Классный час "Совесть - внутренний судья"
Оценка 4.8

Классный час "Совесть - внутренний судья"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
классное руководство
8 кл—11 кл
17.05.2022
Классный час  "Совесть - внутренний судья"
"Совесть - внутренний судья"
Классный час Совесть - внутренний судья человека..doc

 

Классный час   «Совесть – внутренний судья человека»

 

Цели: Знание нравственных норм и повторение правил поведения.

Задачи:

Развивающие:

1.     Развитие самоуважения у подростков;

2.     Развитие ответственного поведения.

Воспитательные:

1.     Повышение самоценности и самооценки личности.

 

Форма: классный час - размышление.

 

Ход классного часа

 

Стихотворение Александра Яшина  

 

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство.
И есть еще – Совесть и Честь…

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова!

 

Наш сегодняшний разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «совесть» - ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Совесть – понятие морального сознания, внутреннего убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.

                О проявлении совести человека имеется немало высказываний известных людей. Вот некоторые из них.

Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау)

Совесть-это наш внутренний судья. (Гольбах).

Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными. (Ж. Ж. Руссо)

Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть. (А.И.Солженицын)

 

Давайте обратимся к словарям. В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает?

    В словаре В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».

Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является важнейшим критерием в нравственной оценке человека?

Нравственный личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой.

Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говорится в народе: есть стыд, есть совесть.

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?

·        Бедности своих родителей?

·        Неряшливого вида?

·        Аккуратной, но не модной одежды?

·        Пренебрежения к окружающим?

·        Грубости по отношению к людям?

·        Высокомерия?

·        Чего то ещё?

 

У А.С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».

А что значит – поступать по совести?

 

 

Дома вы познакомились со сказкой Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

Какое наименование совести вы встретили в этом тексте? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, негодная ветошь, вопиющее безобразие, негодная тряпица и т. д.)

Поэтому я предлагаю вам на примере сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть» решить для себя: нужна ли « надоедливая приживалка»? Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас.

-Каким образом в начале сказки автор указывает нам на проблему? ( «Пропала совесть. Совесть пропала». Дважды повторяются одни и те же слова.)

-А разве она была? («По-старому…»)

-Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)

-Как автор называет их (людей)? («Счастливцами», «мудрыми мира).

-Какой приём при этом используется? (Ирония.)  Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени).

-М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести.

-Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).

-А сейчас, как вы думаете, есть похожие люди? Приведите примеры.

 

Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался. В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть. Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин.

Упражнения совести.

«Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках на саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.

Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.

Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?

(попросить прощения)

Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

В качестве завершения нашей сегодняшней беседы я предлагаю посмотреть еще один видеоролик «Притча про воробья» (можно найти в Интернете)

Классный руководитель. Никогда не поздно попросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа. На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!


Классный час «Совесть – внутренний судья человека»

Классный час «Совесть – внутренний судья человека»

Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть

Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть

Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас

Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2022