Школьная театральная педагогика как феномен симбиоза культуры и образования.
Школьная театральная педагогика - междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов.
Что означает термин «школьная театральная педагогика»? Школьная театральная педагогика является частью театральной педагогики и существует по ее законам, но преследует иные цели. Целью театральной педагогики является профессиональная подготовка актеров и режиссеров, школьная театральная педагогика преследует же цель воспитания личности ученика посредством театрального искусства, развития воображения и образного мышления.
Школьная театральная педагогика предполагает создание спектакля не как цель, а как средство образования эмоционально-чувственной сферы ученика, включения уроков театра в учебный процесс школы, подготовку специалистов для проведения уроков театра в школе, обучение школьных учителей основам режиссерского мастерства.
Учитель, работающий по некоторым закономерностям театральной педагогики, должен обладать такими способностями как коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, оптимизм, креативность и гибкость мышления и воображения, способность осуществлять эмоционально-волевое воздействие на актеров-учащихся в процессе репетиций-уроков, обладать организаторским и событийно-зрелищным мышлением, сценическим темпераментом, способностью к перевоплощению, сценическим обаянием, заразительностью и убедительностью; сценически яркими внешними данными. Все это и есть творчество в широком общечеловеческом смысле.
Учитель всегда актер, талантливый или бездарный, взрывчатый или сдержанный, но он несет свою роль, либо как тяжелый камень, либо как прекрасный материал для строительства храма. Учитель всегда режиссер, интуитивно организующий пространство урока по особым законам. Природа актерского и учительского таланта родственна по сути: речь идет о личности, стоящей перед людьми. Личности, которая транслирует идею, мысль, убеждение. Актера и учителя объединяет владение интонацией, мимикой, жестом, умением «взять» аудиторию и удержать ее.
Школьный театр способствует решению целого ряда учебных задач, одной из главных которой является обучение учащихся живой разговорной речи и свободы общения, приучение выступать перед обществом в качестве ораторов.
Школьный театр Радищев А.Н. называл «театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения».
Школьная театральная педагогика предполагает систему работы с детьми, включающую различные формы и методы урочной и внеурочной деятельности в рамках общего и дополнительного образования. Это театральные методики, внедряемые непосредственно в общеобразовательные уроки, внеурочную деятельность, классные часы, уроки театра и зрительской культуры, постановки спектаклей, просмотры и обсуждения спектаклей, инсценировок, этюдов, миниатюр, участие в фестивалях и творческих лагерях.
«У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое» - говорил один из самых известных чешских писателей XX века, прозаик и драматург, Карел Чапек.
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге», – считал Вольтер. И это действительно, так. Театр – явление уникальное, его роль в воспитании и становлении личности ребёнка сложно переоценить. Он развивает творческие способности, помогает детям учиться общаться, понимать себя и других, отличать добро от зла, решать не только свои проблемы, но и сопереживать другим.
Многообразие форм и методов театральной работы с детьми, объединённое понятием школьной театральной педагогики, призвано решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, присущие педагогической практике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.