Пояснительная записка
Тема «Урок – истории. Октябрь 1917 год. Время уходит, но с нами остаётся память...» - очень обширна. Главная цель данного мероприятия – это не столько изучение самих событий, а попытка рассмотреть проблемы связанные с этим событием и последствия вызванные им. Мне представляется оптимальным проведение внеклассного мероприятия по этой теме.
Классный час разработан для студентов I курса. Главная задача заключается в создании «живого» неформального диалога, приобщении студентов к осмыслению фактов новейшей российской истории. Выполнение данной задачи является возможным только после глубокого проникновения в суть проблемы. Поэтому ведущими принципами организации классного часа являются проблемное исследование и понимание того, что гражданская позиция должна формироваться только на основе прочных достоверных исторических знаний и гуманистических ценностей. Цель проведения классного часа: воспитание чувства патриотизма и гражданственности.
Ход мероприятия
1. Слайд.
Слово учителя: Добрый день! Сегодня наша встреча посвящена знаменательному событию в истории России это 100 – летию Октябрьской социалистической революции. Я думаю, многие из вас обратили внимание, что на многих телевизионных каналов идут документальные и художественные фильмы посвященный событиям Октября. Сегодня для большинства населения это уже и не “Великая”, и даже не “революция”, а некий “октябрьский переворот”. На уроках истории мы с вами более подробно будем изучать события 100 летней давности, а сегодня мы вас познакомим с последствиями октябрьской революции, что она дала народам Советской России.
Ну, а так только вдумайтесь, что Россия – единственная страна в мире, где официальное рабство существовало 400 лет, вплоть до второй половины XIX века. Вдумайтесь, в Лондоне в 1860 году уже метро строили. А у нас деревни в карты проигрывали, дворяне человеческих детей на борзых щенков обменивали. А крестьяне уже полвека рассчитывались за землю после отмены крепостного права. При этом изображали просвещенность, одной рукой писали исторические трактаты, а другой рукой заливали расплавленный свинец в глотки крепостных мужиков.
Именно это, на мой взгляд, и привело монархическую Россию к страшному революционному взрыву.
2. Слайд.
Ведущий. Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была партия большевиков - руководимая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий).
Штаб стал готовить план вооруженного восстания. 24 октября отряды Красной Гвардии захватили в Питере мосты, почту, телеграф. Центром восстания стал дворец Смольный.
3. Слайд.
Ведущий. Взятие Зимнего дворца, где находилось Временное буржуазное правительство началось с холостого выстрела крейсера Авроры. Погибло при штурме 6 человек. А.Ф. Керенский бежал на фронт. 25 октября (7 ноября по новому стилю) столица оказалась в руках восставших.
Октябрьская революция была тщательно подготовлена большевиками. Все политические силы знали о планах большевиков, но действия власти были нерешительными и непоследовательными. В стране не нашлось ни одной серьезной политической или военной силы, которая была готова защищать Временное правительство.
4. Слайд. 2 фото
В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного правительства страну возглавило пролетарское правительство. Большевики выдвинули лозунги «Власть — Советам», «Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабочим».
5. Слайд
Целями Октябрьской революции 1917 года были:
- Построение более справедливого общества, чем капиталистическое;
- Искоренение эксплуатации человека человеком;
- Равенство людей в правах и обязанностях;
- Борьба против войн;
- Мировая социалистическая революция.
Следует отметить, что цели были достигнуты. Большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Итоги революции осмысливались и переосмысливались в течение столетия после её свершения. Но все историки единодушны в одном: Великая Октябрьская Социалистическая революция – главное событие XX века, она повлияла на последующий ход событий мировой истории.
Ведущий. Победа большевиков в Петрограде и Москве открыла путь к установлению новой власти по всей стране. Во многих городах реальная власть уже принадлежала Советам. К марту 1918 г. власть Советов была установлена на всей территории страны.
6. Слайд.
1918г. Принята первая конституция. Введен новый флаг, герб – серп и молот.
Установили 8 –часовой рабочий день. Ликвидировали деления общества на сословия.
7. Слайд.
Ведущий. Была создана: организация октябрят - Октябрята – младшие школьники. Получили свое имя в честь Октябрьской революции. Носили значок – звездочку с портретом В. И. Ленина.
Пионерская организация - Пионер – от слова “первый”. В пионерской организации состояли школьники от 10 до 14 лет. Объединялись в отряды, дружины. Имели свои атрибуты: галстук, барабан, горн. Проводили много полезных дел: забота о младших, о престарелых, ветеранах, сбор макулатуры, металлолома и т. д.
8. Слайд.
И комсомольская организация. Старшие классы это - Комсомол – коммунистический союз молодежи. В 1924 году получил имя ленинского – ВЛКСМ. Организация объединяла молодежь в возрасте от 14 до 28 лет. За трудовую доблесть и боевые подвиги комсомол награжден 6-ю орденами СССР.
9. Слайд.
Ведущий. А сейчас посмотрим, что дала Советская власть народу:
1.Право
на восьмичасовой рабочий день. Впервые в мире в истории человечества.
2. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Впервые в истории человечества.
3. Невозможность увольнения работника по инициативе администрации или хозяина
без согласия профсоюзной и партийной организации.
4. Право на работу, на возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом.
Причем выпускники профессиональных учебных заведений имели право на
обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением жилья в
виде общежития или квартиры.
5. Право на бесплатное общее и профессиональное образование.
Впервые в мире.
10.
слайд.
6. Право на бесплатное пользование детскими дошкольными учреждениями: детскими
яслями, детсадами, пионерлагерями. Впервые в мире.
7.
Право на бесплатное медицинское обеспечение. Впервые в мире.
8. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение. Впервые в мире.
9.
Право на бесплатное жилье. Впервые в мире.
10. Право на свободное высказывание своих взглядов по всем проблемам
современной жизни страны. Впервые в мире.
11. Право на защиту
государства от произвола местных начальников и чиновников. Впервые
в мире.
12. Право на бесплатный проезд к месту работы или учебы по индивидуальному,
оплачиваемому государством проездному документу.
Впервые в мире.
10. Слайд.
Ведущий. Кроме того,
женщины имели право на целый ряд дополнительных своих льгот:
1.Право на трехлетний оплачиваемый декретный отпуск с сохранением рабочего
места.
2. Право на бесплатную патронажную службу ребенку сроком до одного года.
3. Право на бесплатную
молочную кухню для новорожденных до трех лет.
15. Право на бесплатное медицинское и санаторно-курортное лечение при любых
детских заболеваниях.
12. слайд.
Ведущий.
Мы обладали лучшей в мире системой общего и специального профессионального
образования, на которую только сейчас начинают переходить Америка. И
наши школьники, и студенты на всех интеллектуальных Олимпиадах мира всегда
занимали призовые места, далеко опережая представителей остальные страны мира.
Вспомните слова Американского президента Джона Кенеди, сказавшего с
горечью в шестидесятых годах о том, что русские выиграли у Американцев
соревнование за Космос за школьной партой и что нам, американцам, пора перенять
именно русский опыт образования.
И все иностранцы, бывающие у нас, отмечали у граждан СССР чувство глубокого патриотизма и чувство глубокого собственного достоинства у Советских граждан. Ведь Советская власть была нашей властью.
А не властью тех, кто стоит надо нами по социальной лестнице и кто нас за людей не считает. Поэтому слова Маяковского «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза!» мог с гордостью произнести любой гражданин страны независимо от своего местожительства и социального положении.
13. слайд.
Ведущий. Любительский спорт был развит чрезвычайно и именно любительский. Каждое предприятие и учреждение имело спортивные команды и спортсменов из своих работников. Мало-мальски крупные предприятия обязаны были иметь и содержать стадионы. Играли все и во всё.
Во всех городах СССР остались парки. Они изначально предназначались для массового отдыха людей. В них обязательно должны были быть читальный и игровые залы (шахматы, бильярд), пивная и мороженицы, танцплощадка и летние театры.
Слово учителя: После распада Советского Союза президент уже новой страны — России — Борис Ельцин 13 марта 1995 года подписал федеральный закон "О днях воинской славы России", в котором 7 ноября был назван Днем освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Своим указом от 7 ноября 1996 года Борис Ельцин дал празднику новое имя — День согласия и примирения.
Но! 29 декабря 2004 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон России", в соответствии с которым 7 ноября стал Днем воинской славы России — Днем проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в честь Великой Октябрьской социалистической революции. Начиная с 2005 года, день 7 ноября перестал быть выходным днем. Вместо него выходным днем стал День народного единства, отмечаемый 4 ноября.
14. слайд. Стихи
И, так мы вам кратко рассказали о положительных последствиях Октябрьской революции. А сейчас кратко посмотрим фрагмент фильма, где покажут, что же ещё произошло сто лет тому назад, кроме Октябрьской революции.
Литература:
1. Михаил Веллер: Большевики на 70 лет отложили развал империи.
2.
.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. — М., 2011.
3.
Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2009.
4.
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.