Классный час "Поговорим о птицах"

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Поговорим о птицах Классный час.docx

Департамент общего образования томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Поговорим о птицах»

Сценарий классного часа

 

 

Время реализации: 40 минут

Возраст: обучающиеся 8-10 лет

Отделение слабослышащих детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Раиса Ивановна Моисеева

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

rimoiseeva@list.ru

 

Томск-2016 г.

Цель: получение знаний о птицах как части окружающей среды.

Задачи:

1.   учебная– дать детям понятия о птицах, строении тела, местах обитания птиц, пище;

2.   воспитательная – воспитывать  нравственно-экологическое сознание детей;

3.   развивающая– развивать  познавательные процессы: восприятие, внимание,  являющиеся основой мышления, на наглядно-практическом материале формировать речь как средство мыслительной, коммуникативной  деятельности;

4. коррекционная – учить анализу внешнего облика птиц, активизировать умственное развитие в сочетании с эмоциональной  отзывчивостью, активизировать слухоречевое восприятие на уровне различение, опознавания.

Оборудование и материал:

предметные картинки на общую тему: «Птицы» (скелет, лапы, перья, части тела); речевые карточки, обозначающие названия частей тела, на каждого ребёнка лист белой бумаги А 4 с контурным  изображением птицы, сюжетные картинки о жизни птиц в природе, открытки, фотографии, на каждого ребёнка конверт с речевыми карточками с названиями птиц с буквой  «С» в начале слова: сойка, сова, соловей, синица, снегирь, сапсан, ворона, воробей, филин, грач, голубь, павлин, разрезанная картинка с изображением павлина.

Слуховой словарь:

скелет, лапы, перо, тело, клюв, хвост, голова, когти.

Таблица 1

п/п

Структурные элементы

Время

Результат

1.

Организационный момент

2 минуты

Дети слушают учителя, выполняют данные им инструкции

2.

Целевая установка на тему урока

4 минуты

Воспринимают информацию на уровне различения

3.

Установка на речевую деятельность, диалог с учителем

 

5 минут

Работают со звукоусиливающей аппаратурой, слушают речевой материал, дают ответы на поставленные вопросы

4.

Динамическая пауза

2 минуты

Организация игры: «Что есть у птицы?»

5.

Предъявление речевого материала о птицах. Активизация к диалогу, беседе

20 минут

 

 

Информацию воспринимают слухозрительно, участвуют в диалоге, беседе

6.

Занимательная минутка

4 минуты

Работают с речевыми карточками, на которых напечатаны названия птиц. Выбирают карточки с названиями птиц, которые начинаются на букву «С» в начале слова

7.

Итог

2 минуты

Оценивают свою деятельность с помощью наводящих вопросов

8.

Задание на дом

1 минута

Фиксируют задание в дневнике

Предшествующая работа (сентябрь месяц):

целевые прогулки в парк, фотографирование птиц в природе, посещение библиотеки, рассматривание иллюстративного материала о птицах из энциклопедий, экскурсия на станцию юннатов, наблюдения за водоплавающими птицами, внеклассное чтение произведений Г. Снегирёва: «Про птиц», «Как звери и птицы к зиме готовятся, наблюдение во время прогулок за птицами, экскурсия в зоологический музей «Животный мир Томской области», наблюдения из окна классной комнаты за поведением птиц в природе, упражнения для развития аналитико-синтетической деятельности: дорисуй птицу, освободи птицу,  птица из лекал, штриховка, игра «Танграм». Вся предшествующая работа проводится как в учебное время, так и во внеурочное время. К работе активно привлекаются родители, оказывают помощь в подборе речевого, наглядного материала, готовят из пластиковых бутылок кормушки для птиц, принимают посильную помощь в проведении месячника речи: «Птицы – наши соседи».

сканирование0096

1.                 Организационный момент классного часа

Дети стоят у стола учителя, учитель обращается к детям:

 - Ребята, вы хорошо меня слышите?

 - Да, мы слышим хорошо.

- Ребята, вспомните, как мы знакомились с птицами?  Вспомните, куда мы ходили, что делали, кого видели?

 - Мы ходили в парк, музей, на экскурсию и видели птиц.

 - Каких птиц вы видели? (дети перечисляют)

- Подойдите к партам, сядьте красиво, снимите аппараты, наденьте наушники.

сканирование0097Регулирую режим усиления, определяю, как слышат дети.

 

2.                 Целевая установка

 - Сегодня мы будем изучать птиц, как настоящие учёные, говорить о птицах. Во-первых, я хочу рассказать вам о птицах. Птицы – это животные, которые могут летать. У нас с вами есть руки, а у птиц вместо рук передние конечности – это крылья, поэтому птицы могут летать.

У птицы есть скелет.

Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают скелет птицы.

Тело птицы покрыто перьями.

Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают типы перьев птиц.

Когда мы были в музее на экскурсии, вы обратили внимание на ноги птиц? Посмотрите, вспомните,  какие разные ноги у птиц.

Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают ноги птиц.

 

   - Ребята, у птиц передние конечности превратились в крылья, как я уже сказала, они позволяют птицам летать. Посмотрите птицу в полёте.

Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают планирование птицы аиста.

 

 - Ребята, предлагаю вам посмотреть, что есть у любой птицы.

Показываю иллюстрацию птицы скворца с обозначенными частями тела, дети внимательно рассматривают.

 

3.                 Установка на речевую деятельность

Работа по слуховому словарю за экраном. Дети воспринимают речевой материал через опознавание:

скелет, лапы, перо, тело, клюв, хвост, голова, когти.

 - Ребята, сейчас мы будем говорить о птицах. Что вы знаете о птицах? Расскажите, каких птиц вы видели? Где живут птицы? Чем питаются птицы? Дети делятся информацией, я дополняю высказывания детей, помогаю сформулировать предложения, словосочетания. Также дети пользуются опорой на речевой материал, помещённый на карточках.

Привлекаю внимание детей к иллюстрации  скелета птицы.

 - Скелет птиц лёгкий и прочный. Шея очень гибкая и подвижная, иначе птица не могла бы строить гнездо, чистить оперение, ловить добычу. Шея у птиц, как у человека рука, или у слона хобот.

(привлекаю внимание детей к иллюстрации  типы перьев птиц)

 - Перья у птиц бывают нескольких типов. Перья, расположенные на крыле, называются «маховые».

Дети хором считывают это слова с таблички, повторяют слово по очереди.

Пуховые перья служат только для тепла.

Дети считывают слово, повторяют его.

Перья, которые расположены в хвосте, называются «рулевые».

Дети считывают, ещё раз рассматривают иллюстрацию.

Привлекаю внимание детей к  иллюстрации, ноги птиц.

 - Цапля бродит в воде и не проваливается в ил.

Перепонки  между пальцами у уток помогают им легко плыть.

Лапа куропатки не проваливается в снег.

А эта двупалая лапа страуса приспособлена для быстрого бега.

Лапа орла хорошо схватывает добычу.

Лапа дятла держит его на вертикальном стволе дерева.

 

Привлекаю внимание детей к иллюстрации, изображающей планирование птицы аиста. 

 - Планирование – это когда птица скользит в небе на неподвижно распростёртых крыльях. Обращаю внимание детей на иллюстрацию. Крыло птицы, как и самолёта, имеет выпуклую форму. Совершая вверх и вниз движения, птица передвигается по воздуху.

сканирование0100 Привлекаю внимание детей к  иллюстрации птицы скворца с обозначенными частями тела

1.                 голова

2.                 шея

3.                 брюшко

4.                 коготь

5.                 лапа

6.                 хвост

7.                 крыло

8.                 клюв

 

- Ребята, посмотрите, что есть у птицы скворца, те же части есть и у всех птиц. Послушайте, как правильно называются части тела.  А теперь вы правильно назовите части тела данной птицы.  

4. Динамическая пауза

Игра: «Что есть у птицы?»

Вниманию детей предъявляю иллюстрации с изображениями птиц: сороки, вороны, голубя, синицы, воробья. Дети называют части тела у каждой птицы, если затрудняются, ориентируются на речевые карточки.

5.Предъявление речевого материала о птицах. Активизация к диалогу, беседе

Даю установку детям, что на любой мой вопрос они начинают свой ответ со слова: «Да». Для ориентировки показываю речевую карточку, иллюстративную картинку синицы.

 - Это птица?  - Да, это птица.

 - Это птица синица? - Да, это птица синица.

 - Синица маленькая птица? - Да, синица маленькая птица.

Показываю картинку воробья.

 - Это воробей? - Да, это воробей.

 - Воробей - друг  голубей? - Да, воробей – друг голубей.

Показываю картинку голубя.

 - Это птица голубь? - Да, это птица голубь.

 - Голубь зёрнышки клюёт? - Да, голубь зёрнышки клюёт.

Показываю картинку воробья.

 - Воробей маленькая птица?  - Да, воробей маленькая птица.

 - Ворона большая птица? - Да, ворона большая птица.

Далее организую беседу на основе диалога.

 - О каких птицах я задавала вопросы? Произвольные ответы детей.

 - Чем питаются птицы? Произвольные ответы детей.

 - Почему говорят: «Птицам надо помогать?». Произвольные ответы детей.

 - Почему говорят: «Птицы – наши друзья». Произвольные ответы детей.

6. Занимательная минутка

 - Откройте конверты. Что там? Там речевые карточки с названиями птиц. Ребята, выберите названия птиц, в которых буква «С» стоит в начале слова. Кто быстрее выполнит это задание, тот мне поможет собрать красивую птицу, и мы узнаем, как она называется. По мере выполнения задания, дети подходят к столу учителя и собирают из частей птицу павлина, затем все её рассматривают, подбирают определения к слову хвост.

 - Как называется эта птица?

 - Павлин.

 - Какой хвост у павлина?

 - Красивый, нарядный, большой, длинный, разноцветный.

 - Вы видели эту птицу?

Произвольные ответы детей.

7. Итог

 - Ребята, чем вы занимались?

 - Что вы нового узнали сегодня о птицах? (произвольные ответы детей)

 - Ребята, посмотрите на птиц, какая птица вам больше всего понравилась? Почему? Произвольные ответы детей (если дети испытывают трудности в речевом плане, предложить речевые карточки для считывания).

 - Молодцы! сегодня вы хорошо работали, старались правильно говорить, отвечать на вопросы. Все работали активно, молодцы!

8. Задание на дом

 - Наследующей встречи мы познакомимся с сорокой и синицей. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Найти картинки с изображением синицы и сороки, загадки, маленькие стихи.

Литература

1.                 Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд.,2005. – 644

2.                 Энциклопедия для детей.  Птицы и звери / Глав.ред. В.А. Володин, вед ред. Г.Е. Вильчик.  -   М.: - Аванта+, 2002. – 448 с.: ил.

3.                 Лукина Н.А.. Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003. – 112

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335


 

Скачано с www.znanio.ru