Классный час:
«Школьные конфликты. Буллинг»
(Занятие для учащихся 5-7 классов)
Цель: раскрыть понятие «буллинг» и найти пути решения школьных конфликтов.
Задачи:
- актуализировать знания подростков о конфликте;
-выслушать личный опыт участия каждого в школьных конфликтах;
-найти пути решения школьных конфликтов.
Оборудование: проектор, листы бумаги, цветные карандаши, бланк для обратной связи.
Ход занятия.
Добрый день, ребята! Начать нашу сегодняшнюю встречу мы начнем с определением темы беседы, для этого необходимо послушать отрывок из известной сказки:
Слушаем. (Можно включить запись или зачитать)
«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
- Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого. Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры».
Итак, ребята, кто вспомнит, как называется эта сказка и кто ее автор? (ответы детей) («Гадкий утенок» — сказка Г. Х. Андерсена)
Кто сможет сказать, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
Хорошо. Вы все по-своему правы.
(1 слайд) Итак, тема нашей сегодняшней встречи «Школьные конфликты. Буллинг» (на экране появляется первый слайд презентации)
Итак, мы продолжаем. Давайте вспомним, что было дальше. (ответы детей)
Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать.
Кто-то сможет продолжить сказку? (ответы детей)
«Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” А мать прибавляла: “Глаза бы на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою».
Обсуждение:
- Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку?
- Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц?
- Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?
Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.
-А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? (ответы детей)
На самом деле, эта проблема существовала во все времена, во всех школах, среди любой молодежи.
Почему же одни люди издеваются над другими? (ответы детей)
Многие задиры считают, что таким образом они показывают силу характера, самоутверждаются, поднимают свой авторитет среди сверстников. Не секрет, что в школе многих травят, иногда даже учителей. Обидчикам кажется, что так они будут круче всех! На самом деле те, кто издевается, просто не в силах выделиться каким-то другим способом.
Мы все стремимся найти что-то свое, уникальное, «выделиться», стать кем-то выдающимся. У кого-то получается хорошо петь, у кого-то танцевать, кто-то хороший спортсмен, или легко учит языки, а у кого-то хорошо получается только самоутверждаться в своей силе на сверстниках. Часто они просто завидуют и поэтому так себя ведут. Такие люди были, есть и будут. Нужно уметь с ними находить общий язык или защищаться.
(2 слайд.) Такое явление мы называем «буллинг» в переводе с английского это травля, издевательства, оскорбления, агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Сейчас я предлагаю посмотреть, а потом обсудить фрагмент фильма «Чучело», главную роль Лены Бессольцевой в этом фильме исполнила Кристина Орбакайте.
Сюжет фильма следующий: в провинциальную школу приходит новая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего дедушки -коллекционера картин. В школе девочку встречают с неприязнью и дают ей обидное прозвище «Чучело». И только Дима Сомов относится к девочке с симпатией и оказывает ей поддержку. Всем классом ребята прогуливают урок литературы. Дима Сомов в разговоре с классной руководительницей выдаёт тайну. За прогул урока детям отменяют поездку в Москву в осенние каникулы. Не долго думая, ребята решают найти и наказать предателя. Видя нерешительность Димы Сомова, Лена берет вину на себя. В результате она становится изгоем, одноклассники объявляют ей бойкот, начинают над ней издеваться и даже избивают.
(показ ролика из к/ф «Чучело»)
Обсуждение
- Что чувствовала главная героиня?
- Почему возникла травля?
- Был кто-то из одноклассников на её стороне?
- Какую тактику героиня выбрала для решения конфликта?
-Помогла ли ей эта тактика?
- Как бы вы поступили на ее месте?)
(3 слайд) Работа в группах.
А теперь давайте вместе подумаем, какие же ЧУВСТВА испытывает тот, на кого направлены эти негативные действия.
Разбейтесь по группам, по 4 человека. Проще всего это сделать, так. Первая парта повернитесь ко второй, третья к четвертой и т.д.
Выберите из слов, которые находятся у вас на столах те, которые обозначают эти чувства. На пустых карточках напишите, какие еще чувства испытывает подросток, которого травят.
(Перед участниками карточки со словами: ненависть, печаль, испуг, спокойствие, равнодушие, радость, обида, тревога, раздражение и др.)
Обсуждение. Каждая группа высказывается, аргументирует свой выбор
Как вы думаете, чем отличается конфликт от буллинга? (Отвечают дети)
(4 слайд) Можно выделить 5 серьёзных отличий обычного школьного конфликта от травли (буллинга)
1. Главное отличие травли от конфликта — неравные силы. В конфликте обе стороны одинаково сильны и могут равноценно влиять на ситуацию. В случае травли жертва ощущает себя беспомощной.
2. Конфликт чаще возникает спонтанно. Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. Травля — это спланированное систематическое унижение одного ребёнка группой других детей.
3. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее. В случае травли жертва не виновата в случившемся. Она не выбирала такую ситуацию. И стать жертвой может любой ребёнок.
4. Конфликт длится недолго. Стороны стараются уладить его как можно быстрее. Травля же — регулярно повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить жертву, а суть в эмоциональном или физическом насилии
5. Конфликт можно разрешить. Это последнее и главное отличие. Травлю, в отличие от конфликта, можно только прекратить (в лучшем случае).
Что же делать, если по какой-то причине, вас обижают? (ответы детей)
(5 слайд) Если по какой-то причине, вас обижают, можно обратиться к людям, которым вы доверяете.
- обратиться к родителям
- к учителю
- школьному психологу или социальному педагогу
- в школьную службу медиации
- по телефону доверия
(6 слайд) Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Словесное оскорбление влечет за собой административную ответственность. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет. Если ребенок не достиг возраста уголовной ответственности, то за его проступки будут отвечать его родители или законные представитель.
Подведение итогов. Рефлексия
(7 слайд) Заканчивая нашу встречу я хочу, чтобы вы живили по принципу - «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой», и помните про закон «бумеранга».
Я хочу, подготовила вам буклет, информация в котором может быть кому-то полезной.
Ребята, сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующий вопрос:
- Что вам на занятии понравилось или не понравилось….
- Что вы нового и интересного узнали…
(ответы детей могут как в устной, так и в письменной форме)
Спасибо за урок. До новых встреч.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.