Классный час «Сплочение классного коллектива»
Подготовили и провели: педагог-психолог / классный руководитель Котлярова А.П.
Тип занятия: интегрированное
Форма: групповой тренинг
Класс: 6 МКОУ Новочановской СОШ
Условия проведения: сенсорная комната МКОУ Новочановской СОШ
Дата проведения 09.02.2022
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
5. развитие умения работать в команде.
Ожидаемые результаты занятия:
метапредметные:
1. Оптимизация межличностного общения обучающихся.
2. Формирование у школьников навыков коллективного взаимодействия.
3. Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме.
предметные:
1. Ознакомление школьников с элементами психологического анализа ситуации, поведения человека в ней и составления характеристики личности.
2. Повышение интереса подростков к изучению психологии.
3. Получение новых знаний и умений по взаимодействию в классном коллективе.
личностные:
1. Активизация личностной позиции и взгляда обучающегося на рассматриваемую на занятии проблему.
2. Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.
3. Развитие у подростков навыков саморефлексии и адекватной самооценки.
1. Вводная фаза
Цель фазы: Знакомство участников с целями тренинга, правилами работы в группе.
«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в нашей школе, получение хорошего образования! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
Название упражнений: «Правила группы»
Время: 2 минуты.
Необходимые материалы: лист с правилами.
2. Фаза контакта
Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.
Название упражнений: «Веселый счет» («Поворот в прыжках»)
Время: 3 минут.
3. Фаза лабилизации
Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, нахождение общего между участниками.
Название упражнений: «Поиск сходства», «Построимся»
Необходимые материалы: 2 листа, 2 ручки
Время: 10 минут.
4. Фаза обучения
Цель фазы: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде.
Название упражнений: «Маятник», «Дерево дружбы»
Время: 10 минут.
Необходимые материалы: распечатанный шаблон дерева без листьев, краски, влажные салфетки (вода, бумажное полотенце).
5.Заключительная фаза
Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения
Название упражнений: «Говорящие руки», «Подарки группе»
Время: 7 минут.
Общее время: 30 минут.
Фаза тренинга |
Время |
Название, цель |
Содержание |
|
1. Вводная фаза |
2 минуты. |
Приветствие«Правила группы» |
Ребята, рада приветствовать вас на нашем занятии в сенсорной комнате. Поговорим об эффективном взаимодействии людей. Сплочение (значение: вместе, объединение), команда, класс, группа. Ведет к достижению результата, победы – Общая цель. Какие общие цели в вашей команде, в вашем классе? Вывод: сплочение- это возможность для команды стать единым целым для достижения целей. Поддержку можно получить в своей команде единомышленников. Ресурсы = правила работы на занятии в группе r Проявлять активность. r Слушать друг друга, не перебивая. r Говорить только от своего лица. r Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице r Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения r В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться. |
|
2. Фаза контакта |
2-3 минуты. |
Упражнение «Веселый счет» Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения. |
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться, как-то предупреждать друг друга. Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания. Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания? |
|
Упражнение «Поворот в прыжках» Цель: активизация группы, сплочение. |
Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону вокруг себя (на 90, 180, 240 или 360°). Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого. Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность. Обсуждение: Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел. А как это сделать? |
|
||
3. Фаза лабилизации |
10 минут |
|
||
Упражнение «Поиск сходства» Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников. |
Ресурсы: ручки, листы бумаги. Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество. Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше. Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. |
|
||
Упражнение «Построимся» Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам. |
Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от школы, по цветам радуги в их одежде. Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде. Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна? |
|
||
4. Фаза обучения
|
10 минут |
Упражнение «Маятник» Цель: сплочение коллектива. |
Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии стоит один из подростков. Он начинает падать в какую-либо сторону, не сгибая колен. Группа ловит его и передает в другую сторону. Важно, чтобы стоящие в кругу занимали удобное положение для поддержки «маятника»: правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки ладонями вперед. От группы требуется большое внимание и аккуратность, необходимо помогать другу, ловить и передавать стоящего внутри круга. Группа должна работать совместно так, чтобы «маятнику» было комфортно и безопасно. Примечание: физически сильные и слабые должны чередоваться. Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении? |
|
Упражнение «Дерево дружбы» |
Мы с вами говорим о сплочении, а рисовать будем «дерево дружбы». Какие ваши предположения – почему? (Дружный класс, дружная команда может быть сплоченной) Оставить отпечаток пальца на шаблоне — дерево и создадим свое «дерево дружбы». Нравится вам результат? Ваше «дерево» отражает ваш дружный коллектив? |
|
||
|
||||
5.Заключительная фаза
|
7 минут |
Упражнение «Говорящие руки» Цель: эмоционально-психологическое сближение участников. |
Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: 1. Поздороваться с помощью рук. 2. Побороться руками. 3. Помириться руками. 4. Выразить поддержку с помощью рук. 5. Пожалеть руками. 6. Выразить радость. 7. Пожелать удачи. 8. Попрощаться руками. Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения. Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение? |
|
|
||||
Упражнение «Подарок» Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. |
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное участие аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте. Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что интересного (нового) вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы были активны, слаженно работали в команде. Команда – единое целое. Вы – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сильнее! Спасибо всем за участие!» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.