Разработка классного часа в 3 «а» классе.
Тема: Учитесь дорожить школьной дружбой!
Цели: Привлечь внимание учащихся к проблеме школьной дружбы.
Задачи:
1. Познакомить с законами, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести и сохранить друзей.
2. Способствовать сплочению классного коллектива.
3. Развивать коммуникативные, творческие и дискуссионные навыки.
4. Воспитывать дружеские отношения, чувство товарищества, уважения к одноклассникам.
Предполагаемый результат: формирование у детей нравственного понятия «дружба», как важнейшего условия формирования классного коллектива.
Оборудование: листы бумаги с изображением ромашки, фломастеры, конверты с раздаточным материалом; компьютер, презентация.
Форма проведения: Работа в группах с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Предварительная работа:
1. Конкурс рисунков: «Наша дружная семья».
2. Проведение теста «Умеете ли вы общаться с людьми?»
Сценарий классного часа.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели занятия.
III. Вступительная беседа.
1. Чтение наизусть двумя учениками стихотворения С. Маршака:
День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, -
Шли куда попало
В первый тёплый день.
Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
а потом назад.
А потом обратно,
а потом кругом,
а потом вприпрыжку,
а потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело расстались
К вечеру домой.
Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом,
встретимся опять!
- Про кого так можно сказать? Как можно озаглавить это стихотворение?
– Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
– Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
- Я предлагаю вам сегодня обменяться мнениями по теме: «Учитесь дружбой дорожить»
- Дружба – что это такое? Дайте словесное описание этого понятия.
А вот так слово толкуется в словаре В.И.Даля
Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность,
привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей.
Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют дружеские отношения между странами.
IV. Анализ стихотворения А. Барто «Требуется друг».
- Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другим никто не любит играть? Попробуем разобраться, почему это происходит.
Все живут, не
тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: « Дружи со мной! Подружись хоть на день.
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать»
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявление «Срочно требуется друг».
- Как вы думаете, почему с девочкой не хотят дружить?
- А как вы понимаете такое выражение: «До дружбы надо дорасти»?
- Как вы считаете, при каких условиях или с чего в нашем классе может завязаться дружба в коллективе и у отдельных ребят друг с другом?
- Что мешает нам строить дружеские отношения в коллективе?
- А теперь послушайте стихотворение «Хорошие товарищи».
- Что можете сказать про ребят? Хорошие ли они товарищи? Почему?
Физкультминутка.
V. Разговор о первом друге.
- Сейчас, я предлагаю поговорить о том: Какой он мой друг? И почему он бесценен?
- Друзья, я хочу, чтобы в нашем разговоре каждый принял участие, каждый высказал своё мнение. Итак, я приглашаю для разговора всех учащихся. Говорят, что друг играет важную роль в жизни человека: он и поможет, он и посоветует, он и утешит в горе. Многие говорят: «Моему другу нет цены, я без друга как без рук». А каков ваш друг?
- Почему он твой первый друг?
- Почему он бесценен?
Высказывания детей.
- Вы, наверное, знаете, что есть такая поговорка: «Пойду с ним в разведку». Как вы полагаете, что бы это значило?
- А с кем из класса каждый из вас пошёл бы в разведку?
- Дружбе посвящено много стихотворений, поэм, песен. Я хочу зачитать вам отрывок из произведения В. Шекспира:
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
- Настоящий друг во все времена – величайшая ценность.
Работа в группах:
- Я сейчас дам вам листы, на каждом из них нарисована ромашка, а вы напишите по 5 качеств на каждом лепестке, которые цените в друге, в дружбе.
(Звучит песня «Дружба», автор Любаша в исполнении группы «Барбарики»).
Зачитывание собирательного образа друга, записанного на СВИТКЕ.
- Дружба предполагает взаимопомощь, сходство чувств, переживаний, недаром близкого друга частот называют собственным, то есть другим, «Я».
VI. Знакомство с советами Д. Карнеги, как завоевать друзей.
- Есть книга, которая называется «Как завоевать друзей». Её автор Д. Карнеги даёт советы, к которым стоит прислушаться.
1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
2. Улыбайтесь.
3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
VII. Решение проблемных ситуаций. Работа в группах. (Раздача конвертов с заданиями).
1. - Обсудите в группе предлагаемую ситуацию в течение 3-х минут и прокомментируйте её.
А). Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.
Б). Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
В). Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Г). Твой друг совершает плохой поступок и об этом не знает никто, кроме тебя.
Д). Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
2. Составление простых правил товарищества.
- Ребята, давайте сформулируем правила дружбы.
1. Доверять другу.
2. Делиться новостями, успехами и неудачами.
3. Уметь хранить чужие секреты.
4. Радоваться вместе с другом его успехам.
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.
7. Защищать друга.
8. Не критиковать друга в присутствии других людей.
9. Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя.
10. Всегда выполнять свои обещания.
VIII. Игра «Закончи пословицу»
- Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность, преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал в XII веке Шота Руставели. Нет народа, у которого бы не было легенд и пословиц о дружбе. А вы знаете такие пословицы и поговорки?
«Нет друга - ищи,…….(а нашёл – береги)».
«Старый друг лучше……(новых двух)».
«Не имей 100 рублей, ……(а имей 100 друзей)».
«Человек без друзей,…..(что дерево без корней)».
«Дружба – как стекло:….(разобьёшь – не сломаешь)».
«Друга за деньги …..(не купишь)».
«Сам погибай, …….. (а товарища выручай)».
«Друг познается ….. (в беде)».
«Дружба не гриб, ……(в лесу не найдешь)».
«Дерево сильно корнями, ….(а человек – друзьями)».
«Дружба крепка не лестью, …..(а правдой и честью)».
IX. Рефлексия.
Наш классный час
подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Учитель: кого вам хочется поблагодарить за работу?
Составьте синквейн по теме нашего классного часа. Лучший вариант я размещу на доске:
Дружба (какая?)
Настоящая, лживая.
Создается, укрепляется, разрушается.
Улей дружбой крепок
Друг (какой?)
Выберите из конверта звездочку такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в конце классного часа.
X. Подведение итогов. Заключительное слово учителя:
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
от хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
- Ребята, Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: «Я желаю тебе…»
Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.