Классный час "Русское национальное письмо. Вязь"

  • docx
  • 09.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классный час ВЯЗЬ.docx

Классный час «Русское национальное письмо. Вязь»

 

Цель: приобщение детей к культурному наследию, истокам русского национального письма посредством его декоративной формы (вязь).

Задачи: 

  • Формировать систему знаний о русской национальной культуре и истории;
  • Формировать духовные качества, эстетический вкус у детей;
  • Осваивать историко-культурное наследие России через представление о малой родине;
  • Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
  • Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся и  обогащать их словарный запас;
  • Познакомить детей с такой формой русского национального письма, как вязь, которая является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Ход занятия

1.     На предыдущем уроке я вам рассказала о каллиграфии.

Какие виды каллиграфии существуют в Мире?

Именно в европейской  каллиграфической школе сформировался такой вид русского национального  декоративного письма, как вязь.

 - Как вы думаете, что такое вязь?

 - Подберите к нему однокоренные слова (завязывать, свяжу)

- Значит, мы сегодня на уроке будем вязать? (достаю клубок с нитками)

- Да, мы будем вязать, НО не нитками, а буквами…

- Как же можно буквы связать?

 

2. Вязь – это  графическое изображение букв и знаков, характерное только для русского народа  (показываю и прошу прочитать слово Рязань) (испытывают затруднение)

- Письмо вязью было и остается вершиной национального письма. В мире существует только два вида вязи: русская и арабская.

Мы с вами можем гордиться, что являемся наследниками одной из этих культур!

 

Видео

 

А как вы думаете, древние Рязанцы умели писать вязью?

 

3.Сейчас я отвечу на этот вопрос и приведу интересные факты и доказательства.

 

- Как вы понимаете слово «тайнопись»? От каких слов оно образовано? (образовано от двух слов – тайна, писать)                             

- Мы с вами поняли, что невозможно прочитать надпись, не зная основ русской  вязи.

 

Сейчас я вас не только читать вязь научу, но и самостоятельно составлять такие надписи.

Русская вязь имеет характерные национальные черты, на первый взгляд, очень сложна по декоративному исполнению, но доступна даже детям.

 

При построении текстов используется система «8+1+8+1+9», при которой соотношение ширины буквы к ее длине составляет 1:9.

Рассказ по слайду о методике написания.

Давайте напишем слово Рязань и убедимся, что это каждому под силу.

Перед вами памятки с вариантами написания букв, которые вам понадобятся для написания этого слова.

Р Я З А Н Ь

 

Обращаю ваше внимание, что автор работы сам выбирает размер каждой буквы и расположение букв в надписи. Буквы должны располагаться слева направо и сверху вниз, идя друг за другом и постепенно «завязываясь» в слово. Единственным условием является то, чтобы порядок букв в слове не менялся.

 

У вас получились прекрасные работы. Все справились, а значит, я была права: письмо вязью доступно каждому! Каждому грамотному наследнику Древнерусской цивилизации, коими мы и являемся.

 

Как вы думаете, почему я выбрала для написания слово «Рязань»? (Это наша малая родина, мы живем рядом с городищем Старая Рязань, жители древней Рязани были грамотными и писали вязью, украшая предметы быта. Мы наследники культуры древних рязанцев). Я надеюсь, что вы гордитесь своими предками и будете достойными продолжателями традиций.

 

Каждый из вас написал слово «Рязань» по-своему. Это говорит о том, что, несмотря на строгие правила, в письме вязью есть место творчеству и индивидуальности. А творческий человек не ограничен рамками и всегда стремится к большему, применяя полученные знания и умения в различных направлениях.

Я, например, очень люблю вязать! Готовясь к нашему классному часу, подбирая однокоренные слова к слову вязь, я сразу вспомнила о своем хобби и решила попробовать связать вязью. Посмотрите, какая интересная работа у меня получилась!

Попробуйте прочитать надпись. (Рязань – моя Родина)

Замечательно! Вот доказательство того, что и читать вязь вы научились!

 

А как еще можно применить умение писать вязью? (Принт на футболке, секретное общение, декоративные картины в качестве сувенира и др.)

 

Желаю вам не останавливаться на достигнутом, использовать полученные знания и умения в повседневной жизни и творчестве! А помогут вам в этом памятки, которые я подготовила. Там есть образцы написания всех букв и цифр.

Спасибо вам за работу и творческих успехов!


 

Посмотрите также