МАОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Классный час в 4 классе.
Тема |
Тайны почерка. |
Цель |
Формирование представлений учащихся о связи и влиянии характера на почерк человека. |
Задачи |
Образовательные: Познакомить с наукой графологией. Закрепить умение находить информацию из разных источников. Устанавливать причинно-следственные связи. Развивающие: Развивать познавательный интерес и речь учащихся. Воспитательные: Воспитывать культуру общения. Формировать уважение и доброжелательное отношение к людям с особыми возможностями здоровья, признание их индивидуальности, силы характера, стойкости. |
Планируемые результаты |
В ходе классного часа учащиеся научатся: Анализировать свой почерк. В ходе классного часа учащиеся получат возможность: Развивать коммуникативные навыки при работе в парах и группе; Потренировать внимание, логическое мышление; Узнать дополнительную информацию о науке графологии. |
Оборудование |
Проектор, экран, компьютер, раздаточный дидактический материал, разные словари, записи на доске, листочки и карандаши. |
Методы обучения |
Наглядный, словесный, работа в группах и парах. |
Формы организации деятельности |
Индивидуальная, фронтальная беседа. |
Список использованной литературы |
1. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М. 2000. – 672 с. 2. Михеева Д. Почерк раскрывает тайны человека //Консультант. – 2001. №28. 3. Сара Д. Тайны почерка / В кн.: Люшер М. Цвет вашего характера Пер. с англ. - – М.: Вече, Персей, АСТ. 1996. – 400 с. 4. Тараненко В. Почерк, портрет, характер /Скрытая психодинамика в практическом изложении. М.: Ника-центр. 2001. – 136 с. |
Этапы урока |
Вре- мя |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Мотивационно-ориентировочный этап. |
|
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и порадуем их своей работой. Присаживайтесь. На листочках в первой клеточке нарисуйте своё настроение – рожицу, с которым вы пришли на классный час. (На доске рожицы, а расшифровка закрыта пока.) |
Встают у парт, рассаживаются в круг. Рисуют своё «настроение» |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
|
Возьмитесь за руки. Сейчас мы с вами в волшебном круге. Давайте перенесёмся на 4 года назад. Вспомните: 1 сентября, когда вы пришли в школу. Слайды 1- 2 ( Фото 1 сентября 2012 года.) Песня «В первый погожий сентябрьский денёк.» 1 куплет. - Вы пришли в 1 класс. Нарядные, весёлые, счастливые. Рядом с вами мамы, папы, младшие братишки и сестрёнки. - Кто помнит этот день? Что? - О каких мечтали отметках? - А помните, как вы всем показывали свои новые тетради? Как радовались звёздочкам и первым «5»? Просили выдать скорее «Прописи», чтобы показать всем дома? - А сейчас, любите ли вы показывать кому-нибудь свои тетради? - Кто смотрит ваши тетради? - Почему? (из-за плохих отметок, некрасиво написано, плохой почерк) М.О. (микро обобщение) Я правильно вас поняла? Вам не нравиться показывать свои тетради из-за плохих отметок, небрежный вид у тетрадей, плохого почерка. То есть можно сделать вывод: вы стыдитесь показать свои тетради. |
Берутся за руки. Смотрят слайды 1 и 2, слушают песню. Смотрят слайд 3.
Отвечают на вопросы. |
3.Актуализация изученного материала. Постановка задач. |
|
- Вы, наверное, догадались, о чём мы сегодня будем говорить…(о почерке) - А что вы уже знаете о почерке? - Давайте поработаем в группах. (Правила работы на доске.) 1 группа: Продолжить предложение: «Почерк – это….» 2 группа: Выписать из разных словарей, что такое почерк. Если группа готова – строим «домик»- поднимая вверх руки, собирая в «шалаш». - Давайте заслушаем сначала 1 группу, а 2 группа добавит то, что нашли в книгах.. - А что ещё бы хотелось узнать о почерке? (Учитель записывает вопросы, которые назовут дети на доску.) - А вы любите тайны? Оказывается, у почерка есть тайны… Вы хотите узнать тайны почерка? Может, узнав тайны, мы найдём ответы и на наши вопросы, записанные на доске. Тайна первая: Есть наука, которая изучает почерк? А называется она ГРАФОЛОГИЯ (графо – пишу, логия – наука, с древне греческого языка) Графология как наука существует давно. Первая книга, посвящённая графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Примерно 200 лет спустя к этой теме вернулись во Франции. Понятия об этом предмете возникли в 17 веке, принято считать французского аббата Мишона (1806-1881) основным инициатором образования графологического общества, он сам написал несколько сочинений на эту тему, выпускались первые специальные журналы по графологии. В 1872 году написал книгу «Система графологии» впервые употребив термин «графо»-писать, «логос»-наука. - А со второй тайной нас познакомит Марина. Давайте её послушаем. Выступление Марины Тазетдиновой. По почерку можно узнать характер человека - это тайна № 2. Надо лишь внимательно изучить почерк. 1. Размер почерка человека говорит об его общительности с окружающим миром. Обладатель крупного и жирного почерка легко находит общий язык с любым человеком и имеет много друзей. Если человек пишет буквы маленькие, мелкие, то он, скорее всего, скрытный, замкнутый. 2. Закругленные буквы, говорят о доброте и отзывчивости человека. Сильный нажим – это признак усидчивости и большой силы воли. Бледные буквы, говорят о том, что человек слабовольный и нерешительный. Угловатые буквы, чаше всего принадлежат эгоистам. 3. Слитный почерк, где буквы тесно переплетаются между собой, говорит о хорошем логическом мышлении. Если же буквы вдалеке друг от друга, это указывает на хорошо развитую интуицию. 4.Наклон вправо говорит о целеустремленности и настойчивости. Вертикальный почерк (без наклона) характерен для упрямцев, людей предусмотрительных, которые сначала вдумчиво анализируют ситуацию и только потом принимают решения. Наклон влево характерен для тех, кто ставит свои интересы выше общественных, для тех, кто любит критиковать. 5. Если человек пишет без линеек, то можно заметить, что у оптимиста строки идут вверх, а у пессимиста вниз. Неровные или кривоватые строки – признак отсутствия совести и наличие хитрости. М.О. - Какую тайну раскрыла нам Марина? |
Работа в группах.
Выступление групп. Отвечают (- Можно ли его изменить? - Какой бывает почерк? Как научиться писать и быстро и понятно и красиво? и др. вопросы)
Слушают, смотрят слайды 4 и 5.
Слушают Марину.
Отвечают. |
4.Применение знаний и умений в новых ситуациях. |
|
- Мы узнали с вами две тайны. Давайте проверим. Сможем ли мы поучаствовать в графологическом эксперименте. - Приготовьте свои тетради. Я вам выдам небольшие таблички (Приложение 1), с их помощью можно проанализировать свой почерк и узнать подходит ли данная характеристика вам. - Посмотрите на свой почерк, выберите и отметьте во втором столбике характеристики, которые подходят вашему почерку. - Расскажите какие выводы вы сделали? Что вам рассказал почерк? - Кто готов рассказать, что у вас получилось? - Все ли согласны с данными характеристиками? - Подходят ли они вам? - Все ли характеристики вас устраивают? - Значит ли это, что вы не довольны характеристиками, которые у вас получились? - А что можно сделать, чтобы изменить почерк? Как сделать его лучше? Что изменится в человеке, при работе над почерком? М.О. : Перемены почерка ведут к переменам в характере! Или наоборот? - Я попросила Диму Харитонова посмотреть тетради у учеников нашего класса и дать советы. Дима: Я просмотрел тетради всех учеников нашего класса. Мои выводы: чем лучше у ученика отметка – тем и правильней, аккуратней почерк. У старательных учеников в тетрадях чисто и почерк ровный красивый, буквы стройные, как солдатики. Советую некоторым ребятам 1. Вспомнить правильное начертание букв, особенно заглавных. 2. Не забывать о наклоне, размерах, высоте и соединениях букв. 3.Развивать свои пальчики: клеить, лепить, собирать мелкие детали конструктора, вышивать. 4. Правильно сидеть во время письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради. 5. И, самое главное, постоянно контролировать свои действия. 6. И никогда не забывать о проведении физкультминуток во время уроков и выполнения домашнего задания. Давайте проведём физкультминутки. Физкультурная минутка. (Проводит Дима.) Мы писали, мы писали, |
Работа с таблицей и тетрадями.
Обсуждение результатов.
Слушают Диму.
Выполняют физкультминутку. |
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
|
|
- Теперь вы уже почти специалисты по определению особенностей личности. Поэтому давайте рассмотрим два образца почерка. - Что вы можете сказать про эти записи? - Кто писал? Какие характеристики можно дать? (ребёнок, взрослый, что можно сказать об обладателях этих почерков?) - Как могло такое произойти? Какая тайна? -М.О. Почерк может измениться, стать лучше или хуже. Это третья тайна. - Учёные, которые занимаются графологией, считают, что время неподвластно почерку, опытный взгляд специалиста легко определил бы, что писал один человек, даже если специально изменять почерк или писать левой рукой, основные линии, крючки, схематический рисунок письма сохраняется. Но если менять почерк, меняется и характер человека. (Если не отгадают – то можно сказать, что это писал один и тот же человек.) Игра – соревнование «Кто быстрее напишет?» (на доске надо по команде написать слово «почерк») посмотрите на записи и скажите следующую тайну почерка. - Спешка мешает красивому почерку. Это четвёртая тайна. - Поспешишь – людей насмешишь!) Как вы понимаете смысл пословицы? - Почему так говорят? Что написано пером, не вырубишь топором. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь. - Это исконно русская пословица, что свидетельствует о высокой народной оценке письменного слова, которому придаётся значение документа, обязательства. Действительно нельзя было вернуть срубленное дерево. Так и составленный документ нельзя было нарушить, не исполнить. У украинского народа есть похожая пословица: Что написано пером, не выволочь и волом. - Продолжите пословицу: Пишет не рука, а…..(ум и голова, разум, мозг). Можно ли это высказывание считать четвёртой тайной? - Рассмотрите почерк. Чей это почерк? (Приложение 2) Правый наклон - целеустремленность, настойчивость, сильный нажим – усидчивость, большая силы воли, буквы закруглённые – писал добрый и отзывчивый человек, петельки у букв большие, что означает человек общительный. Посмотрите на автора этого письма. (Приложение 3). Мальчик пишет ртом из-за ограниченных возможностей, из-за болезни. Возможно ли в такое поверить? Когда я это увидела - я заплакала. Мне трудно в это поверить? Почерк - письмо мозга. Достойно ли назвать пятой тайной мозга? К такому выводу в 1895 году пришел В. Прейер - немецкий профессор физиологии, основатель детской психологии. Он собирал образцы почерков людей, перенесших травмы, а именно - лишившихся рук и научившихся снова писать ртом. Сравнивая образцы почерков до травм и после них, он пришел к заключению, что почерк при этом не изменился, он остался прежним. Можно быть ограниченным в физических возможностях, но чувствовать себя при этом полноценно, радоваться жизни и успешно адаптироваться в ней. - 5 тайна - Почерк - письмо мозга. - Если почерк – письмо мозга, так что нам хочет написать мозг? Подумаем! |
Дети рассматривают образцы почерка из старых школьных тетрадей учителя и сегодняшние записи.
Игра. Работа в парах. Поиск тайны.
Объясняют пословицы Продолжают высказывание.
Рассматривание почерка. Слайд презентации с фото мальчика. Слайд презентации с фото учёного.
|
7.Рефлексия (подведение итогов занятия) |
|
- Давайте снова сомкнём свой волшебный круг, вспомним все тайны почерка, которые мы сегодня узнали. - Мы узнали тайны почерка. Давайте вспомним их. - Посмотрите на доску. На какие вопросы вы сейчас сможете ответить? На все ли вопросы мы нашли ответы? О чём поговорим на следующий раз?... (Можно выбрать вопрос из тех, что задавали дети в начале или предложить свой. Например: Подпись. А она о чём может рассказать? ) - Нарисуйте своё «настроение» - рожицу. - Продолжите предложение: Я узнал(а)…. Меня удивило… Мне было…. Я хочу научиться писать … 23 января во всём мире отмечается День почерка, или День ручного письма. Утверждён он был в 1977 году. Основная цель праздника – напомнить людям о важности сохранения ручного письма. Я дарю вам открытки (Приложение 4). |
Отвечают.
Рисуют. Продолжают предложение. |
Приложение 1.
Определение личностных характеристик человека
с помощью анализа почерка.
№ |
Основные графологические критерии |
Личностные характеристики. |
Нажим на ручку |
Сильный нажим |
Усидчивость, большая сила воли |
Средний нажим |
уравновешенность, спокойствие, обдуманность действий и поступков предсказуемость |
|
Слабый нажим |
нерешительность, стеснительность |
|
Наклон букв |
Наклон вправо |
Целеустремленность, настойчивость |
Вертикальный почерк |
Упрямство, предусмотрительность, вдумчивость. |
|
Наклон влево |
скрытность, хитрость |
|
Наклон в разные стороны |
неуверенность, нерешительность, частые смены настроения, |
|
Расстояние между строками словами |
Небольшое |
бережливый человек |
Большие пробелы |
щедрость, расточительность |
|
Форма букв |
Закругленные буквы |
доброта, отзывчивость |
Угловатые буквы |
упрямство, неуступчивость, требовательность, резкость |
|
Каллиграфический почерк |
дисциплинированность, аккуратность |
|
Размер букв |
Крупные буквы |
общительность, уверенность в себе, активность |
Мелкие буквы |
сдержанность, замкнутость, скрытность |
|
Большие петли |
общительность |
|
Маленькие заглавные буквы |
замкнутость, стеснительность |
Приложение 2
Приложение 3.
Приложение 4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.