Классный час «Русское национальное письмо. Вязь»
Цель: приобщение детей к культурному наследию, истокам русского национального письма посредством его декоративной формы (вязь).
Задачи:
Ход занятия
1. На предыдущем уроке я вам рассказала о каллиграфии.
Какие виды каллиграфии существуют в Мире?
Именно в европейской каллиграфической школе сформировался такой вид русского национального декоративного письма, как вязь.
- Как вы думаете, что такое вязь?
- Подберите к нему однокоренные слова (завязывать, свяжу)
- Значит, мы сегодня на уроке будем вязать? (достаю клубок с нитками)
- Да, мы будем вязать, НО не нитками, а буквами…
- Как же можно буквы связать?
2. Вязь – это графическое изображение букв и знаков, характерное только для русского народа (показываю и прошу прочитать слово Рязань) (испытывают затруднение)
- Письмо вязью было и остается вершиной национального письма. В мире существует только два вида вязи: русская и арабская.
Мы с вами можем гордиться, что являемся наследниками одной из этих культур!
Видео
А как вы думаете, древние Рязанцы умели писать вязью?
3.Сейчас я отвечу на этот вопрос и приведу интересные факты и доказательства.
- Как вы понимаете слово «тайнопись»? От каких слов оно образовано? (образовано от двух слов – тайна, писать)
- Мы с вами поняли, что невозможно прочитать надпись, не зная основ русской вязи.
Сейчас я вас не только читать вязь научу, но и самостоятельно составлять такие надписи.
Русская вязь имеет характерные национальные черты, на первый взгляд, очень сложна по декоративному исполнению, но доступна даже детям.
При построении текстов используется система «8+1+8+1+9», при которой соотношение ширины буквы к ее длине составляет 1:9.
Рассказ по слайду о методике написания.
Давайте напишем слово Рязань и убедимся, что это каждому под силу.
Перед вами памятки с вариантами написания букв, которые вам понадобятся для написания этого слова.
Р Я З А Н Ь
Обращаю ваше внимание, что автор работы сам выбирает размер каждой буквы и расположение букв в надписи. Буквы должны располагаться слева направо и сверху вниз, идя друг за другом и постепенно «завязываясь» в слово. Единственным условием является то, чтобы порядок букв в слове не менялся.
У вас получились прекрасные работы. Все справились, а значит, я была права: письмо вязью доступно каждому! Каждому грамотному наследнику Древнерусской цивилизации, коими мы и являемся.
Как вы думаете, почему я выбрала для написания слово «Рязань»? (Это наша малая родина, мы живем рядом с городищем Старая Рязань, жители древней Рязани были грамотными и писали вязью, украшая предметы быта. Мы наследники культуры древних рязанцев). Я надеюсь, что вы гордитесь своими предками и будете достойными продолжателями традиций.
Каждый из вас написал слово «Рязань» по-своему. Это говорит о том, что, несмотря на строгие правила, в письме вязью есть место творчеству и индивидуальности. А творческий человек не ограничен рамками и всегда стремится к большему, применяя полученные знания и умения в различных направлениях.
Я, например, очень люблю вязать! Готовясь к нашему классному часу, подбирая однокоренные слова к слову вязь, я сразу вспомнила о своем хобби и решила попробовать связать вязью. Посмотрите, какая интересная работа у меня получилась!
Попробуйте прочитать надпись. (Рязань – моя Родина)
Замечательно! Вот доказательство того, что и читать вязь вы научились!
А как еще можно применить умение писать вязью? (Принт на футболке, секретное общение, декоративные картины в качестве сувенира и др.)
Желаю вам не останавливаться на достигнутом, использовать полученные знания и умения в повседневной жизни и творчестве! А помогут вам в этом памятки, которые я подготовила. Там есть образцы написания всех букв и цифр.
Спасибо вам за работу и творческих успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.