«Умей понять другого».
Чтение стихотворения и его анализ.
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик:
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом,
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
И ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород…
- Ха-ха, хо-хо-хо! – стал смеяться народ.
- Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода.
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода.
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Андрей Алексеевич Усачев
Вопросы по стихотворению:
- О чем это стихотворение?
- Что делает нас не похожими на других?
- Что такое индивидуальность?
Л.Н. Толстой говорил, сравнивая людей с реками, что «…вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».
Задание «Давайте пофантазируем…»
Учитель: Представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.). подсказывайте мне, что еще???
· Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
· Хорошо или плохо, что мы все разные?
· Как жить в мире, где столько разных людей?
Учащиеся приходят к выводу, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить , решая проблемы и задачи на основе сотрудничества, взаимопонимания.
Задание «Учимся ценить индивидуальность»
Учащиеся берут бумагу и ручку.
Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.
Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер.
И все таки хорошо, что люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Если бы люди ценили собственную индивидуальность, им было бы легче принимать отличия других.
- А сейчас, мы поиграем в игру, которая называется «Я тебя люблю за то, что…»
Притча.
Когда–то старый индеец открыл своему внуку одну важную жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк добро – мир, любовь, надежду, истину, милосердие, верность. Эта борьба идет внутри постоянно между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством.
Маленький мальчик, тронутый до глубины словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Обсуждение.
Классный руководитель:
Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!
- Сегодня я узнала…
- Я запомнила, что……
- После беседы мне захотелось…...
- Все молодцы! Вы сегодня очень хорошо постарались, и мне было приятно с вами работать!
Предлагаю составить блюдо из плодов «Дерева Дружбы».
Возьмите чашу терпения,
влейте в нее полное сердце любви,
добавьте две горсти щедрости,
посыпьте добротой,
плесните немного юмора
и добавьте как можно больше веры.
Все это хорошенько перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной вам жизни
и предлагайте каждому,
кого встретите на своем пути.
Тренинг «Оставь свой след».
Ребята, обведите каждый свою ладонь. А теперь посмотрите, одинаковые отпечатки получились? Нет. Так и люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
Самый главный человек на свете -- это тот, кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением.
Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться.
Обращайтесь к собеседнику, называя его по - имени. К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на "Вы".
Говорите друг другу как можно больше хороших слов, и никогда не говорите того , что было бы неприятно выслушать вам самим .
Старайтесь не говорить о людях дурно.
Не перебивайте говорящего.
Внимательно выслушайте его до конца.
Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему закончить.
Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне.
Не спорьте по мелочам.
Не разговаривай громко, не кричи на улице и общественных местах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.