Классный час "Великая армия-Великой страны"
Оценка 4.9

Классный час "Великая армия-Великой страны"

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
воспитание +1
5 кл—9 кл
12.05.2021
Классный час "Великая армия-Великой страны"
Классный час
Классный час..doc

Классный час

Тема: ВЕЛИКАЯ АРМИЯ — ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ

 

 

По страницам истории Вооруженных сил России мероприятие для старшеклассников, посвященноое дню защитника Отечества.

Цель классного часа:

·        проследить за историей Вооруженных Сил России;

·        воспитание чувства гордости за героическое прошлое своего народа;

·        патриотическое воспитание;

·        сформировать положительную установку для юношей — старшеклассников на службу в вооруженных силах России.

Оформление:

·        портреты военачальников;

·        репродукции по теме.

Оборудование:

·        магнитофон;

·        аудиозапись песен военных лет;

·        компьютер;

·        фильм с хроникой военных лет.

Предварительная работа: учащиеся самостоятельно готовят сообщения (ниже приводится текст сообщений).

Используемая литература:

·        История русской армии — Москва: Эксмо, 2006 год

·        Зуев М.Н. История России, Дрофа, 2004г.

На доске эпиграф: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ» (ст.59 Конституции РФ).

Ход мероприятия:

Слово учителя:

В силу уязвимого геополитического положения России всегда приходилось держать большую армию. В истории нашей страны вооруженным силам придавалось исключительное значение. Ведь речьшла о самосохранении народа. Очень часто нашим предкам приходилось браться за оружие, оставляя на какое-то время мирный труд. Изначально русское государство было милитаризованным, что позволило пройти все перепитии, уготовленные нашиму народу Судьбой (Россия — евро-азиатское государство, которому приходилось сдерживать нашествие как с Востока на Запад — в случае с монго-татарами, так и с Запада на Восток — Наполеон и Гитлер), не раз спасать мир от агрессоров, сохранить, передавая из поколения к поколению, любовь к России, верность воинскому долгу, преклонение перед памятью предков.

Накануне для защитника Отечества мы проводим классный час на тему «Великая армия — Великой страны». Эпиграф на доске. Это строчки из основного закона России — ст.59, в котором говорится о долге и обязанности граждан РФ, прежде всего юношей — защите Отечества. Это высокое призвание: защищать родную землю, дом, семью. Пройдёт немного времени и часть из вас возьмёт эту высокую обязанность на себя, тем самым будет продолжена преемственность поколений. История нашей страны богата примерами ероизма и мужества, которые неоднократно проявляли защитники Родины.

Давайте вместе пролистаем страницы военной истории страны, и вспомним, как было устроено войско, как были вооружены наши предки, какие подвиги во имя спасения нашей Родины они совершили.

Первым государственным образованием на территории нашей страны стала Киевская Русь, но ещё в догосударственный период наши соседи оставили сведения о военной организации славян.

Сообщение учащегося 1. Военная организация у антов и славян. (VI в. н.э.) - Маврикий Стратег. Они селятся у рек, болот и озёр, в лесах, устраивают в жилищах много выходов на случай опасностей.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодойй для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех остальных.

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также луками деревянными с небольшими стрелами, намоченными особым раствором для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше притивоядие, то быстро погибнет.

Не имея над собой главы, враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти в бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед всё вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша потеряться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они заманивают туда противника, т. к. там отлично сражаться.

Учитель: В ранний государственный период начинает складываться профессиональная армия. Её ядром стали младшая и старшая дружины, которыми командовал сам князь. В XI в. у Киевского князя насчитывалось до 500-800 дружинников. Эти воины передвигались либо на конях, либо в быстрых и мелких ладьях по рекам и морям.

Сообщение учащегося 2. Вооруженные силы Древнерусского государства. Русские воины были вооружены мечами, копьями и саблями. Щиты, брони и кольчуги защищали их тела, а остроконечные шлемы — закрывали их головы.

Частью русского войска был полк, состоявший из «воев» - смердов и ремесленников. «Вои» были вооружены попроще: луками и стрелами, копьями, тяжелыми боевыми топрами. У каждого на поясе висел боевой нож на случай тесных рукопашных схваток. Влевой руке был щит, обтянутый толстой кожей.

Войско выступало в поход под княжескими и другими стягами. Впереди ехал князь, за ним — конная дружина, далее двигался полк. Следом тянулся обоз, в котором находилось тяжёлое вооружение воинов и съестные припасы.

В бою русское войско делилось на центр, где бились пешие «вои». Их задача была в том, чтобы удержать натиск вражеской конницы. На право и левом флангах располагались конные дружины, которые должны окружить противника.

Русская армия в IX веке была вооружена и снаряжена по последнему слову военного искуства того времени и редко проигрывала сражения.

Учитель: Феодальная раздробленность привела к падению обороноспособности государства в целом. Дружины удельных земель не могли сдержать натиска монголо-татар, что привело Русь к ордынскому игу на более чем 200 лет. В этот период распада и потерь, герооической борьбы русского народа, отдельно стоят Невская битва и Ледовое побоище, итогом которых стало предотвращение попытки захватить рыцарями — крестоносцами северо-западные земли страны.

Объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось усиление русской армии. Князь Дмитрий Донской бросил вызов монголотатарам, доказав, что Русь в состоянии отвоеват свою независимость. Окончательное освобождение произошло в 1480 г. при Иване III. Потомок Ивана III – Иван IV, завершая централизацию государства Российского, реформирует армию.

Сообщение учащегося 3. Военные реформы Иван IV. В целях укрепления вооруженных сил в 1550 г. правительством Ивана IV начали осуществляться военные реформы. Был определен порядок прохождения воинской службы: «по отечеству» (по прохождению) и по «прибору» (по набору). Службу «по Отечеству» проходили дворяне и дети боярские. Служба регулировалась изданным в 1556 г. «Уложением о службе» она переходила по наследству и начиналась с 15 лет.

Из числа служилых людей «по прибору» формируется стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное оружие (пищали), так и холодное (бердыш и сабли). К «приборным людям» относились также казаки, пушкари, воротники и др. В военную службу при Иване IV нанимались и иностранцы (поляки и немцы).

Военные реформы XVI в. значительно укрепили русскую армию, сделав ее постоянной, что позволило в дальнейшем расширить территории государства в восточном направлении и присоединить к России Казанское, Астраханское ханства, Западную Сибирь.

Учитель: Созданная при Иване IV структура организации ВС России, просуществовала вплоть до начала XVIII в. Однако, с 1630 г. (при Алексее Михайловиче) началось создание полков нового строя, что было предвестием военных реформ его великого сына Петра I. В начале XVII в. появились солдатские, рейтарские, драгунские полки из добровольцев, в т.ч. иностранцев — наемников. Роль дворянской конницы падала, и наоборот, выросла роль солдат и стрельцов.

Сообщение учащегося 4. Реформы армии и флота Петра I. В 1698 г. Петр I распустил стрелецкие полки и стал создавать регулярную армию. При комплектовании полков оформляется рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав войск стал набираться из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус — из дворян. Указ 1705 г. завершил складывание рекрутчины. В итоге с 1699 по 1725 гг. было проведено 53 набора в армию и на флот, они дали почти 300 тыс. человек, призванных на пожизненную воинскую службу. Русская армия состояла из 3-х родов войск — пехоты,кавалерии и артиллерии. Кроме того на службе находились гарнизонные войска, ополчения и казачьи части.

Для солдат и офицеров были подготовлены многочисленные наставления, был издан новый «Устав воинский», открыты школы.

Наряду с созданием регулярной армии проходило строительство Военно-морского флота. Датой рождения ВМФ России принято считать 1696 г. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были направлены на создание Балтийского флота.

Учитель: Конец XVIII – первая половина XIX в. стали приодом великих побед. Вспомним о них.

ВИКТОРИНА

по военной истории к XVIII – I половина XIX вв.

Формируется счетная комиссия из 2-х учащихся. Счетная комиссия определяет класс, набравший больше очков.

Вопросы викторины:

1. Определите имена российских полководцев и флотоводцев по перечням сражений и операций, в которых они участвовали:

1.     Наварийский бой, Синопское сражение, оборона Севастополя;

2.     Очаков, Ларга, Кагул, Аккреман, Бендеры, Измаил, Аустерлиц, Рушук, Бородино;

3.     Фокшаны, Рымник, Измаил, Туртукай, Козлуджи;

4.     Гросс-Егерсдоры, Кунесдорф, Кольберг, Ларга, Кагул;

5.     Керченское сражение, мыс Калиакрия, крепость Корфу;

6.     Смоленск, Бородино, Торн, Кульм, Лейпциг (командующий русско-прусской армией)

7.     блокада Кольберга, Хиосское сражение, Чесма, блокада Дарданелл.

2. Определите, о ком идёт реччь в приведенном ниже тексте:

Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг., в  Итальянском и Швейцарском походах русской армии, в войнах против Франции в 1805-1807 гг. В Отечественную войну 1812 г. командовал 2-й Западной армией. Смертельно ранен в Бородинском бою.

3. Какое имя выпадает из общественного ряда в каждом из перечней? Почему?

1.     Ермолов; Багратион; Салтыыков; Кутузов; Платонов; Витгенштейн.

2.     Корнилов; Нахимов; Уваров; Истомин; Тотлебен.

4. Что объединяет этих людей? Кто они?

Давыдов; Сеславин; Фигнер; Кожина; Четвертаков; Курин.

5. Определите, о каких сражениях идёт речь в приведённых ниже текстах.

А. «Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах. Он привёл двойное число таких, чтоб наступить на нас с моря; нам надобно отказаться от любимой мысли — разразить врага на воде. К тому же нужны для защиты города, где наши дома и у многих семейства.

Гравнокомандующий решил затопить 5 старых короблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд, и вместе с тем свободные команды усилят войска» (из приказа главнокомандующего).

Б. «Победоносное войско Вашего Императорского Величества, прославившегося храбростью и мужеством на суше и на морях, ознаменовывает теперь беспримерную неутомимость и неустрашаемость и на новой аойне, на громадах непреступных гор. Выступив из пределов Италии... переходило оно через цепи страшных гор... Там является зрению нашему гора... сей величественный колосс гор, ниже хребтов которого громоносные тучи и облака плавают... Войска... проходят через тёмную горную пещеру... занимают мост, удивительною игрою природы сооружённый... Оный разрушен неприятелем, но сие не останавливают победителей; доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегают они, спускаются с вершин в бездны и, достигая врага, поражают его асюду» (из донесения императору Павлу I).

В. Но вот на турецком адмиральском фрегате показался клуб дыму... За залпом последовал батальный огонь. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открывали огонь...

Я полез на марс. Сверху картина была восхитительная. Посередине рейда торчали мачты потопленного фрегата... На отмели горел турецкий параход. Город пылал в нескольких местах. В инструкции вицеадмирала... было сказано, чтобы по городу не стреляли, в особенности чтобы ядра непопадали в дома, где подняты консульские флаги» (А.Д.Сатин)

Учитель: Крымская война, закончившаяся так бесславно для России, поднимает вопрос о необходимости скорейшего реформирования армии.

В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений; срок службы сократился с 25 лет до 10. Но главные перемены были впереди.

Сообщение учащегося 5. Инициатоом и руководителем военных реформ, которые осуществлялись в армии в течении 12 лет с 1862 по 1874 гг. был генерал Дмитрий Алексеевич Милютин, возглавивший военное министерство, при сохранении военного потенциала ему удалось снизить армию на 400 тыс. человек. В течение 70-х гг. XIX в. завершилось техническое перевооружение армии (появились железнодорожные войска).

1 января 1874 г. был утверждён Устав о воинской повинности, коренным образом изменивший систему комплектования армии. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения по достижению 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе, матросы соответственно — 7 лет и 3 года.

Результатом реформы явилось создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Сообщение учащегося 6. Из истории праздника.

Большевики объявили 23 февраля днём защитника Отечества. В этот день в 1918 г. в Красную Армию записалось 80 тыс. добровольцев.

В связи с непростой обстановкой, сложившейся из-за сорванных Троцким сепаратных переговоров с Германией, Красной Армии 23 февраля 1918 года под натиском немцев, неся тяжёлые потери, пришлось оставить Псков и Нарву. Немцы взяли Минск.

Ценой огромных территориальных и людских потерь, России удалось 3 марта 1918 г. подписать унизительный для страны Брестский мир.

Но праздник, рождённый в лихолетье, быстро был прят населением страны, и в этом 2007 г. мы отмечаем его 89 раз.

Учитель: По настоящему Советская армия свои лучшие боевые качеств проявила в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на компьютере перед учащимися проходит хроника военных лет на фоне аудиозаписи. Здесь птицы не поют...)

Учащиеся

ЗАЩИТНИКАМ РОДИНЫ

Великая наша Россия!

Ты воинством славным сильна,

С тобой богатырская сила

И слава на все времена.

 

Как часто военные беды!

Вторгались на землю твою!

Есть счастье — дожить до ПОБЕДЫ,

Есть доблесть — погибнуть в бою.

 

Есть долг и священное право -

Отчизну свою охранять

Защитникам Родины — Слава!

Знамен боевых не ронять!

 

Военной лихой круговерти

Всех подвигов ратных не счесть,

Всегда между жизнью и смертью

Стояли свобода и честь.

 

Нам помнить их всех поименно,

Всех павших — дед, чей отец!

К могилам склоняем знамёна

Под стук благородных сердец!

 

Учитель: В нашей стране сложилась замечательная традиция поздралять мужское население страны с Днём защитника Отечества 23 февраля. И хотя это праздник профессиональный, но так уже повелось в истории страны, если враг нападает, все, и стар и млад, берут в руки оружие и защищают Родину. «Есть такая профессия — Родину защищать», - говорят военные о себе.

Мы живём в мирное время, но и сейчас России имеет многочисленную армию, тратятся огромные расходы на военные нужды, постоянно совершенствуется вооржение. Это необходимо для того, чтобы население страны чувствовало себя в безопасности. Будем надеяться, что никогда нам не придётся испытать то, что пережили совеиские люди в 1941-1945 гг., когда Великая армия не только отстояла войну, но и спасла мир от фашизма. Этот подвиг нашего народа будет жить в веках, как и славная традиция прохождения службы юношей от 18 до 20 лет в вооружённых силах России, формирование офицерского состава из лучших выпускников школ.

С праздником Вас, юноши!!! Мы верим, что преемственность сохранится, и наша Родина будет надёжно защищена.


Классный час Тема: ВЕЛИКАЯ АРМИЯ —

Классный час Тема: ВЕЛИКАЯ АРМИЯ —

В силу уязвимого геополитического положения

В силу уязвимого геополитического положения

Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех остальных

Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех остальных

Следом тянулся обоз, в котором находилось тяжёлое вооружение воинов и съестные припасы

Следом тянулся обоз, в котором находилось тяжёлое вооружение воинов и съестные припасы

Иване IV нанимались и иностранцы (поляки и немцы)

Иване IV нанимались и иностранцы (поляки и немцы)

ВИКТОРИНА по военной истории к

ВИКТОРИНА по военной истории к

Он привёл двойное число таких, чтоб наступить на нас с моря; нам надобно отказаться от любимой мысли — разразить врага на воде

Он привёл двойное число таких, чтоб наступить на нас с моря; нам надобно отказаться от любимой мысли — разразить врага на воде

Сообщение учащегося 5. Инициатоом и руководителем военных реформ, которые осуществлялись в армии в течении 12 лет с 1862 по 1874 гг

Сообщение учащегося 5. Инициатоом и руководителем военных реформ, которые осуществлялись в армии в течении 12 лет с 1862 по 1874 гг

Великая наша Россия! Ты воинством славным сильна,

Великая наша Россия! Ты воинством славным сильна,

Это необходимо для того, чтобы население страны чувствовало себя в безопасности

Это необходимо для того, чтобы население страны чувствовало себя в безопасности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2021