Возрастная группа: 16 лет, 10 класс.
Цель: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
1. Формировать у учащихся представление о семье—как одной из главной ценностей человека, убеждение о важности и роли семьи и школы в жизни человека.
2. Способствовать воспитанию уважения к семейным традициям, формированию желания жить в гармоничной, дружной семье.
3. Прививать потребность уважительных отношений в семье.
4. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
5. Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.
Развивающие: развивать устную речь, мышление, внимание, память; расширять кругозор, обогащать словарный запас;
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к теме, дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, адекватно оценивать результат своей работы;
Здоровьесберегающие: создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, сохранение здоровья обучающихся путем чередования различных видов деятельности и отдыха.
Планируемые результаты
Метапредметные:
§ Регулятивные:
§ - самостоятельно ставить перед собой цели;
§ - контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
§ Познавательные:
§ - работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;
§ - делать выводы в результате совместной работы.
§ Коммуникативные:
§ - развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе;;
§ - развивать умение принимать коллективное решение.
§ Личностные:
§ - осознать необходимость изучения темы занятия;
§ - следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;
§ - учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
§ - учиться выражать свое мнение.
Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием
современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней
России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных
ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и
демографической политики в РФ.
Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания
каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог
процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить
при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Технология: круглый стол, защита проектов.
Методы: проблемно-поисковый, словесные, интерактивная беседа.
Оборудование:
§ медиа- оборудование; презентация «Семейные традиции», плакат на доске «Семья вместе, душа на месте»," мешочек счастья", чаша и камешки различного размера.
Основные термины, понятия: семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции, ценности, брак, любовь.
Предварительная подготовка к уроку:
составление воспитанниками генеалогических деревьев; поиск фотографий о фирменном семейном блюде, проектные работы "Традиции в моей семье".
Перед классным часом учащиеся готовят «Послание моей семье», в котором излагают свое понимание сущности темы.
Ребята рассаживаются группами по 8-10 человек вокруг столов (они накрыты красивыми скатертями, украшены цветами, на каждом горят свечи, символизирующие свет в окне дома).
На классной доске расположены: рисунки , фото семей, плакат.
Ход классного часа
1. Организационный момент
Круг радости(обучающиеся приветствуют учителя стоя)
Учитель: Здравствуйте, ребята, возьмитесь за руки, закройте глаза, посчитайте до 5,подумайте о приятном. Присаживайтесь.
2. Объявление темы и целей занятия. Вводная беседа
Учитель.
Ребята, сегодня актуально говорить о тревожном состоянии современной семьи, о необходимости приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей и традиций.
Тема сегодняшнего классного часа "Традиции моей будущей семьи". Давайте вместе сформулируем цель нашей работы.
Слайд 1: Цель: осмыслить значение семейных традиций, ценностей и потребности жить в гармоничной, здоровой семье.
Вы сейчас вступили в новый период жизни - юность и поэтому разговор о семье мне хочется начать с этого периода жизни человека.
Слайд 2. Здравствуй юность!
Вот и остались позади незабываемые дни отрочества. Вы вступили в новый этап своей жизни, стали старшеклассниками. Наступила юность – пора взросления, утверждения глубокой убеждённости в высоком предназначении человека, активной подготовки к общественной деятельности, к производительному труду, к самостоятельной жизни.
Много неповторимых примет у юности. Совершенно особые среди них – пристальное внимание к своему духовному миру, к личной жизни; горячее желание понять суть того , что соединяет человека с человеком, рождает негасимую любовь между ними; желание найти друга жизни, неустанное стремление к созиданию в будущем счастливой семьи.
Слайд 3. «Самое утреннее из чувств…»
« Любовь - самое утреннее из чувств". И это во многом верно: любовь – это как бы праздник всех чувств, сильнейшая тяга к тому чтобы всем собой быть как можно ближе к любимому человеку.
- А что в вашем понимании "любовь"? Вопрос юношам(ответы юношей).
Юноша: Когда дело касается любви, то мне хочется говорить стихами.
М. Лисянский " Мы расстались."
На заре мы расстались,
А вечер
Так далек, как звезда далека.
Что такое любовь?
Это - встреча
Навсегда , до конца , на века.
В долгий рейс теплоход уплывает,
Не уйти от протянутых рук.
У любви берегов не бывает,
У любви не бывает разлук.
Не бывает!
Прощай!
Только эхо
Повторяет «прощай» и «прости».
От любви не куда не уехать,
От любви никуда не уйти.
Заменить тебя некем и нечем,
Ты со мной – далека и близка.
Что такое любовь?
Это – встреча
Навсегда, до конца , на века.
Слайд 4.Брак и его узы.
Благодаря любви совершаются браки.
Под звуки Мендельсона влюблённые соединяют свои жизни, предвкушая счастье, подобно бесчисленным молодожёнам многих поколений, дают друг другу обет вечной верности и другие клятвы. Все их помыслы окрашивает слово «навсегда».
Вопросы юношам и девушкам:
· Что же потом происходит?
· Почему их обещания оборачиваются печальной статистикой? В чём тайна «здоровья» семьи?
· Быть может, супружество – это не более чем романтическая грёза, огонёк свечи, которому суждено быстро погаснуть?
· Возможно ли сохранение счастья «в ограниченном пространстве»?
· Всегда ли брак является тем, что ожидают от него супруги?
· Нужно ли трудиться для его сохранения?(ответы юношей и девушек)
Слайд 5. «Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей»
- Что же представляет собой семья ?(ответы обучающихся)
Слайд 6. Основные функции семьи.
- Какие функции выполняет семья? (работа со схемой на слайде)
репродуктивная
экономическая
воспитательная
коммуникативная
Слайд 7. Муромские чудотворцы Петр и Феврония.
В нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности
стали
муромские чудотворцы Петр и Феврония, память которых чтят 8 июля, издавна
считаются покровителями семейного благополучия.
(вопросы по очереди юношам и девушкам)
1. Какую семью вы считаете идеальным образцом для создания собственной семьи?»
2. Почему в семье важно любить друг друга?
3. Как сделать свою семью счастливой и крепкой?
Слайд 8. Семейные ценности.
" В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: "Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?" Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…
- Какое это слово? ( ПОНИМАНИЕ)
- Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способность к взаимопониманию?
- Какие семейные ценности вы знаете?
Итак, к семейным ценностям относят:
Нравственный климат семьи.
Воспитание трудом.
Семейный досуг.
Потребности и бюджет семьи.
Эстетика быта.
Профилактика нарушений семейных отношений.
Человек, который может критически мыслить, способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждет изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.
- Давайте определим для себя заповеди семейной жизни(называют обучающиеся)
"Заповеди семейной жизни"
· Избавляйтесь от своих вредных привычек.
· Старайтесь защищать друг друга в собственных глазах, в глазах своих родителей, в глазах детей.
· Чаще хвалите друг друга.
· Распределите семейные обязанности.
· Не придавайте большого значения разнице в возрасте.
· Прощайте родителей. Прощайте друг друга.
· Способствуйте и помогайте друг другу в профессиональной деятельности.
· Будьте финансово и материально независимы от родителей.
· Будьте эмоционально независимы от родителей.
· Больше общайтесь друг с другом.
· Проявляйте нежность.
· Договоритесь о том, как вы будете проводить свободное время.
· Доверяйте друг другу.
· Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
· Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
· Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
· Стремись все делать как можно лучше.
Слайд 9. Традиции семьи.
В каждой семье есть свои традиции.
"Загляните в семейный альбом» , «Загадки бабушкиного сундука».
«Послание потомкам». "Зарубки на дверном косяке".
"Семейные встречи".
- Почему люди соблюдают традиции?
Каждый из вас в своих будущих семьях тоже будет соблюдать традиции.
Сейчас давайте рассмотрим некоторые из них.
3.Защита проектов
· "Герб моей семьи".
· "Генеалогическое древо моей семьи".
· "Традиции моей семьи".
· "Семейные встречи".
Обсуждение проектов.
Слайд 10.
Рефлексия. Наш классный час подходит к концу хотелось бы узнать ваше мнение о нашем разговоре? (звучит песня "Моя семья")
· Интересно ли было вам говорить о будущей семье, о традициях?
· Считаете ли вы полезной работу, которую мы с вами делали?
· Где и как вы сможете использовать то, о чём мы сегодня вели разговор?
Слайд11. Рецепт семейного счастья
“В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. В. А. Сухомлинский
Учитель: Да, сколько людей, столько и мнений.
"Чаша жизни"- ребята, семья похожа на чашу, которую заполняем мы сами. Мне хочется, чтобы ваша семейная чаша содержала много радости, традиций, достижений, чуть меньше проблем , и совсем чуть-чуть огорчений.
Я желаю вам искать и найти заветную формулу семейного счастья. Для этого не надо спешить, иначе за счастье можно принять некий фантом, который окажется обманом.
Пусть в каждом сердце разгорится огонёк любви, который вы трепетно будете передавать из поколения в поколение. Хочу подарить вам "мешочки счастья" -
рецепт как сохранить истинные традиции, ценности семейных взаимоотношений.
Рецепт семейного счастья
1.Семейная азбука начинается с местоимения «мы».
2. Спешите повторить хорошее.
3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе.
4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше.
5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.
6.Собственное поведение родителей — главный фактор в воспитании детей.
7. Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.
8. Держите двери дома открытыми для друзей.
9. Каждый имеет право на ошибку и на то, чтобы ее исправить.
10. Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья!
(звучит песня "Моя семья", учитель раздаёт "мешочки" обучающимся)
Желаю, чтобы ваша семья была самой счастливой! Храните её!
Берегите себя и своих близких!
Благодарю за участие. Мне было приятно с вами общаться.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.