Учитесь дорожить школьной дружбой!

  • Работа в классе
  • docx
  • 14.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учитесь дорожить школьной дружбой!
Иконка файла материала Классный час.docx

Разработка  классного часа в 3 «а» классе.

Тема: Учитесь дорожить школьной дружбой!

Цели:  Привлечь внимание учащихся к проблеме школьной дружбы.

Задачи:

1.     Познакомить с законами, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести и сохранить друзей.

2.     Способствовать сплочению классного коллектива.

3.      Развивать коммуникативные, творческие и дискуссионные навыки.

4.      Воспитывать дружеские отношения, чувство товарищества, уважения к одноклассникам.

Предполагаемый результат: формирование у детей  нравственного  понятия «дружба», как важнейшего условия    формирования   классного коллектива.

Оборудование: листы бумаги с изображением ромашки, фломастеры, конверты с раздаточным материалом; компьютер, презентация.

Форма проведения:                                                                                                                           Работа в группах с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа:                                                                                                

1.     Конкурс рисунков: «Наша дружная семья».

2.     Проведение теста «Умеете ли вы общаться с людьми?»

Сценарий классного часа.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III.                       Вступительная беседа.

      1. Чтение наизусть двумя учениками стихотворения С. Маршака:


День стоял весёлый

Раннею весной.

Шли мы после школы –

Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,

Шапки набекрень, -

Шли куда попало

В первый тёплый день.

Шли куда попало –

Просто наугад,

Прямо и направо,

а потом назад.

А потом обратно,

а потом кругом,                                                                              

а потом вприпрыжку,                                                                                                          

а потом бегом.

Весело бродили

Я да ты со мной,

Весело расстались

К вечеру домой.

Весело расстались –

Что нам унывать?

Весело друг с другом,

встретимся опять!


- Про кого так можно сказать? Как можно озаглавить это стихотворение?


– Что такое дружба? –

 Спросила я у птицы.

 Это когда коршун

 Летает вместе с синицей.

 Спросила я у зверя:

 – Что такое дружба?

 Это, когда зайцу

 Лисицы бояться не нужно.

 А после спросила у девочки:

 Дружба – что такое?

 Это что-то огромное,

 Радостное, большое.

 Это когда ребята все сразу,

 Все вместе играют,

 Это когда мальчишки

 Девчонок не задирают.

 Дружить должны все на свете:

 И звери, и птицы, и дети!


- Я предлагаю вам сегодня обменяться мнениями по теме: «Учитесь дружбой дорожить»

 

- Дружба – что это такое? Дайте словесное описание этого понятия.

А вот так слово толкуется в словаре В.И.Даля

 

Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность,

 привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей.

Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют дружеские отношения между странами.

IV.                       Анализ стихотворения А. Барто «Требуется друг».

- Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другим никто не любит играть? Попробуем разобраться, почему это происходит.

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: « Дружи со мной! Подружись хоть на день.
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать»
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявление «Срочно требуется друг».

 

- Как вы думаете, почему с девочкой не хотят дружить?

- А как вы понимаете такое выражение: «До дружбы надо дорасти»?

- Как вы считаете, при каких условиях или с чего в нашем классе может завязаться дружба в коллективе и у отдельных ребят друг с другом?

- Что мешает нам строить дружеские отношения в коллективе?

- А теперь послушайте стихотворение  «Хорошие товарищи».

- Что можете сказать  про ребят? Хорошие ли они товарищи? Почему?

Физкультминутка.

V. Разговор о первом друге.

- Сейчас, я предлагаю поговорить о том: Какой он мой друг? И почему он бесценен?

- Друзья, я хочу, чтобы в нашем разговоре каждый принял участие, каждый высказал своё мнение. Итак, я приглашаю для разговора всех учащихся. Говорят, что друг играет важную роль в жизни человека: он и поможет, он и посоветует, он и утешит в горе. Многие говорят: «Моему другу нет цены, я без друга как без рук». А каков ваш друг?

- Почему он твой первый друг?

- Почему он бесценен?

 

Высказывания детей.

 

- Вы, наверное, знаете, что есть такая поговорка: «Пойду с ним в разведку». Как вы полагаете, что бы это значило?

 

- А с кем из класса каждый из вас пошёл бы в разведку?

 

- Дружбе посвящено много стихотворений, поэм, песен. Я хочу зачитать вам отрывок из произведения В. Шекспира:

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

 

- Настоящий друг во все времена – величайшая ценность.

 

Работа в группах:

- Я сейчас дам вам листы, на каждом из них  нарисована ромашка, а вы напишите по 5 качеств на каждом лепестке, которые цените в друге, в дружбе. 

(Звучит песня «Дружба», автор Любаша в исполнении группы «Барбарики»).

Зачитывание собирательного образа друга, записанного на СВИТКЕ.

 

- Дружба предполагает взаимопомощь, сходство чувств, переживаний, недаром близкого друга частот называют собственным, то есть другим, «Я».

VI.                        Знакомство с советами Д. Карнеги, как завоевать друзей.

- Есть книга, которая называется «Как завоевать друзей». Её автор Д. Карнеги даёт советы, к которым стоит прислушаться.

 

 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

VII.     Решение проблемных ситуаций. Работа в группах.                                     (Раздача конвертов с заданиями).

1. - Обсудите в группе предлагаемую ситуацию в течение 3-х минут и прокомментируйте её.

 

А). Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.

Б). Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

В). Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Г). Твой друг совершает плохой поступок и об этом не знает никто, кроме тебя.

Д). Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.

2. Составление простых правил товарищества.

- Ребята, давайте сформулируем правила дружбы.

 

1.    Доверять другу. 

2.   Делиться новостями, успехами и неудачами.

3.   Уметь хранить чужие секреты.

4.   Радоваться вместе с другом его успехам.

5.   Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи. 

6.   Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать  неловких ситуаций. 

7.   Защищать друга.

8.   Не критиковать друга в присутствии других людей.

9.   Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя.

10. Всегда выполнять свои обещания. 

VIII. Игра «Закончи пословицу»

- Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность, преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал в XII веке Шота Руставели. Нет народа, у которого бы не было легенд и пословиц о дружбе. А вы знаете такие пословицы и поговорки?

       «Нет друга - ищи,…….(а нашёл – береги)».

       «Старый друг лучше……(новых двух)».

       «Не имей 100 рублей, ……(а имей 100 друзей)».

        «Человек без друзей,…..(что дерево без корней)».

        «Дружба – как стекло:….(разобьёшь – не сломаешь)».

       «Друга за деньги …..(не купишь)».

       «Сам погибай, …….. (а товарища выручай)».

       «Друг познается ….. (в беде)».

       «Дружба не гриб,  ……(в лесу не найдешь)».

       «Дерево сильно корнями, ….(а человек – друзьями)».

       «Дружба крепка не лестью, …..(а правдой и честью)».

 

IX.                       Рефлексия.

Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Учитель:  кого вам хочется поблагодарить за работу?

Составьте синквейн по теме нашего классного часа. Лучший вариант я размещу на доске:

 

          Дружба  (какая?)

Настоящая, лживая.

Создается, укрепляется, разрушается.

Улей дружбой крепок

             Друг (какой?)

Выберите из конверта звездочку такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в конце классного часа.

 

X.   Подведение итогов.                                                                               Заключительное слово учителя:                                                                                       

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

от хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

- Ребята, Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: «Я желаю тебе…»

Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).