалы, где казаки запевалы.

                            Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

                            Терпи казак,- атаманом будешь.

                            Казацкому роду нема переводу.

Вопрос: Что является идеальным выражением казачьей души и истинным отражением судьбы всего  казачества?

Песни  казаков - это не только идеальное выражение казачьей души, а и истинное отражение судьбы всего  казачества

Песня окружала казаков с детства до могилы.

С песнями рождались, с песней шли воевать,

песнями мерили расстояние.

Застольные песни и песни свадебных обрядов.

Песни исторические, былинные и сказочные.

Гимны войсковые и полковые песни.

 

Казачья служба была тяжела и опасна.

В короткие минуты передышки гулял казак –

звучали в песнях его удаль и веселье.

Каждый казак знал более тысячи песен

Вопрос: Как у Донских казаков появилась  сине- красная форма

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины

За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

В 1737 году царица Анна Иоанновна, в подарок казакам  пожаловала сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

  «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их - и дерево погибнет».

  Так и народ, не знающий своей истории и культуры, обречён на вымирание

Казачьи заповеди

1.ЛЮБИ РОССИЮ, ИБО ОНА ТВОЯ МАТЬ, И НИЧТО В МИРЕ НЕ ЗАМЕНИТ ТЕБЕ ЕЕ.
2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!"

4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ
5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ

6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО
7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ
8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА

10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ
11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

Казачество сегодня


Казаки говорят, что казаком нужно быть в душе. Казаки свято сохраняют традиции и осуществляют основную миссию – служение Отчизне. 

Преданность Родине казаки доказывали во все века. Сегодняшняя казачья дружина охраняет общественное спокойствие, выполняет различные задачи. Для казаков цель превыше всего – служить примером для всех граждан России.

 

 

 

 

 

 

IMG_256

 

 

IMG_256             IMG_256

 

 

IMG_256