Классный час «Я - часть твоя, великая Россия!».
3 класс
Медведева Е.А. учитель начальных классов
МБОУ Сосновская СОШ № 2
Развитие истинной любви к своей Родине невозможно без формирования национального самосознания подрастающего поколения. Развитие гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Подобная работа должна проводиться в школе систематически, именно тогда у школьников сформируется общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства.
Тема «Я - часть твоя, великая Россия!».
Цели классного часа: - формирование национальной идентичности учащихся через знакомство с геральдикой родной страны и родного края, а также через изображение герба своей семьи с использованием элементов герба России и Тамбовской области;
- дать представление о России как о многонациональном государстве;
- познакомить с символами государства: флаг, герб, гимн.
- символизировать объединение российского государства и общества призван День солидарности в борьбе с терроризмом. Это особая дата установлена в память о трагических событиях, произошедшихс 1 по 3 сентября 2004 годав школе № 1города Беслана в Северной Осетии.
Оборудование:
- иллюстрации разнообразия и богатства природных условий, полезных
ископаемых, народностей, проживающих на территории России;
- политическая карта мира;
- иллюстрации символов государства (флаг, герб), запись гимна (диск);
- запись эпиграфа к уроку на доске (слайд): « Россия, Русь! Храни себя, храни!»
( Н. Рубцов)
Ход занятия.
1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент).
«Слава нашей стороне! Слава русской старине!
Люди русские знать должны о делах родной страны».
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений.
– Прочитайте слова (на доске или на слайде)
отечество Родина родная мать
Россия родились родной язык
родители родная земля
3. Постановка учебной задачи. Работа с политической картой.
- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем занятии? (предположения)
- Откуда произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли ответ на этот вопрос в словарях.
(Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду).
-Подберите родственные слова к слову родина, объясните их значение.
( - Родить – произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.
– Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
- Родня – родственники.
- Родословная – перечень поколений одного рода.
- Родина – это и отечество, страна и место рождения человека.
- Народ – нация, народность, жители страны.)
- Посмотрите на карту.
– Сколько государств на Земле? (свыше 200).
- В каком государстве живем мы? (Россия или Российская Федерация)
- Кто может показать нашу страну на карте?
- Много ли у нас соседей? Территория, которую занимает наша страна, отделена от других стран границей (показать на карте).
4. Открытие нового знания.
а) Государство.
- Какой вам представляется наша страна?
(Огромная территория, разнообразная богатая природа: растительный и животный мир, много полезных ископаемых).
( чтение вслух рассказа «Россия» по Г.Цыферову)
« Россия – огромная республика.
Но Россия и добрая республика. По- братски делится она всем, что имеет, со своими сестрами. Как старшая помогает младшим сестрам-республикам быстро расти, развиваться, делаться все богаче и красивее».
б) Символика государства.
Каждое государство, каждая республика имеет свои символы: флаг, герб, гимн.
( изображение герба: иллюстрация или слайд)
У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500лет назад – в 1497 году впервые его ввел царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли.
Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.
Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года это государственный флаг Российской Федерации.
- Что вы знаете о цветах нашего флага? (ответы детей)
Есть разные версии.
По одной из них, это единство моря, земли и неба.
По другой версии – это содружество трех славянских народов.
По третьей версии – цвета флага символизируют:
белый цвет – веру, чистоту;
синий цвет – небо, благородство, верность;
красный цвет – героизм, отвагу, смелость.
Есть и такая версия: белый цвет – это вера, синий цвет – это надежда, а красный цвет – это любовь.
- Что вы знаете о Гимне России?
Гимном Российской Федерации стала музыка Патриотической песни русского композитора М.И. Глинки, который жил в XIX веке.
(прослушивание гимна) красной полосами.е с белой. ен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.
в) Граждане и гражданство
- Как называют граждан России? (Россияне)
- Это люди одной национальности?
- Люди каких национальностей проживают в нашей стране?
В нашей стране живут люди разных национальностей:
русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы. Наша страна многонациональна.
В нашей стране живет очень много разных народов:
татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты, чуваши, чукчи, эвенки, ханты, манси, эскимосы, нанайцы, карелы, марийцы, мордва, ненцы, саамы, буряты, тувинцы, эвены, якуты, коряки, ительмены, юкагиры и другие народы.
-Сравните понятия «страна» и « Родина».
Стать настоящим гражданином России без знаний, которые вы получите сегодня, просто невозможно!
Для продуктивной работы нам понадобятся некоторые сведения, которыми вы уже владеете. Чтобы вспомнить все необходимое, давайте поиграем в игру «Островки»: перед вами карточки с текстом, а в нем - «островки» - пропуск некоторых важных слов и фраз. Вам необходимо их восстановить.
Прием «Островки»
Заполнение карточек*
Россия имеет государственный символы, главные из них – флаг, герб и ____________. Флаг нашей страны состоит из полос трех цветов – белого, синего и красного. Белый цвет символизирует -__________________________, синий -_____________________________, красный - ___________________________________. Наука, которая занимается изучением флагов и знамен называется _________________________. Герб нашей страны представляет собой красный геральдический щит, на котором изображен золотой _________________________________. Наука, которая изучает гербы, носит название ________________________.
Ответы к карточке: гимн; благородство и откровенность; верность, честность, безупречность и целомудрие; мужество, смелость, великодушие и любовь; вексиллология, двуглавый орел; геральдика.
- Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось. Постарайтесь не просто прочесть текст с листочка, а передать его по памяти.
Следующий вопрос который тесно связан с сегодняшней датой, это вопрос
Терроризм – глобальная проблема современного мира”
«Трагедия Беслана»
РОЛИК« трагедия в Беслане» https://www.youtube.com/watch?v=Dl_Gwn1aqiw
Слово учителя:
Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни.
Классный руководитель: Ребята, вы услышали историю бесланской трагедии. На листочках, которые лежат перед вами, напишите, какие ассоциации вызывают у вас слова «террор», «терроризм», «террорист» (слова заранее написаны на доске).
Обсуждение написанного.
Знакомство с историей терроризма, определениями понятий.
Слово учителя: Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).
События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года.
Презентация:
Слезы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели. По официальным данным в результате террористического акта 1-3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения…
Учитель зажигает свечу…
Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.
Минута молчания
Заключение;
Данной работой в системе классных часов и уроков закладываются основы национального самосознания. Учащиеся получают знания о символике родной страны и родного края, закрепить теорию помогает применение полученных знаний на практике.
Памятка по антитеррористической и личной безопасности учащихся
(В дневник каждому ученику)
1. Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.
2. Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не наносите по ним удары.
3. Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.
4. Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.
5. Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.
6. Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.
Телефоны:
Пожарная служба – 01
Милиция – 02
Скорая помощь – 03
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.