Классный час в 8 классе Тема: «Человечность и мы»
Оценка 5

Классный час в 8 классе Тема: «Человечность и мы»

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
классное руководство +2
7 кл—10 кл
21.05.2024
Классный час в 8 классе Тема: «Человечность и мы»
Цель: через час общения продолжить привитие качеств человечности. Задачи: 1) Формирование вдумчивого отношения к общечеловеческим ценностям. 2) Развитие умения работать в малой и большой группе, внимательно слушать, анализировать, задавать вопросы, делать умозаключения. 3) Воспитание человечности, сострадания, милосердия, уважения к людям и всему живому, что нас окружает. Место проведения: школьный кабинет. Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, раздаточный материал, магнитная доска, эпизод мультфильма «День рождения кота Леопольда»
Час общения _Человечность и мы_.docx

Классный час в 8 классе Тема: «Человечность и мы»

Кл.руководитель: Гаврилова М.Р.

Цель:  через час общения продолжить привитие качеств человечности.

Задачи:

1) Формирование  вдумчивого отношения к общечеловеческим ценностям.

2) Развитие умения работать в малой и большой группе, внимательно слушать, анализировать, задавать вопросы, делать умозаключения.

3) Воспитание человечности, сострадания, милосердия, уважения к людям и всему живому, что нас окружает.

Место проведения: школьный кабинет.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, раздаточный материал, магнитная доска, эпизод мультфильма «День рождения кота Леопольда»

 

Ход занятия.

 

Учитель: Ребята! Перед вами слово ЧЕЛОВЕК. К каждой букве слова подберите слова-ассоциации с нашей темой занятия. Свой выбор вам необходимо кратко объяснить (задание выполняется в четвёрках, каждая группа называет и объясняет свой выбор)

Слова-ассоциации (один из примеров)

Ч – чуткий

Е – единственный

Л – любящий

О – откровенный

В – верный

Е – единомышленник

К - красивый

 

Учитель:

Человеком быть не просто,

Человеком будь всегда!

Человеческое сердце –

Лучик солнца навсегда!

 

  Ребята, послушайте притчу и ответьте на мои  вопросы.

Притча.

Аристотеля попрекали, что он собирает деньги для помощи нехорошему человеку, на что он ответил: «Я собираю деньги не для человека, а для человечности».

В другой раз, когда его упрекнули, что он подал милостыню человеку дурного нрава, Аристотель сказал: «Я подаю не нраву, а человеку».

 

Учитель: Как вы понимаете слова Аристотеля? Что такое – человечность? (ответ: человечность – великодушное, уважительное отношение к людям)

Подберите синоним к слову человечность  (ответ: гуманизм – это уважение и любовь к людям)

А вы встречались с ситуацией, когда человек просит милостыню? Как вы к этому относитесь?  (ответы учащихся)

Учитель: Любить всех людей очень непросто. Кого мы любим больше всех? (ответ: маму, папу, своих родных и близких, друзей)

А как же все остальные люди?  (ответ: к людям у нас должно быть терпимое, доброе отношение)

Учитель: Немецкий мыслитель И. Кант  так говорил: «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей»  Ребята, приведите примеры такого участия (ответы учащихся с примерами)

                                                                                                                     

Учитель: Восточный мудрец воскликнул: «В этой жизни истинная человечность, как бесценный алмаз, редка». Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры истинной человечности.

Ребята, а какое понятие является противоположным слову человечность?

(ответ: равнодушие, безразличие)

А что такое равнодушие? (человеку нет ни до кого дела, он думает только о себе, он безразличен к горю и страданиям  других людей)

Учитель: А к чему ведет равнодушие? (ответ: равнодушный человек пройдет мимо и не протянет руку помощи тому, кто в ней нуждается)

Ребята, а вы встречали равнодушных людей? Как вы относитесь к таким людям?

(ответ: с такими людьми не хочется общаться и дружить, они слишком любят себя)

А как вы, ребята, можете поддержать человека, у которого случилась беда или он испытывает какие-либо трудности, проблемы?

(ответы:  не проходить мимо.  Спросить – нужна ли помощь?  Пойти к взрослым и рассказать, что человек попал в трудную ситуацию. Можно поддержать добрыми словами, сочувствием, состраданием.  Побыть рядом)

 

Учитель: Иногда так бывает, ребята, что у кого-то из ваших друзей произошли неприятности. Как можно отвлечь его от грустных мыслей? Послушайте загадку.

Есть ли это у вас? Как часто вы этим пользуетесь?  (смотрим слайд)

Загадка.

 

Она ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

         Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Она – отдохновение для уставших, дневной луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой, от неприятностей.

         Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. И тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали.

                                                                                                              (ответ: улыбка)

Учитель: Предлагаю вам задание в группах.

         Прочитайте десять заповедей человечности. Что вы могли бы добавить? (заповеди на слайде)

        

1.                 Никогда ни с кем не замышляй  войны.

2.                 Решай все спорные вопросы мирно.

3.                 Не присваивай труд другого человека. Старайся сам быть трудолюбивым.

4.                 Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло.

5.                 Уважай мнение другого человека.

6.                 Уважай родителей и предков своих. Сохраняй всё, созданное ими.

7.                 Береги природу.

8.                 Будь смелым и настойчивым в любом добром начинании.

9.                 Помогай тем, кто слабее тебя, кому нужна помощь и поддержка.

10.            Каждый день сделай хотя бы одно маленькое доброе дело.

 

Дополнения ребят.

 

-Будь дружелюбным и дружи со всеми хорошими людьми.

-Никогда не обижай тех, кто младше и слабее тебя.

-Береги свою малую родину и нашу Россию.

-Будь добрым ко всем людям.

-Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.

-Защищай своих родителей, бабушек и дедушек, сестёр и братьев.

-Береги свой дом, семью и школу.

-Не предавай своих друзей.

-Не проходи мимо, если кому-то нужна помощь.

 

 

Учитель: Спасибо, ребята! Вот еще одно  задание: «Доброе письмо»

Напишите доброе письмо своему другу или близкому человеку. Оно должно быть наполнено хорошими словами и добрыми пожеланиями.

(ребята пишут письма и  по желанию читают их)

Учитель: свои письма Доброты вы можете передать тем, кому их написали: родителям, друзьям, бабушкам. Это будет с вашей стороны очень человечный поступок, ведь добрые слова приятны всем.

Добрый человек учит добру и человечности. Самое раннее детство помню маленькими эпизодами. Я помню добрые руки моей бабушки, как она гладила меня по голове. Помню её маленький домик на берегу реки. Помню запах вкусных бабушкиных пирогов. На меня находит спокойствие и умиротворение.  Примерно такое же, когда читаю хорошие пословицы и поговорки о доброте и человечности. И помните, ребята, чтобы вырасти добрым и отзывчивым человеком, нужно, чтобы рядом были любящие, заботливые родные люди: ваши родители, бабушки и дедушки, близкие.

А как вы относитесь к пожилым людям, к бабушкам и дедушкам?   (ответы)

 

Учитель: следующее задание выполняется в группе. Сложите пословицы, афоризмы, объясните их смысл (все высказывания разрезаны на части)

Золотой человек - золотые руки.

Хорошему человеку везде хорошо, а худому везде худо.

Пока и мы человеки — счастье не пропало.

Всякий человек по делу узнаётся.

Большая душа, что большой костёр – издалека видна    (афоризм)

Старайся всякому делать добро, а не себе одному           (афоризм)

Познав несчастье, я научился помогать страдальцам.      (Вергилий)

 

Учитель: посмотрим на слайд и проверим,  правильно ли вы собрали свои высказывания и пословицы. Послушаем объяснение. Спасибо!

Ребята, а сейчас хочу вашему вниманию представить притчу Татьяны Задорожной «Жеребёнок»

Кто и к кому проявил человечность, сострадание и почему? Какой герой вам особенно понравился, а какой нет? Почему?

 

Жеребёнок.

(читает ученица, в сокращении)

 

Звенела весенняя ярмарка. По её краю за балаганами барышник тащил на верёвке пегого жеребёнка, на спине у малыша была глубокая рваная рана с коричневыми запёкшимися от крови краями. Жеребёнок громко ржал, но на его крики в шуме ярмарки никто не обращал внимания.

Спиридон привёз вместе с односельчанами мёд на продажу, расположившись на телеге гончара рядом с его посудой. Пузатенькие бочоночки, перевязанные вощёной холстиной, стояли на передке у облучка телеги, а вокруг ратью выстроились кринки, кувшины, макитры и прочая посуда.

Спиридон и не торговал толком. Договорившись с дородной женой гончара о цене, он сидел в тени под деревом на мешке с овсом…

Распряжённая кобылка гончара вскинула голову вместе с торбой, одетой на морду, и зашевелила ушами от беспокойства, переступая ногами. Она услышала крик жалобы и страха в этом шуме. Спиридон тоже оглянулся и поспешил вмешаться. Он отдал барышнику почти весь мёд, а тот посмеялся после сделки. Пасечник промыл рану чистой водой с дегтярным мылом, порвал старую свитку на холстинки, смазал их слегка мёдом из последнего горшочка и перевязал лошадку. Жеребёнок прилёг под деревом в тени, а к вечеру уже перестал дрожать, выпил, к радости пасечника, воды и съел горбушку хлеба с ладони Спиридона.

На следующее утро, рано-рано, мудрец и жеребёнок потихоньку отправились с ярмарки в обратный путь, они шли с остановками, ночевали на сеновалах, встречая только помощь и подкрепленье едой, и добрались домой.

Гончар завёз мешок овса, а пасечник достал прошлогоднего сена, устроил раненого на несколько дней в небольшом пустом омшанике, где из маленького окошка падал косой лучик света. Потом, когда малыш окреп и стал больше двигаться, перевёл его во двор, запирая только на ночь.

Жеребёнок так привык к мудрецу, что ходил за ним везде как собачонка, ел из рук и любил баловаться — снимал с головы его соломенную шляпу и подкидывал её в воздух, жевал рубаху, дул в ухо, носил зубами за дужку ведро с водой. Частенько доносилось со двора его звонкое радостное ржание.

А на осенней ярмарке Спиридон стоял среди лошадников под градом насмешек, а сзади без привязи фыркал и баловался подросший жеребёнок. На спине у него мышцы шли горбом, их стягивал грубый шрам, образовавшийся на месте раны, вот все и потешались — горбунок, пегий — не работник, не красавец да невелик. «Кому он нужен такой?», «И что было с ним возиться?» — неслось со всех сторон.

Тут приблизился к Спиридону статный, но очень морщинистый человек, возраст которого так сразу было и не определить. Тело его казалось гибким и молодым, а лицо — старше лет на десять.

— Продай мне это чудо, — заинтересовался подошедший, — он мне нужен.

— А не обидишь, — забеспокоился мудрец, интересуясь самим покупателем.

— Не обижу, нам в шапито как раз такой и подходит — будет с клоуном выступать.

Оказалось, что это и был клоун из цирка, прибывшего на ярмарку. Лицо его постарело от грима, а человеком он был добрым и талантливым. Предполагалось сотворить из жеребёнка Пегаса, привязав крылья для пантомимы, а ещё — Горбунка для второго отделения, который сбросит глупого седока. И ещё много разного и смешного намечалось.

Спиридон сидел с клоуном в ярмарочном балагане и тихонько смеялся, а посредине в широком проходе клоун играл с маленьким конём, под оглушительный хохот публики. Все совали жеребёнку горбушки.

«Каждой вещи — своё предназначение» — подумал Спиридон, вспоминая свою нерешительность перед чернявым барышником, предрекавшим бесполезность животного, даже в случае спасения раненого жеребёнка.

(ребята отвечают на вопросы)

 

Учитель: А теперь, ребята, послушайте стихотворение современной девочки. Её зовут Алёна Бузина. О чём это стихотворение? Как вы относитесь к своим домашним питомцам? А к бездомным животным?

(читает ученица)

 

На дереве вижу я кошку бездомную,

Как я хочу ей помочь.

На этом же дереве тихо и скромно

Она просидела всю ночь.

Хозяева выгнали кошку из дома

Сидит она здесь и в холод, и в зной.

Ох, как же люди бывают жестоки!

Возьму эту кошку к себе домой.

(ребята отвечают на вопросы)

 

Учитель: ребята, это задание выполняется в группе: выберите правильные ответы, заполните схему и объясните свой выбор. Для этого в группе выберите  лидера, который после совместного обсуждения представит нам ваш коллективный ответ.

 

Заполните схему:    что значит человечность?

                                      ↓  ↓   ↓  ↓  ↓  ↓  ↓  ↓

 

Слова для выбора: забота о пожилых, помощь больным и слабым, забота о домашних животных, уважение и любовь к родителям,  доброе отношение ко всем людям, поддержка тех, кто в ней нуждается, бережливое отношение к природе, сочувствие к боли и страданиям других людей, готовность прийти на помощь, неравнодушие.

 

Учитель: А сейчас, ребята, посмотрите и послушайте «Добрую сказку» Людмилы Сосниной. Кто из героев сказки проявил человечность и к кому?     (показ слайдов)

«Ангел и кот» Самая добрая сказка.

Мир тебе, – ласково сказал Ангел, присаживаясь рядом с Котом на толстую ветку и стряхивая с неё снег. — Привет, – Кот приоткрыл зелёный глаз, лениво оглядел Ангела и отвернулся. Ангел спрятал под крыльями босые ноги и посмотрел вниз. Под ними лежал белый двор, полный смеха, визга, летающих снежков и скрипа шагов. — Высоко ты забрался, – сказал Ангел, оценивая расстояние до земли. — Зато сюда даже Сашкин снежок не долетит. Ангел понимающе кивнул и подобрал опущенные крылья. Помолчали.

 

— А ты что, за моей старушкой явился? – не поворачивая головы, спросил Кот. Голос его был такой же ленивый, но Ангел сразу увидел, как сгустилась вокруг него боль и тревога. — Нет, я ни за кем. — А! – Облачко тревоги поредело. — Она каждый день говорит, что скоро Ангел её заберёт, — счёл нужным объяснить Кот. — Видно, другой прилетит… Опять помолчали. Но, видимо, Кота всё же беспокоило присутствие Ангела, и он как можно равнодушнее спросил: — А ты сюда зачем? — Да так, отдохнуть присел. Парнишку одного в вашем городе от него же самого спасал. Ох, и трудная это работа! Теперь домой лечу. — Так ты, это… и от болезни можешь? — Смотря какая болезнь. Но многое могу. Хранитель я. — Так чего же ты тут расселся?! – взревел вдруг Кот. — А ну пошли! И он рыжим вихрем слетел на землю. Ангел тихо приземлился рядом.

 

Старушка была такая худенькая, что Ангел не сразу разглядел её среди белых подушек. Глаза старушки были закрыты, а грудь ходила ходуном, заполняя всю комнату хрипом, свистом и всхлипами. Ангел наклонился над нею, положил на грудь белые крылья и стал что-то шептать – ласково и тихо. Пока он так стоял, Кот подбросил в печку дров, подвинул на плиту остывший чайник и поставил большую кружку с молоком, сыпанув в неё какой-то травы – готовил питьё для хозяйки. Когда Ангел разогнулся, дыхание старушки было ровным и тихим, впалые щёки порозовели. — Пусть поспит, – сказал он Коту. — Ослабла она сильно. Кот отвернулся и быстро вытер глаза.

 

Старушка спала, а Кот и Ангел пили чай, и Кот всё подливал в свой чай сливки, а Ангел улыбался, глядя на него. — Я, наверное, останусь пока у вас, – сказал он, размешивая мёд, — Пока Михайловна не встанет. — А ты откуда знаешь, что она Михайловна? — Я же Ангел. Я и то знаю, что тебя Чарликом зовут. — Значит, вроде познакомились, – хмыкнул Кот. — А тебя как величать? — А у нас имён нет. Просто Ангел. Кот молча подвинул ему сливки и прихлебнул из кружки. Тикали над столом ходики, трещали в печке дрова, за окном усиливался ветер. — Вот ты спрашивал, зачем я высоко залез, – усмехнулся вдруг Кот. — Выходит, тебя ждал. И задумчиво добавил, прислушиваясь к ветру: — Носки тебе связать надо. Что ж ты босиком-то по снегу?..

 

 

Учитель: Вам понравилась сказка, ребята?  Попробуйте к следующему занятию придумать свою маленькую Добрую сказку.

 

Наша встреча подходит к концу. Перед вами лежат лепестки с добрыми, человечными словами.  Давайте соберём из них один большой цветок  под названием «Человечность»

 

Слова на лепестках: любовь, доброта, милосердие, сострадание. Отзывчивость, нежность, доброжелательность, взаимовыручка, дружба,  помощь.  Поддержка, забота,  уважение, жалость, сердечность, душевность, добро, сопереживание, сочувствие.

 

Рефлексия: Все ребята, кому понравилось наше занятие, прикрепят свой лепесток к нашему цветку «Человечность» (дети подходят к магнитной доске и крепят лепестки, потом обмениваются впечатлениями, задают вопросы)

 

Учитель: Добрым детям добрых слов

                Пожелать хочу я снова.

                Человечности  даров

                Не бывает очень много.

 

Звучит песня «Если добрый ты»   из мультфильма «День рождения  кота Леопольда»          

(авторы Савельев Б., Хайт А.)                 

 

Использованная литература:

1.                 Пословицы, афоризмы, высказывания.

2.                 Т. Задорожная «Жеребёнок»

3.                 Л. Соснина «Ангел и кот»

4.                 Притчи.

5.                 Стихотворение Алёны Бузиной.

 

 

 

 


 

Классный час в 8 классе Тема: «Человечность и мы»

Классный час в 8 классе Тема: «Человечность и мы»

Подберите синоним к слову человечность (ответ: гуманизм – это уважение и любовь к людям)

Подберите синоним к слову человечность (ответ: гуманизм – это уважение и любовь к людям)

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче

И помните, ребята, чтобы вырасти добрым и отзывчивым человеком, нужно, чтобы рядом были любящие, заботливые родные люди: ваши родители, бабушки и дедушки, близкие

И помните, ребята, чтобы вырасти добрым и отзывчивым человеком, нужно, чтобы рядом были любящие, заботливые родные люди: ваши родители, бабушки и дедушки, близкие

Гончар завёз мешок овса, а пасечник достал прошлогоднего сена, устроил раненого на несколько дней в небольшом пустом омшанике, где из маленького окошка падал косой лучик…

Гончар завёз мешок овса, а пасечник достал прошлогоднего сена, устроил раненого на несколько дней в небольшом пустом омшанике, где из маленького окошка падал косой лучик…

Хозяева выгнали кошку из дома

Хозяева выгнали кошку из дома

Ангел наклонился над нею, положил на грудь белые крылья и стал что-то шептать – ласково и тихо

Ангел наклонился над нею, положил на грудь белые крылья и стал что-то шептать – ласково и тихо

Т. Задорожная «Жеребёнок» 2.

Т. Задорожная «Жеребёнок» 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2024