Тайны моего характера.
(занятие по портфолио 4 класс)
Цели:
- закрепить первичные
представления о понятии «характер»;
- способствовать формированию адекватной самооценки;
- побуждать детей к анализу своих поступков;
- развивать умение видеть в себе положительные и отрицательные черты характера;
- развивать мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
Оборудование: ключевая фраза, карточки с названием черт характера, дерево, фрагмент фильма «Белый пудель», тесты на каждого ученика, “волшебный мешок”, конверты с заданиями для групп.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-. Ребята, работать мы сегодня будем в группах.. В каждой выберите капитана.
Обсуждение в группах вы будете заканчивать по сигналу колокольчика.
2. Актуализация опорных знаний
Прочитайте ключевую фразу урока:
Самая трудная борьба – самого себя побороть
-Как вы ее понимаете? .(заставить себя что-то сделать, избавиться от вредных привычек)
- Что необходимо для этого? (узнать свой характер )
- Попробуем сформулировать тему нашего занятия. (Слайд 1 -- Тайны моего характера.)
- Давайте поставим перед собой цели:
- узнать что такое характер;
- анализировать вои поступки;
- научиться управлять своим характером;
- различать положительное и отрицательное в характере.
3. Повторение и закрепление основных понятий.
-Сегодня на очередном занятии порассуждаем можно ли управлять своим характером, попробуем оценить самого себя, раскрыть тайны своего характера.(слайд 2 – цели)
- Что такое характер?(ответы детей) Ученые психологи называют характером индивидуальное сочетание тех свойств личности, которые проявляются в поступках человека и определяют его отношение к окружающей среде.
- Прочитай те на стр. 10 портфолио, что означает это слово? (ответы детей)
Уже из самого названия видно, что во все века характер рассматривался как устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные
- От чего зависит характер? (ответы детей).
- Можно ли изменить характер? (ответы детей). На протяжении всей жизни человека его характер изменяется. Эти изменения в характере чаще всего протекают не осознанно, но иногда человек сознательно меняет какие-то черты в себе.
- С чем ассоциируются у вас это слово «характер», объясните свою точку зрения. (ответы детей: дерево, камень, тесто, кристалл)
- Большинство ваших ассоциаций достаточно полно отражают представление о характере, возьмем одну из них как опору для нашей работы – это дерево, (на доске большое дерево), на ветвях которого, будут появляться листочки-ответы.
Работа в группах:
1) Выберите из предложенных слов только те, которые раскрывают понятие «характер».(поведение, мысли, поступки, увлечения, привычка, внешность, одежда, )
Группы совещаются и выбирают по 1 слову, выходят к доске, прикрепляют к дереву карточки со словами.
- Все эти сочетания особенностей личности, и называется характером.
2) Все черты характера делятся на 3 группы: 1 группа -- отношение к делу,.2 группа -- отношение к людям, 3 группа -- отношение к себе.
- Выберите слова, распределите их по группам. ( На столах карточки со словами, обозначающие черты характера. Дети подходят и распределяют их по группам. Доказывают свой выбор -- малодушие, неискренность, замкнутость, лень, боязнь трудностей, безынициативность, трудолюбие, добросовестность, ответственность, общительность, чуткость, отзывчивость, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость, лень, пассивность, чёрствость, грубость, эгоизм, скупость, обидчивость, бездушие, расточительность.) Группы совещаются и выбирают нужные слова, выходят к доске, прикрепляют к дереву листочки-ответы.
3) -Характер формируется под влиянием разных факторов
- Кто оказывает влияние на становление характера? Выберите правильный ответ и докажите своё мнение ( деятельность, семья, образование, круг общения, сила воли) Группы совещаются и выбирают нужные слова, выходят к доске, прикрепляют к дереву листочки-ответы.
Физминутка под музыку.
4) Сейчас посмотрим фрагмент фильма «Белый пудель». Ваша задача -- понаблюдать за поведением мальчика .
А) Что можно сказать о характере маленького барина?
Б) Какие рекомендации дали бы вы ему?.(Выслушиваются мнения каждой группы ) - Надо изменить свои привычки, а значит поработать над своим характером.
6) - Каждому человеку что-то хочется в себе поменять: избавиться от плохого, ненужного и приобрести положительные черты личности, которые помогут общаться с людьми, добиться успеха.
Это умение надо в себе развивать, для этого надо совершать определенные действия, они выписаны на листах, которые у вас на столах, обсудите в группе, какие 5 вы считаете наиболее важными и закрасьте кружок рядом. (слайд 3 – действия при выработке характера).
· Быть настойчивым
· Быть решительным
· Не расстраиваться при неудаче, ошибке, не торопиться
· Не ждать быстрого результата
· Не торопиться
· Верить в успех
· Верить в то, что всему можно научиться
· Поддерживать друзей в трудную минуту
· Не унывать
· Не пасовать перед трудностями
· Не сдаваться
· Не стесняться просить помощи
· Не бросать начатое дело
Заканчиваем по звонку.
(Дети работают в группах по общей карточке. Одна группа зачитывает свой вариант слов, другие отмечают на своих карточках, а затем смотрят, какие слова чаще всего повторялись, следовательно они и являются самыми главными)
- Кто для человека должен совершать все эти действия? (только сам)
- К какому выводу вы пришли? ( надо работать над своим характером)
- А зачем человеку работать над своим характером?
Все это влияет на ход жизни человека, на отношение с окружающими.
- Выполним задание в портфолио на стр. 10. Оцените себя, заполнив таблицу положительными и отрицательными чертами своего характера.
- Сейчас проведём тест «Кто вы?» Выберите любую фигуру и нарисуйте её, а затем узнаете кто вы.(слайд 4 – Выбери фигуру)
Квадрат - трудолюбивы, усердны, доводят начатое дело до конца, упорны, добиваются завершения работы, выносливы, терпеливы
Прямоугольник - . Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и потому заняты поисками лучшего положения. Ведущие качества – любознательность, живой интерес ко всему происходящему и смелость.
Треугольник . Эта фигура символизирует лидерство. Это энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны.
Круг --. Это люди, которые обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, чувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Фигура, символизирующая творчество.
Зигзаг -- создают что-то новое, оригинальное. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Люди под этим знаком энергичны, подвижны.
- Следующий тест поможет узнать “Каков Ваш характер» (слайд – 5-6)
Ответьте “Да” или “Нет” на следующие вопросы:
Затем подсчитайте набранные очки.
вопрос |
да |
нет |
1. Уважаете ли Вы дружбу? |
1 |
0 |
2. Привлекает ли Вас что-то новое? |
0 |
1 |
3. Предпочитаете ли Вы старую одежду новой? |
1 |
0 |
4. Притворяетесь ли вы довольным без всякой на то причины? |
0 |
1 |
5. Меняли ли Вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать? |
0 |
1 |
6. Теряете ли Вы уверенность в себе, когда Вам предстоит решить трудную задачу? |
0 |
1 |
7. Коллекционируете ли Вы что-нибудь? |
1 |
0 |
8. Коллекционируете ли Вы что-нибудь? |
0 |
1 |
Свыше 6 очков: Вы уравновешенный человек, у вас легкий характер.
От 3 до 6 очков: Ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее настроение легко может превратиться в плохое. Не забывайте, что только проявляя настойчивость, Вы будете преуспевать в жизни.
Менее 3 очков: Почему Вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять людям и поискать себе друзей среди тех, кто Вас окружает.
- Познакомьтесь с правилами «Как правильно оценить себя?» (слайд 7 )
Каждой группе даётся
время на обсуждение 1 высказывания
- Судите о себе по делам.
- Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
- Тот, кто вас критикует - ваш друг. Критикует один - задумайтесь.
- Критикуют два - проанализируйте свое поведение. Критикуют три -
переделывайте себя.
- Строго относитесь к себе и мягко - к другим.
- Выполним следующее задание в портфолио – продолжите предложение.
Игра “Волшебный мешок”
А теперь у кого есть черта характера, от которой вам хотелось бы избавиться, поднимите руку. Запишите на листочках эту черту характера, сверните листок. У меня есть волшебный мешок, положим его туда, завяжем мешок и выбросим его. Таким образом вы избавитесь от этой черты характера.
Итог занятия.
- Подведём итог нашей работы. Какие цели стояли перед нами?
- Выполнили мы их?
Чтобы понять, ценность урока для каждого из нас мы проведем небольшой опрос по поднятой руке. Когда услышите, что было особенно ценным на уроке поднимайте руку
· Деловое общение во время работы
· Полученный результат
· Возможность проявить себя и услышать слова одобрения
· Процесс личной деятельности
(слайд 8)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.