Занятие по теме «Откуда хлеб пришел»
Цели занятия:
- воспитывать у детей бережное, уважительное отношение к труду;
- добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба;
- учить детей беречь хлеб.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Объявление темы.
Вступительное слово . Садитесь поудобнее сегодня на занятии у нас гости можно поздороваться и больше не отвлекайтесь . Я надеюсь у вас хорошее настроение .
Наше занятие мы начнем с прослушивания песни « Русское поле» Френкеля.
- Какую картину вы мысленно себе представили?
- Да, большое желтое поле, огромное, как море.
Рожь, рожь, дорога полевая
Ведет неведомо куда.
Рожь, рожь до свода голубого
Поля без края и конца.
- Золотые поля - наше богатство, наш хлеб Как вы думаете какая тема нашего занятия
Да, о хлебе Хлеб – всему голова. Сегодня на занятии вы узнаете историю как появился хлеб Представители каких профессий трудился над созданием хлеба Будьте внимательны, сосредоточены, помогайте и поддерживайте друг друга. Мы учимся сотрудничать. За правильный ответ я буду давать жетон зернышко И так мы начинаем наше занятие тема нашего занятие повторим Хлеб – всему голова.
Хочется произнести такие слова:
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
- А что такое хлеб? (высказывания детей)
- Хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из теста. Он дает нашему организму белки, углеводы. В нем содержатся витамины. Взрослый человек должен съедать 300-400 граммов, а дети 150-400 граммов.
- Я вам хочу рассказать притчу о хлебе как появился хлеб .
Это было
давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод,
человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы
зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать
зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с
пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал
жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его
еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг
почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от
удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки
горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».
Что сделал человек с колоском ? Зачем ? Что произошло с горшком на костре? Как научил ночной костер печь хлеб?
Сейчас люди научились печь очень вкусный , ароматный хлеб и не только хлеб но и различные хлебобулочные изделия . Какие вы знаете хлебобулочные изделия (ответы детей) . А какие продукты нужны для выпечки хлеба ? Как называют людей которые пекут хлеб ?
На каждую
парту ученики получают набор карточек со словами, обозначающими продукты,
необходимые для выпечки пирога, и другие. По сигналу учителя дети выбирают
только нужные карточки что используется для выпечки пирога.
Ученики выбирают нужное среди слов: лапша, соль, ванилин, корица,
перец, бензин, сахар, дрожжи, мука, творог, горох, горчица, варенье, яйцо,
сметана, масло, сода, уксус.
- А сколько надо вложить труда, чтобы хлеб появился у нас на столе! А сколько людей занято при этом. сколько труда нужно вложить, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, булочкой, пирогом, караваем. Представителей каких профессий вы можете назвать, кто потрудился над созданием хлеба? (агроном, хлебороб, комбайнер, мельник). Над этим трудятся представители более 100 профессий.
. - Святое дело - вырастить хлеб. А как же называют профессию людей, которые выращивают, убирают хлеб? Да, это хлеборобы. - День и ночь, в зной и дождь ведут они битву за урожай. Почет и честь вам, хлеборобы!
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Ребята , многие из вас живут в селах , деревнях У многих родители заняты в сельском хозяйстве Кто-то убирает хлеб ,работает на тракторе Вам знакомо хлебное поле , где пашут боронят с самой ранней весны люди на нём работают - Давайте установим порядок работ, которые необходимо выполнить, чтобы хлеб появился в магазине, на столе
На экране появляются слова:
вспахать землю
забороновать
сжать рожь
обмолотить
намолоть
Ребята , скажите , а куда везут готовое зерно ?
Колосья ржи или пшеницы везут на элеватор. ( Словарная работа). Элеватор зерновой - это сооружение для хранения больших партий зерна. Там их молотят, зерно высыпается, а потом его отправляют на мельницу.
- Сейчас, ребята, мы не испытываем недостатка в хлебе. Но были такие времена, когда хлеб выдавали по карточкам, стояли большие очереди за хлебом. Хлеб был с примесью
сена, соломы, семян лебеды. Люди были рады любому кусочку.
. Во время Великой Отечественной войны стране особенно был нужен хлеб. Для фронта, для победы. У войны свой хлеб. 900 дней и ночей ленинградцы жили в условиях блокады. Жители города получали 125 граммов хлеба. В музее истории хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Вид у него был совершенно другой, чем сейчас. Таков был паек для жителей города. А людям нужно было выжить - назло фашистам.
7 ученик. В годы тягот и сражений
Новый мир мужал и креп,
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
8 ученик. Мой юный друг!
Я от тебя хочу
Лишь одного-
Чтоб к хлебу
Относился ты с любовью.
Ведь люди,
Чтобы ты имел его
За хлеб платили
Собственною кровью.
- Да, хлеб - это жизнь. Именно комсомольцу из-под Рязани он стоил жизни. Он погиб, спасая от огня хлебное поле. Борис приготовил рассказ
Рассказ ученика.
Это случилось под Рязанью. Анатолий Мерзлов вместе с друзьями работал на пшеничном поле. Он работал на своем старом тракторе. От случайной искры вспыхнула солома. Рядом было еще поле неубранной пшеницы. Оно могло загореться. Анатолий бросился к трактору. Сражаясь с огнем, он погиб.
- Геройский поступок он совершил? (ответы детей)
- Сейчас мы не знаем нужды в хлебе, хлеба у нас много, наша Родина - хлебная держава. А бережено ли мы относимся к хлебу?
- А мы бережем, ценим хлеб? Подсчитано, что если за один день человек не доест и выбросит всего 50 г хлеба, то это составит 200 кг. 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
Хлеб – драгоценность
Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери
- А как вы относитесь к хлебу в столовой? (рассуждение детей). Так какой же вывод мы делаем? (надо беречь хлеб)
- У вас на партах чистые листочки каждому из вас нужно составить законы как нельзя поступать с хлебом
1. Не бери лишнего хлеба.
2. Не оставляй крошки на столе.
3. Не играй с хлебом.
4. Не выбрасывай хлеб.
5. Не относись неуважительно к хлебу.
- А что можно сделать с остатками хлеба? (сухари, гренки, испечь пирог, накормить птиц)
- А сколько загадок, пословиц, поговорок сочинил русский народ о хлебе!
Проводится игра « Собери пословицу». Работа в парах.
Земля - матушка, без хлеба нет.
Хлеба ни куска, а хлеб - батюшка.
Без золота проживешь, так в тереме тоска.
Без печки холодно - не будет и обеда.
Не будет хлеба - без хлеба голодно.
- Эти пословицы определяют роль хлеба в нашей жизни.
- Цени, уважай и береги хлеб, ведь в нем - человеческая мудрость. Помни всегда и везде:
Хлеб - это судьба народа,
Хлеб - это судьба страны.
Звучит песня « Хлеб - всему голова»
3. Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили? А почему мы говорили о хлебе?
- Что мы взяли для себя? О чем будем помнить?
- Что вам больше всего понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.