Классный час
«Международный день толерантности»
Цели занятия:
Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Сформировать представление о том, что толерантность как качество личности считается необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям.
Форма проведения.
Работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Ход классного часа.
Воспитатель. Классный час я хотела бы начать с разговора о вечном, о любви.
Воспитатель читает сказку.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю отпущенную Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…
Воспитатель (обращение к учащимся). Задумайтесь и вы…Напишите на листе имя той девушки, которую выбрали вы. Поднимите листы и покажите всем свой выбор. А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь.
Воспитатель (окончание сказки). Любовь подошла к девушки по имени Доброта и протянула ей руку.
Воспитатель(обращение к учащимся). Почему Любовь выбрала девушку Доброту.
Учащиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения.
Воспитатель (обращение к учащимся). Придумайте, изобразите и объясните эмблему доброты: в центре ватманского листа нарисуйте «доброту», а вокруг напишите слова, составляющие это понятие. На выполнение задание вам отводится 5 минут.
Учащиеся после выполнения задания защищают свой рисунок (выступление представителей команд 2-3 минуты).
Воспитатель делает выводы:
Эмблемы получились разные, это свидетельствует о том, что мы с вами все разные и у нас не может быть абсолютно одинакового взгляда на «вещи».
В эмблемах «доброты» я обнаружила все то, что необходимо для объяснения понятия «толерантность», для понимания того, что значит быть толерантным.
Воспитатель. Игра «Дополни».
Учащиеся заканчивают предложение «Быть толерантным – это значит …», выделяют ключевые слова.
быть терпимым к окружающим;
уважать людей, их мнения, религию;
принимать других такими, какие они есть;
понимать многообразие культур нашего мира.
Воспитатель (обращение к учащимся). Свойственны ли вам те качества, которые характеризуют толерантного человека. Являетесь ли вы толерантной личностью. В форме таблицы предлагается информация к размышлению.
Учащиеся знакомятся с данными таблицы и самостоятельно делают выводы.
Воспитатель высказывают свою точку зрения.
Общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интотолерантных людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы.
Воспитатель (обращение к учащимся). Почему так актуальна толерантность в наше время? Ответ на этот вопрос дает ученик, который предварительно работал с материалами СМИ. Он приводит примеры и делает выводы:
потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия», «экстремизм», «конфликт», «агрессия»;
потому, что в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм антиобщественного поведения;
потому, что продолжает расти подростковая преступность;
потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка.
Воспитатель. Прием «Акцент на лучшее». Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно принимать себя и других безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».
Воспитатель. Упражнение «Камушек в ботинке». У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Найдите в себе то, что мешает вам жить в мире с собой и с окружающими людьми.
Учащиеся берут кружки из бумаги (черного цвета с одной стороны, белого – с другой) и пишут на них свои недостатки. Идет поиск темного пятна.
Воспитатель. Упражнение «Жемчужина в раковине». Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Найдите в себе то, что является вашим наивысшим достоинством.
Учащиеся берут кружки из бумаги (белого цвета с двух сторон) и пишут на них свои достоинства. Идет поиск светлого пятна.
После этого, учащиеся, взяв в руки кружки, выступают, рассказывая сначала о своих недостатках, а затем о достоинствах. Смело, заявив о своих пороках, учащиеся белый кружок выкладывают на середину стола (надписью вверх), или дарят сидящему рядом, или обмениваются. Цель: сделать достоинства одного человека достоинством класса. Пусть каждый член коллектива помнит о том, что в человеке хорошего, помогает ему бороться с недостатками.
Воспитатель(обращение к учащимся). Сейчас мы создадим с вами «пространство толерантности». Этим пространством для нас будет наша школа.
Воспитатель. Творческая работа «Дерево толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на нем то, что по вашему мнению нужно сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть отношения в ней стали толерантными.
Двое учащихся собирают листочки и оформляют на доске «Дерево толерантности». Пока они работают, учащиеся выполняют упражнение «Отличия».
Воспитатель (обращение к учащимся). Встаньте в круг. Выполните следующие действия: посмотрите на своего соседа (соседку) справа и скажите, чем вы с ним (с ней) отличаетесь друг от друга. Назовите как внешние, так и внутренние отличия. Затем скажите, что вы чувствуете по этому поводу, как вы к этому относитесь.
Учащиеся представляют «Дерево толерантности», комментируют результаты.
Заключительное анкетирование
Воспитатель. Напишите на листочках мнение о том, где в своей жизни вы можете проявить те принципы и знания, которые приобрели на классном часе.
Листочки учащиеся складывают в специальный ящик при выходе из аудитории.
Основные понятия:
Толерантность – терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общению с людьми.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.