Классный час "Плакаты Великой Отечественной войны"
Оценка 4.6

Классный час "Плакаты Великой Отечественной войны"

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
27.02.2021
Классный час "Плакаты Великой Отечественной войны"
Классный час "Плакаты ВОВ"
Классный час, Плакаты ВОВ.docx

 

Плакаты Великой Отечественной войны

Цель:

Познакомить учащихся с искусством плаката.

Содействовать формированию чувства патриотизма

Познакомить учащихся со страницами истории Великой Отечественной войны, находящимися вне пределов школьного курса истории

Способствовать развитию чувства прекрасного

Подготовить класс  к участию в конкурсе плакатов “Вставай, страна огромная!”

 

План проведения классного часа.

1.     Введение. “Погружение” в эпоху. Первый плакат Великой Отечественной.

2.     “Родина-мать зовет!” – образ матери в плакатах военных лет.

3.     Сюжетные линии советских плакатов военных лет:
– героические плакаты,
– плакаты, обращенные к труженикам тыла и партизанам,
– плакаты, бичующие злодеяния фашизма.

4.     Творческое объединение ленинградских художников “Боевой карандаш”.

5.     “Окна ТАСС”.

6.     Творчество КуКрыНиксов

7.     “Дойдем до Берлина!”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход классного часа

1. Введение. “Погружение” в эпоху.

В этом учебном году наша страна отметит 75-ю годовщину Великой Победы. Великая Отечественная война заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные люди одевали военную форму и брали в руки оружие, мирные заводы начинали выпускать оружие и снаряды, артисты уходили во фронтовые бригады, поэты становились военкорами, композиторы писали солдатские песни. Не остались в стороне и те, кому жизнь наградила величайшим даром – говорить с людьми языком живописи. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. Но в военное время не менее важным, чем мужество на фронте, нужно было умение поднять боевой дух людей, повести их на борьбу, поддержать в трудную минуту и порадоваться успехам. Необходимость сделать это непосредственно и быстро – все это послужило в годы войны основой для развития плакатного искусства.

Плакат обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины. Многие плакаты стали классикой советского искусства.

 

Слайд № 3

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года творческий коллектив художников-графиков и живописцев Кукрыниксы, в который входили  (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов) создали эскиз плаката “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.

 

Слайд № 4

“Родина-мать зовет!” – образ матери в плакатах военных лет.

Образ матери, зовущей на борьбу с врагом, впоследствии часто использовали художники плакатисты, но только этот стал символом первых дней Великой Отечественной войны.

Плакат с известным произведением Ираклия Тоидзе “Родина-мать зовет!” был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.

Интересна история создания плаката, которую рассказали жена и сын художника. Тамара Тоидзе фактически подтолкнула мужа к созданию плаката. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг, когда страна узнала страшную новость, Тамара стала олицетворением всех женщин – молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну.

Центральным образом многих плакатов стала женщина средних лет, которая ассоциировалась с матерью, с оставленным отчим домом, с Родиной.

Слайд №

Плакат В.Корецкого “Воин Красной Армии, спаси!”, впервые напечатанный в газете “Правда” 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Древний мотив – мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности.

Плакат решен в два цвета: серый и красный, тональная разработка серого на фотографии, и красным изображены кровавое пятно на штыке и надпись. Лица матери и ребенка напряжены, молчаливы, но плакат словно кричит, призывая к спасению, защите и мщению.

“Для повышения выразительности плаката художник прибегает к весьма действенному композиционному приему. Острие длинного штыка, устремленного по диагонали из нижнего левого угла, находится точно в геометрическом центре картины. На своем пути штык касается руки ребенка, затем лица и выходит за его головой. Ужасающая линия!”

С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.

 

Слайд №

С первых дней войны в плакат прочно вошла тема бдительности. Тогда же настоящим народным фольклором стал лозунг: «Болтун — находка для шпиона!». К поимке вражеских шпионов и диверсантов были привлечены все городские и сельские жители. 

СЛАЙД №

Самые суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к нашей столице. Московский художник Б. Мухин обратился к коммунистам и комсомольцам с призывом возглавить ряды защитников Москвы. Им же был исполнен плакат «Защитим родную Москву» — торжественная клятва московских ополченцев. В эти дни был создан еще один графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат художников Студии им. М.Б. Грекова Н. Жукова и В. Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны.

Слайд №  “Дойдем до Берлина!”.

Авторы плакатов всегда верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Когда разгром врага был уже близок, от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм – главная идея, объединяющая плакаты, третьего, победного этапа войны

До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате “Дойдем до Берлина!” удалось создать запоминающийся образ воина.

Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.

На переднем плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. На заднем плане изображен небольшой европейский городок. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница. Сцена почти идиллическая. Не будь здесь реквизитов войны, можно подумать, что перед нами веселый парень, решивший постранствовать по свету; по дороге он слегка устал, присел отдохнуть, и теперь, отдохнув, готовится продолжить свой путь.

Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью. Фигура солдата, заполняющая почти все пространство картины, изображена сидящей, тем не менее она возвышается над всеми остальными деталями изображения: над силуэтом городка на заднем плане и над движущейся по дороге воинской частью. Максимально приближенный передний план – характерный для плаката прием, таким образом главное отделяется от второстепенного. Художник особенно выделяет солдатский сапог, помещает его на передний план и тщательно вырисовывает детали.

Но если смотреть на плакат не детально, а в общем, то все сразу становится на свои места. “Дойдем до Берлина!” – такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено.

 

СЛАЙД №

В суровые месяцы 1942 года художники открыто показали трагедию мирных жителей на оккупированной территории. Женщины и дети обратились с плакатов к воинам с призывом: «Спасите нас!». Шедевром графического искусства стала работа В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанная в газете «Правда» 5 августа 1942 года. Плакат вызывал у бойцов ненависть к врагу. Недаром художник Н. Жуков на листе «Бей насмерть!» поместил плакат Корецкого на стену дома, который защищал от врага красноармеец-пулеметчик. В. Корецкий не оставляет тему детей — жертв войны. Один за другим создаются плакаты «Смерть детоубийцам!» и «Боец, спаси меня от рабства!» — апофеоз выражения человеческой боли.

 

Этап заключительный. Рефлексия.

Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла — армию и народ — для Победы над фашизмом.

Представьте себе, что вы попали в творческий коллектив художников-плакатистов:
– в первые месяцы войны;

– в мае 1945.

Придумайте эскиз плаката – тем, кто умеет рисовать.
Придумайте четверостишие для плаката – тем, кто пишет стихи.
Придумайте лозунг для плаката – всем.


 

Плакаты Великой Отечественной войны

Плакаты Великой Отечественной войны

Ход классного часа 1. Введение

Ход классного часа 1. Введение

Слайд № 4 “Родина-мать зовет!” – образ матери в плакатах военных лет

Слайд № 4 “Родина-мать зовет!” – образ матери в плакатах военных лет

С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой

С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой

До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок

До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок

Смерть детоубийцам!» и «Боец, спаси меня от рабства!» — апофеоз выражения человеческой боли

Смерть детоубийцам!» и «Боец, спаси меня от рабства!» — апофеоз выражения человеческой боли
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2021