МБОУ Переснянская СШ
Классный час
Уважайте правила дорожного движения!
Классный руководитель:
Яковлева А.А.
Пересна
2020г.
Тема. Уважайте правила дорожного движения
Цель: углубить знания обучающихся о знаниях дорожного движения
Задачи:
Ход классного часа.
1. Слово учителя.
Дисциплина на улице - залог безопасности. Чтобы сохранить здоровье и жизнь, вы должны строго соблюдать правила уличного движения. Они совсем не сложные. И сегодня мы с вами их вспомним.
На какие части делиться дорога?
(На тротуар и мостовую. Мостовая для машин. Тротуар – для пешеходов).
Это интересно
Это было 200 лет назад. В столице Франции - Париже – построили новый театр. Богатые зрители ехали в каретах, бедные шли по той же дороге пешком. Неразбериха, толкотня, шум, гам. И многие театралы вместо зрительного зала попали в больницу. Нужно было срочно что-то придумать. Думали-думали и придумали! По обе стороны улицы, ведущей к театру, отгородили небольшие таблички, на которых написали… Дорога для пешеходов. Только написали по-французски. А по-французски дорога для пешеходов звучит ТРОТУАР.
Как нужно двигаться по тротуару?
(держаться правой стороны)
Итак, по дорогам движется транспорт, а по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий.
Вопросы:
Это интересно
Знаете ли вы когда и при каких обстоятельствах появились первые автомобили?
Свыше 500 лeт тому назад один китайский богдыхан обратил внимание на цветок венчика ветреницы, который под воздействием ветра перекатывался по полю. Так появилось колесо. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э.
С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
Немного истории
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».
Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.
Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.
Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей.
Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56 %. Еще несколько примеров. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
О «Зебре». Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили. Что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов.
ВИКТОРИНА:
1. Как называется любой человека, находящийся на дороге?
(Лицо).
2. Как называется устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов и
оборудования? (Транспортное средство).
3. Как называется лицо, управляющее каким-либо транспортным средством?
(Водитель).
4. Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или
на нем? (Пассажир)
5. Как называется полоса земли с поверхностью искусственного сооружения,
используемая для движения транспортных средств и пешеходов? (Дорога)
6. Как называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не
производящее на нем работу? (Пешеход).
7. Как называется лицо, передвигающееся в инвалидной коляске без двигателя по
дороге? (Пешеход)
8. Какое немеханическое транспортное средство человек может вести руками по
дороге, чтобы приравниваться к пешеходу? (Велосипед)
9. Какое механическое транспортное средство может вести по дороге лицо, чтобы
его можно было приравнять к пешеходу? (Мотоцикл)
10. Какое устройство может применять на дороге пешеход для перевозки груза
своими силами? (Тележка)
11. Какое устройство может использовать пешеход для перевозки в теплое время
детей и лиц с ограниченными возможностями? (Коляска)
12. Как называется лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по
регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами
дорожного движения и непосредственно осуществляющие указанное регулирование?
(Регулировщик).
Статистика
Сейчас на дорогах мира гибнет порядка 1,35 млн человек в год, до 50 млн человек получают травмы. Дорожно-транспортные происшествия являются восьмой ведущей причиной смерти во всем мире для людей всех возрастов. 90% всех аварий происходят в странах с низким или средним уровнем жизни. Издержки от аварийности на уровне стран составляют в среднем 3% от ВВП. Существует множество уже проверенных способов снижения аварийности, и их надо использовать активнее. Наибольший эффект дает комплексный подход к безопасности движения (например, шведская программа Vision Zero), а также взаимодействие с гражданским обществом, коммерческим сектором и промышленностью. В 2024 году ВОЗ подготовит перечень проверенных методов, которые уже позволили успешно сократить смертность.
В последующее десятилетие (2021–2030 гг). прогнозируется еще 500 млн смертей и травм в результате ДТП – в декларации это характеризуется как «эпидемия и кризис». Избежать этого можно только «укреплением политической воли, политического лидерства и более активных действий на всех уровнях». Страны-участники взяли на себя обязательство сделать все, чтобы к 2030 году смертность в ДТП снизилась на 50%, повторив, таким образом, поставленную 10 лет назад цель. Это может быть сделано, в частности, за счет перехода к более безопасным, чистым и энергоэффективным видам транспорта, а также за счет пропаганды физически активных способов передвижения (например, ходьбы и езды на велосипеде). Следуя призыву России и Швеции, страны также договорились сосредоточить внимание на усилении контроля за нарушением скоростного лимита и установить максимальное ограничение в 30 км/ч в тех местах, где наиболее уязвимые участники движения (пешеходы, дети) и транспортные средства часто пересекаются. В российском обществе активные дискуссии на эту тему ведутся уже не первый год, но единого мнения на этот счет не выработано.
Использование смартфонов признают глобальной угрозой
Госавтоинспекция МВД России принимает активное участие в заседаниях и формировании повестки Глобального форума по безопасности движения – рабочего органа Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. В марте 2020 года на этой площадке обсуждалась еще одна серьезная угроза для дорожной безопасности – использование мобильных телефонов за рулем. С ростом популярности соцсетей все больше водителей смотрят за рулем на экран, а не на дорогу, что приводит к увеличению аварийности. Официальная статистика это только подтверждает. Российские эксперты вместе с Италией и Францией готовят рекомендации для других стран ввести на национальном уровне дополнительные ограничения на применение за рулем устройства (телефона или другого гаджета), которое нужно держать в руке. Должна быть также закреплена рекомендация для водителей воздерживаться от просмотра сообщений на экране и использования других функций гаджетов, включая прослушивание аудиосообщений, музыки, а также фото-и видеосъемки. Данные правила должны подкрепляться социальными кампаниями, направленными на изменение поведения участников движения, причем не только водителей, но и пешеходов.
Безопасность детей на дорогах не должна оставлять равнодушными участников дорожного движения, за случаями детского травматизма на дорогах всегда стоит безучастность взрослых к сохранению жизни и здоровья несовершеннолетних.
По данным официальной статистики, за 4 месяца 2019 года зарегистрировано 4 744 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 119 детей погибли и 5 146 пострадали.
В большей степени дети становились участниками происшествий в качестве пассажиров (49,4%) и пешеходов (45,5%). Число погибших детей-пассажиров составило более двух третей (68,1%) от всех погибших в ДТП детей. Виновниками их гибели стали водители, которые выехали на полосу встречного движения и совершили лобовое столкновение с другими автомобилями, либо не справились с управлением и допустили опрокидывание транспортного средства, съезд в кювет либо наезд на препятствие. Во многих случаях дети перевозились в салонах автомобилей без использования детских удерживающих устройств и ремней безопасности, нередко – на руках у родителей или старших родственников.
Госавтоинспекция обращает внимание водителей на необходимость пересмотреть свою манеру вождения автомобиля, быть предельно внимательными и осторожными на дороге, особенно если в салоне находится ребенок-пассажир. Кроме того, обязательным является использование детского удерживающего устройства или ремней безопасности при перевозке ребенка в салоне автомобиля.
Опасение вызывает и безопасность детей-пешеходов, которые составляют определенную «группу риска» и потому нуждаются в особом отношении со стороны других участников дорожного движения. В силу возраста несовершеннолетние не всегда могут адекватно оценить дорожную обстановку, подвергая свою жизнь неоправданному риску.
За 4 месяца текущего года 45 процентов ДТП с участием детей-пешеходов совершены на пешеходных переходах. Основная часть наездов на несовершеннолетних, по-прежнему, происходит на нерегулируемых пешеходных переходах, в основном из-за не предоставления преимущества в движении пешеходам.
Стоит отметить, что с начала года отмечается снижение показателей аварийности по собственной неосторожности детей-пешеходов. Количество таких ДТП сократилось на 6,4% (786), число раненых – на 6,5% (781) и число погибших – на 26,3% (14).
Аварии с детьми нередко происходят в темное время суток, потому что маленький пешеход почти невидим водителями, если на его одежде нет световозвращающих элементов. Всегда следует помнить о пользе световозвращателей, благодаря которым дети становятся заметнее на дороге, особенно в пасмурную погоду и в темное время суток.
Чтобы ребенок был в безопасности, родителям необходимо регулярно напоминать ему основы безопасного поведения на дороге. Он должен знать, как правильно переходить проезжую часть, помнить, что нужно обязательно остановиться, посмотреть вначале налево, затем направо, еще раз налево и только после этого, убедившись в отсутствии машин, начинать движение. Ребенок должен понимать, что переходить дорогу на «красный» категорически запрещено, и нарушение этого правила может стоить ему жизни.
С наступлением теплого времени года традиционно возрастает риск увеличения аварийности с детьми, управляющими транспортными средствами. ДТП с детьми-велосипедистами уже составили 3,9% от всех ДТП с участием детей. При этом возросли все показатели: количество ДТП увеличилось на 60,3%, число погибших на 50%, число раненых на 60,5%. 60% ДТП с детьми-велосипедистами связаны с нарушениями ПДД, допущенными с их стороны.
Дети, управлявшие мототранспортом (в том числе мопедами и приравненными к ним транспортными средствами), стали участниками 43 ДТП, в которых 2 ребенка погибли и 41 ранен. Причиной 74,4% таких происшествий стала собственная неосторожность детей.
Госавтоинспекция призывает водителей мото- и велотранспорта быть внимательными на проезжей части, перед началом движения следует обязательно убедиться в исправности технического состояния двухколёсного транспортного средства. Следует помнить, что возможность управления мототранспортом и квадроциклами появляется только по достижению 16-летнего возраста, при наличии водительского удостоверения соответствующей категории и использовании средств пассивной защиты, в случае нарушения ребенком этих требований его родители могут быть привлечены к административной ответственности.
В Госавтоинспекции отмечают, что только в первую волну майских праздников (1-5 мая) этого года на территории России произошло 190 ДТП с участием детей, в которых 8 несовершеннолетних погибли, а 210 получили ранения. В связи с этим призываем участников дорожного движения быть особенно внимательными на дорогах по отношению к детям, а также соблюдать правила дорожного движения и элементарные меры предосторожности, что поможет избежать непоправимых последствий.
ВЫВОД: Пешеход, водитель, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.
Памятка.
1. Умей не только видеть, но и слышать улицу.
2. Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода,
тормоза)
3. Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для
пропуска автомобиля.
Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.