Классный час Толерантная личность
Оценка 4.9

Классный час Толерантная личность

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
воспитательная работа
Взрослым
19.01.2020
Классный час Толерантная личность
Классный час в студенческой группе
Кл.час Толерантная личность.doc

Тема: Толерантная личность

Цель: закрепление и систематизация представлений о качествах интолерантной и толерантной личности; улучшение психологического климата в коллективе.

Задачи:

·         дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

·         развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, повысить уровень коммуникативной культуры;

·         воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между обучащимися, принципы толерантного поведения.

Форма проведения:    

          круглый стол с практическим выполнением интерактивных упражнений.

Предварительная работа:

          репетиция сценки « Перед вами две дороги».

Оборудование: раздаточный материал: карточки с таблицами, карточки со словами, реквизиты для сценки, рисунок дерева, «листочки», компьютерная презентация.

 

Ход классного часа

I.Вступительное слово учителя. Сообщение темы классного часа

Скажите, что за день 16 ноября?

16 ноября Международный день толерантности.

Федеральная целевая программа учитывает основополагающие принципы толерантности, установленные Декларацией ЮНЕСКО в 1995 г. Согласно этой Декларации день 16 ноября провозглашен Международным днем толерантности. Именно поэтому тема сегодняшнего классного часа освящена толерантности, как одному из важных качеств личности.

Эпиграфы к нашему занятию

Прийти вместе – это начало,

 остаться вместе – это развитие,

работать вместе – это успех»

 Г.Форд

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди

Б. Шоу

   Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.   

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

   - Нашу встречу я бы хотела начать с чтения притчи.

II.Чтение притчи и ее анализ

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай  - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

               ?!  А кого выбрали бы вы? Почему?

   Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

              ?! Почему Любовь выбрала Доброту?

(Ответы)

Доброта - это одно из качеств личности. Это основа толерантного отношения к другим людям.

  III. Эвристическая  беседа     

?! Что означает слово толерантность?

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

    Как это слово определяется на разных языках земного шара? ( задание: по парам найти в интернете определение этого термина)

    Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

·         в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

·         во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

·         в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

·         в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

·         в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

·         в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вывод

?! Какое из определений вам импонирует более всего?

 (Ответы).

                   ?! Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

(Ответы).

                         ?! А что же объединяет эти определения?

(Ответы).

                         ?! Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

(Ответы).

   Толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной сред

   - Слово толерантность я изобразила в виде солнца.

     Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков.  (Участники высказывают свои мнения).

 

 

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг - друга-это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Выделяю следующие виды толрантности:

1.      Межличностная;

2.       Социальная, национальная;

3.      Веротерпимость

4.       

Особо место в  отношениях между людьми занимает межличностная толерантность.

   Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

   В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

   Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

 

IV.Сценка «Перед вами, две дороги. Выбирайте...» Размышление над проблемными вопросами

     Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с «всякими».

Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.».

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась.

 - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Анализ и обсуждение по вопросам

      ?! Почему молодой человек отказался помочь?

            Как бы вы поступили в этом случае?

            Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

            Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод.

       Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

     Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

 

V. Выполнение практических интерактивных упражнений.

 

1.Упражнение «Толерантная и интолерантная личность» (карточки со словами и распечатанные таблицы)

    - Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

    Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

Задание.

     - А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

     Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

 

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

Чувство юмора

Уважение мнения других

и т.д.

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

и т.д.

 

2.Упражнение  « Веселая компания»

Предлагается за 30 секунд объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д.

 

3.Упражнение  « Садовник»

Участникам предлагается вытянуть карточку с ролью садовника, учителя, повара, художника, поэта, музыканта, врача и описать  так, чтобы другие догадались, кто ты.

Вывод:

Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.

Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку.

 

Чтение стихотворения ( читают студенты)

Марк Лисянский     «Добрые слова» 

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела нужны?

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

 

М. Шехтер

 

Немало встречается злого,

В любой человеческой судьбе,

А скажут лишь доброе слово-

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. Чтобы с самого утра у ваших друзей и близких было хорошее настроение,  делайте им комплименты.

 

4 .Задание «Дерево толерантности»

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

VI. Заполнение анкеты.

VII. Подведение итогов классного часа.  Рефлексия

Упражнение  « Комплименты»

Давайте поиграем в игру «комплимент». Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Каждый придумывает комплимент соседу и произносит его, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и т.д. (можно взять мяч и бросать его другим участникам с комплиментами, одно условие не выбирать одних и тех же участников).

Вывод:

Видите, нам приятно получать комплименты в свой адрес? Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить.

  - В конце мне хочется сказать, что студенческая группа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. А что же для этого нужно?         Как вы, считаете, почему классные часы на эту тему необходимо проводить?                            Возможные варианты:

                                           Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

  • Не ссориться, стараться понять друг друга
  • Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
  • Больше общаться, узнавать друг друга

·         Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Список литературы:

 

1. Лопатина А., Скребцова М., Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. – М.: Локус, 2003

2. Меттус Е., Турта О. Профилактика агрессивного поведения учащихся. Справочник классного руководителя № 8, 2006.

3. Молодцова В. Жестокость г. Учительская газета 20.03.2007г.

4. Ольшанская Е. Семейные корни детской агрессивности. Директор школы № 5, 1999

5. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005

6. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993

7. Щеколдина С. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004

8. Классный руководитель. Научно-методический журнал, №4. – М.: 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность

Классный час Толерантная личность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020