Классный час
В ответе за тех, кого приручили
Цель: Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное отношение к животным.
Задачи:
1. Воспитание любви и доброго отношения к домашним животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность.
2. Воспитание умения критически относиться к своим поступкам, анализировать их.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-осознавать познавательную задачу;
-слушать, извлекая нужную информацию.
Регулятивные УУД:
-уметь излагать мысли в логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путём рассуждений.
Коммуникативные УУД:
-уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.
Оборудование: презентация, у детей рисунки и фотографии их домашних животных, белый лист и карандаш у каждого ученика.
Ход занятия.
Этап 1.Организационный момент. Слайд 1.
Этап 2.Работа со словом «приручить».
Учитель:
-Тема нашего занятия «В ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете смысл слова «приручить»?(Сделать так, чтобы тебя полюбили, не могли без тебя жить, всегда слушались тебя).
Слайд 2. Приручить-сделать ручным, послушным. Приручиться-стать ручным, привыкнуть к человеку.(Словарь С.И.Ожегова)
-Кого мы можем приручить?
-Каких животных приручают люди? Для чего они это делают?
-У кого из вас есть домашние животные? Какие? Покажите рисунки и фотографии ваших животных.
Учитель:
Отгадайте загадку:
Лежит-молчит,
Подойдёшь - заворчит,
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (Собака).
-Да, это собаки. Их много: они очень разные: маленькие и большие, длинноногие и коротколапые, лохматые и вислоухие, породистые и беспородные…
-А сколько пользы они приносят человеку?
(Дети читают стихи)
1 ученик Слайд 4.
Четвероногие друзья!
Их не любить никак нельзя.
Они помощники в труде-
Надёжные примерные,
Они и выручат в беде,
И в дружбе очень верные.
За коляской с гордым видом
Дог шагает не спеша.
Никому не даст в обиду
Эта «няня» малыша.
2 ученик Слайд 5.
Уронив свой автомат,
Стонет раненый солдат,
Но с аптечкою овчарка
Быстро-быстро подползла.
Та овчарка-санитарка
Много раненых спасла.
3 ученик Слайд 6.
А вот ныряльщик пёс.
В воде он проявляет выучку.
И если человек в беде,
Всегда придёт на выручку.
4 ученик Слайд 7.
Вот таёжная ищейка!
Лишь зверька отыщет след,
И ему в любой лазейке
От неё не скрыться, нет!
А у кедра вдруг залает,
Стойку сделает она,
И уже охотник знает-
Белка ей вверху видна.
5 ученик Слайд 8.
По две в ряд бегут собаки,
Нарты лёгкие скрипят.
Тундра стонет в снежном мраке,
В тёплых чумах люди спят.
А во мгле полярной ночи
Раздаётся хриплый лай:
К дальним чумам едет почта-
Эй, каюр, не засыпай!
6 ученик Слайд 9.
В двух шагах легла граница,
Край родной земли, взгляни!
Шорох ветки, крики птицы!
Здесь обманчивы они.
Лишь Джульбарс
В том каждом звуке
Разберётся до конца.
Он недаром отдан в руки
Пограничника-бойца.
На Джульбарсе шерсть лоснится,
А по виду с волком схож.
Нарушителя границы
Встреча с ним бросает в дрожь.
7 ученик Слайд 10.
Спешит могучий сенбернар
К вершине перевала.
Там снежный прогремел обвал,
Метель отбушевала…
На помощь человек зовёт,
Он там погибнуть может,
Но сенбернар его найдёт,
В беде ему поможет.
8 ученик. Слайд 11.
Зал аплодирует, хохочет:
-Что за прыжки! Что за повадки!
В награду - сахара кусочек,
Но труд артиста, ох, несладкий!
9 ученик. Слайд 12.
Собаки способны не только на трюки,
А верно служили и служат науке.
Кто в космос летал раньше всех?
Угадай-ка! Правильно!
Наша российская лайка!
Учитель:
-Много хорошего ля нас делают собаки. Они помогают отыскать взрывчатку, наркотики, преступников, работают поводырями для слепых людей. Слайд 13.
-Не все собаки породистые. Белка и Стрелка были обычными дворнягами. Слайд 14.
-Собакам поставили много памятников. Есть памятник собаке -санитару, собаке-спасателю…А я хочу рассказать вам о памятнике собаке, которая не имела героической профессии. Слайд 15.
В Шотландии установлен памятник собаке Грейфраерс Бобби. Эта собачка 2 года была верным другом полицейского Джона Грея. Когда полицейский скончался от туберкулёза, Бобби очень тяжело перенёс разлуку с ним. Дни напролёт пёс сидел на могиле мистера Грея на кладбище возле церкви. Так Бобби провёл оставшиеся 14 лет своей жизни. Всего 2 года жил с хозяином и потом 14 лет хранил ему верность.
Собаки очень преданные животные.
-Так ли собакам преданы их хозяева?
-Кем являются ваши домашние животные для вас? (игрушкой, другом, обузой…)
Этап 3.Моделирование этической ситуации. Обсуждение ситуации.
Слайд 16.
Учитель:
-Послушайте вот такую историю.
Девочка Катя давно мечтала о собаке, уговаривала маму купить ей щенка. На день рождения Кате подарили щенка. Катя очень обрадовалась, играла с ним, гуляла, кормила. Но вскоре ей это надоело, потому что у девочки появилась новая кукла. А когда щенок заболел, Катя сказала маме: «Теперь место щенка на улице. Мы не будем держать дома больную собаку.»
-Понравилась ли вам эта история? Почему?
-Была ли собака для девочки другом?
-Кем был для неё щенок? Почему он ей так быстро надоел? На что поменяла девочка живую собаку?
-О чём надо подумать, прежде чем просить у родителей завести собаку или кошку? (Как за ними ухаживать)
-Что нужно, чтобы животным у вас дома было хорошо? (Важно не только их кормить, ухаживать за животными, заботиться о животных, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу ласку, любовь, знать, что вы их никогда не бросите, не обидите, защитите.)
-Расскажите, как вы заботитесь о своих питомцах?
Миллионы домашних животных никогда не знали гуманного обращения со стороны собственных хозяев. Так, к сожалению, нередки случаи, когда, например, птиц запирают в маленьких клетках. Животные вынуждены существовать в невыносимых условиях ограничения движений, в грязи, а то и вовсе - голода.
Этап 4.Разговор об ответственности человека за животное, обсуждение стихов.
Учитель:
-Послушайте стихотворение Г.Мельниковой и подумайте, о чём оно.
Забытый котёнок.
Всё мяукал котёнок
Во дворе под кустом
Как хотелось котёнку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал жёлтый лист.
Показалось котёнку,
Что позвали: «Кис-кис!»
Замирая от счастья,
Он помчался на зов…
Только дверь оказалась
Заперта на засов…
-О чём это стихотворение? Что случилось с котёнком? Какие чувства испытывал котёнок? Какие чувства у вас возникли по отношению к котёнку? По отношению к бывшим хозяевам котёнка?
Почему появляются бездомные животные?
Учитель:
-Многие кошки и собаки оказываются на улице только потому, что их хозяевам наскучила прежняя игрушка. Гуманное отношение к животным неизвестно таким хозяевам. В результате, нередко, животные, которые оказались на улице, либо погибают, потому что они не приспособлены к жизни в таких условиях, если они выросли в квартире, либо животные становятся злыми, голодными, грязными, зимой им холодно, они не подпускают к себе людей, не верят в доброту человека, так как их однажды уже обидели.)
Этап 5. Поиск решения.
Учитель:
- Чем всё-таки можно помочь бездомным животным? (Подкармливать, поставить тёплую будку, попытаться найти им хозяина, обратиться в приют для бездомных животных, рассказать о них в газете и т.п.)
- Я согласна с вами. Но, главное, не пополнить армию бродячих животных. Быть ответственными, не выбрасывать животных на улицу. Объяснить своим друзьям и знакомым, что не надо заводить животное, если вам лень или некогда о нём заботиться.
- Сталкивались ли вы с ситуацией, когда люди по-доброму относились к брошенным животным?
Этап 6. Рефлексия.
Учитель:
-Какие мысли остались у вас после сегодняшнего урока? Предлагаю небольшую игру «Всё в твоих руках». Положите ладошку на лист белой бумаги, обведите её. Напишите внутри (на ней): Я никогда… А дальше, то что вы для себя уяснили с урока, выводы.
Этап 7.Итог занятия.
(Дети отвечают «да» или «нет»)
Учитель:
Вы смотрели бездомной собаке в глаза?...
Вы когда-нибудь видели столько печали?...
Две дорожки от глаз протоптала слеза….
Сколько боли, несчастья у ней за плечами….
Разве вас не учили: «Мы в ответе за тех…»
Или может вы просто про это забыли, …
Когда Вам надоело и после утех.
Вы за ней двери дома закрыли? ...
А она до сих пор верит людям и ждёт,
Хоть сомнения давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит…
Учитель:
- Заводя животное, надо понимать, что это не игрушка, которую при желании можно выставить за дверь, а родившихся щенков или котят выбросить или утопить. Необходимо помнить, что мы с вами, в отличие от животных, существа разумные, во всяком случае, считаем себя таковыми, и, бродят или нет бездомные собаки и кошки по городским улицам, зависит от нас самих. «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
Учитель:
-Посмотрите этому щенку в глаза. Вы сможете его предать и выбросить на улицу? Слайд 16.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.