Классный час: «Я счастлив, читаю, помню…»
Оценка 5

Классный час: «Я счастлив, читаю, помню…»

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
29.04.2020
Классный  час: «Я  счастлив,  читаю, помню…»
Классный час: «Я счастлив, читаю, помню…»
Классный час «Я счастлив, читаю, помню…».docx

Классный  час: «Я  счастлив,  читаю, помню…»

 

Цели:

  • Воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя величия и процветания Республики.
  • Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.

Задачи:

Образовательные:

  • Погрузить детей в атмосферу военного времени.
  • Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
  • Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные:

  • Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
  • Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
  • Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
  • Воспитание честности, благородства, сострадания.
  • Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.
  • Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие:

  • Развивать интерес к изучению истории, чтению книг.
  • Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

 

                          ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

1. Слово учителя:

- У времени есть своя память – это история.

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Что же это за события?

Мы все знаем дату 22 июня 1941 года. Голосом диктора Левитана пролетела по стране страшная весть, о том, что началась война.

В далеком 1941 году  на территории нашей страны, во всех уголках, миллионы людей вышли на улицы чтобы услышать то, что из всех  динамиков доносилось ...

(звучит речь Левитана – о начале Великой отечественной войны на фоне слайда.) 

 «22 июня, в 4 часа утра без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических Республик и атаковала наши города… Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

Победа была за нами. Но потери этой войны были огромны, вслушайтесь и вдумайтесь, ребята в эти цифры:

Война - это 20 часов у станка в день. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

- Каждые 6 секунд погибал один человек.

-Каждая минута уносила 10 человек.

-Каждый час погибало 588 соотечественников.

-Каждый день мы теряли 14 104 человека.

-За четыре года война унесла 27 млн. советских людей.

Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать ...38 лет.

Почтим их память минутой молчания. (Минута молчания – метроном.)

- Навсегда останется в народной памяти 22 июня 1941 года…

Ребята!  Что такое война? Какие слова ассоциируются у вас с этим словом? (Боль, радость, слёзы, горе, герой, патриот, весна, память, кровь, помощь, ужас, победа)

На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Уходили  мужья, сыновья, братья, сестры.

В тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы, выращивали хлеб, вязали теплые вещи  для бойцов. . “Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз. Каждый ковал  победу..

Этого дня люди ждали 1418 дней.

2. Разгадывание кроссворда ( ключевое слово «подвиг)

КРОССВОРД  

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

1.     С ним   прыгают  с самолета.

2.     Управляет самолетом.

3.     Синоним  слова  -Отечество.       

4        Старый  воин.

5.     Блокадный город.

6.      Все он вмиг решает, великий подвиг совершает. Он за честь стоит горой. Кто он? Правильно…

-Что такое подвиг?  (Ответы детей).

В бескорыстном великом порыве души человек отдает себя людям, жертвуя всем. Бывает подвиг одного человека, двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны.

 Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

 -В этом году наша страна в 75 раз будет с гордостью праздновать великий праздник Победы советского народа над фашистской Германией..

-Что же помогает нам спустя десятилетия понять, представить всё величие подвига простых советских людей, которые 1418 дней и ночей через голод, кровь, смерть и страдания упорно шли к единственной для них цели: освобождению Родины от немецко-фашистских захватчиков?(ответы детей)

Это и воспоминания участников Великой Отечественной войны, и фильмы, и, конечно же, книги. Книги, написанные участниками тех страшных и великих событий, живыми свидетелями героизма защитников Родины.

-Мы, с Сережей подготовили вам сюрприз, вы сейчас послушайте стихотворение и  попробуйте назвать  мой следующий  вопрос.

3. Стих рассказывает Сергей.  (В.П. Черников  Поэма о Настоящем Человеке (отрывок).


 


Рождает  Родина героев,

Коль нашу землю топчет враг,

Они, прикрыв ее собою,

Не отступают ни на шаг…

И летчики сражались смело,

Срывая вражеский налет,

Их сила духа без предела,

Они ее берут в полет.

У Алексея первый вылет,

Удар по технике врага,

На бреющем фашистов били,

Не дрогнула его рука…

Под Старой Руссой в жесткой схватке

Был самолет его подбит.

Мотор заглох, и нет площадки,

Но хорошо, что не горит.

Упал на лес, сбивая сучья,

В куски распался самолет,

Вот он, особый этот случай,

Когда остался жить пилот…

Как он прополз те восемнадцать

Голодных выстраданных дней?

Как телу трудно подниматься,

Но сила воли все ж сильней…

Врачи его смотрели долго

И вывод сделали один…

Лишь сила воли, чувство долга

Его оставили живым.

Взяв костыли, стал двигать ноги -

Как трудны первые шаги!

Учителя уж больно строги,

А в помощь только две руки.

«Я должен быстро научиться

Ходить и двигаться, как все.

Иначе в воздух не пробиться,

А без полетов трудно мне».

И он с упорством, силой воли

Тренировался каждый час.

Хотя в душе стонал от боли

И падал на пол много раз…

И доказал, что и в протезах

Готов на фронте воевать,

В ногах его теперь железо,

Лишь нужно им повелевать.

А жарким летом в сорок третьем

Попал на Курскую дугу,

Друзей своих на фронте встретил

В гвардейском боевом полку.

По восемь раз за день взлетали,

Громили, разрывая строй,

И в небе пушки грохотали,

Здесь каждый миг – смертельный бой!

И вот однажды, тем же летом

К ним в полк приехал Полевой,

Проговорили до рассвета

О буднях жизни боевой.

Он рассказал, как жизнь сложилась,

Почти что спал, закрывши веки…


И вскоре «Повесть…» появилась

         О Настоящем Человеке.



-И так, какой бы мне хотелось  задать вопрос?

Правильно! - Кому посвящено стихотворение?

- Сегодня мы будем говорить о  Настоящем Человеке..

 «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого,  которую мы с вами читали целую  четверть.

- Понравилась вам книга? О   чем   она?

-Да, в книге речь идет о мужестве и подвиге обыкновенного человека.

Но давайте познакомимся с самим писателем: откуда он, кто он?

4.     (Рассказ подготовленного ученика)

         Борис Николаевич Кампов родился в Москве 17 марта 1908 года. Полевой — это творческий псевдоним писателя, который литературному деятелю предложил взять коллега, дословно переведя его фамилию с латинского на русский язык.

Борис Кампов появился на свет в семье юриста. Когда мальчику было пять лет, он вместе с родителями переехал в Тверь и в 1917 году поступил на учебу в местную школу. После ее окончания в 1924-м юноша стал студентом технического училища, а затем устроился работать на текстильную фабрику.

Свою литературную карьеру Полевой начал в 1927 году, имел покровительство Максима Горького.Полевой стал работать журналистом в различных тверских изданиях.

В 1941 году писатель из Твери переехал в Москву. Оттуда он был направлен на фронт в качестве полевого корреспондента газеты «Правда».

После окончания военных действий в 1946 году Полевым было написано самое известное его произведение — «Повесть о настоящем человеке», за которое автор получил Сталинскую премию. С 1961 года вплоть до самой смерти Полевой работал главным редактором в журнале «Юность». В это же время он также являлся членом Союза писателей, занимал должность вице-президента Европейского общества культуры и депутата Верховного Совета РСФСР. Умер писатель 12 июля 1981 года в возрасте 73 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Учитель:

С интересом и волнением её до сих пор читают и взрослые, и дети. Книга эта переведена на многие языки мира. У нас в стране она издавалась более ста раз!

Раньше эту книгу «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, знал каждый школьник, она прославила героя на весь мир. Эта книга, по данным Всесоюзной книжной палаты на 1 января 1979 года, выдержала 169 изданий в Советском Союзе и за рубежом, общий тираж книги составил 9 миллионов 183 тысячи экземпляров. За рубежом она издавалась 39 раз (практически на всех языках планеты),  у нас  более 100 раз.

Чем же вызван такой интерес к этой книге? Давайте попробуем разобраться.

5.Беседа по прочитанной книге:

- О каком времени рассказывается в “Повести о настоящем человеке”?

1.     Как лётчик Алексей Мересьев оказался один в зимнем лесу? (самолёт под управлением А.М. был сбит во время боя  4 самолётами противника, упал в тайгу, А.М. выбросило из кабины на ель, которая смягчила падение)

2.     Расскажите о характере его ранения. (у него были перебиты ступни: во время падения самолёта ему чем-то отдавило ноги)

3.     Какими тремя способами А.Мересьев передвигался в лесу, когда шёл к своим, почему он менял эти способы? (пешком, опираясь на рогатину – на четвереньках, подвязав куски коры к коленям и ладоням – перекатываясь с боку на бок)

4.     Чем питался А.Мересьев в лесу? (сухарём, корой, ёжиком, клюквой, банкой тушёнки, снегом)

5.     Сколько дней А.Мересьев провёл на пути к людям из леса? (18)

6.     Как А.Мересьев оказался у крестьян, прятавшихся в лесу? (на вырубке его нашли два мальчика, сбегали за дедом, тот на санках привёз А.М. к себе)

Как звали мальчиков, которые нашли Алексея в лесу? (Серенька, Федька).

 

7.     В чём была необычность крестьянской «деревни»? (В лесу, в землянках)

8.     Как жители деревни относились к Алексею, и в чём выражалось их отношение? (уважали, берегли, несли последнюю еду)

9.     Каким образом А.Мересьев вновь оказался в своей лётной части, на родном аэродроме? (дед Михайла сходил пешком к аэродрому, вызвал подмогу, когда А.М. стало хуже)

 

10.Чем Комиссар помог потерявшему интерес к жизни Алексею Мересьеву?

(показал ему журнальную статью о лётчике времён гражданской войны, который управлял самолётом без одной ноги)

 

11.Какой план разработал А.Мересьев, чтобы вернуться в строй, и как он следовал этому плану?

(он разработал систему тренировок, для того чтобы восстановить физическую форму и заново научиться ходить уже на протезах; сумел восстановиться за 4 месяца)

12. Куда направили Алексея Мересьева после госпиталя, и чему он там научился (это умение впоследствии очень ему помогло)?

(его направили в военный санаторий под Москву, там он научился танцевать)

 

13.Каким образом А.Мересьеву удалось вернуться в строй военных лётчиков,   

     несмотря на строжайшие запреты на всех уровнях?

(сначала убедил главного врача на медкомиссии, что полностью владеет ногами (станцевал), затем убеждал в своей дееспособности другие комиссии, дойдя до приёмной главнокомандующего; был направлен на переподготовку)

 

14. Сумел ли А.Мересьев принять участие в боевых действиях, достиг ли цели: «отомстить немцам за свою Родину, за своих товарищей, за свои ноги»?

(А.Мересьев вернулся в действующую армию, до конца войны, с 1943 по 1945 годы, летал на истребителе и уничтожал противника.)

 

15. Почему А.Мересьев 18 месяцев, прошедших с того дня, как он был ранен, не писал о произошедшем с ним несчастье ни маме, ни любимой девушке? Написал ли он им в конце-концов?

(Сначала он боялся, что мать не переживёт потрясения, а девушка Оля только из жалости останется с ним-инвалидом. Потом он дал себе зарок написать только тогда, когда вернётся в строй, встанет «на ноги». Именно так он и поступил в конце повести)

 

16. Какая из пословиц передаёт главную мысль произведения? (пословицы на партах у детей).

А) Кто духом пал, тот пропал.

Б) Своя земля и в горсти мила.

В) Если народ един, он непобедим.

Г) Где нет борьбы, там нет и победы.  

 

17.  Какая черта характера не свойственна Алексею Мересьеву?

1)  смелость   2)  упорство    3)  храбрость    4)  услужливость

18. Какой вывод можно сделать, почитав этот текст? Выбери несколько верных утверждений.

1) Это произведение знакомит нас с подвигом лётчика.

2) Это произведение доказывает, что не награды украшают человека, а его поступки.

3) Это произведение интересно только взрослым. Дети должны читать только весёлые произведения.

4)  Это произведение  развивает у людей чувство патриотизма и любви к Родине.

 

6. (Рассказ  подготовленного ученика) История создания повести.

- История создания «Повести о настоящем человеке» та­кова: во время Великой Отечествен­ной войны писатель Борис Полевой на одном из участков Брянского фронта познакомился с летчиком-истребителем Алексеем Маресье­вым, о котором ему сказали, что это лучший летчик полка. Маресьев при­гласил писателя переночевать в его землянке. В этот день летчик Алек­сей Маресьев совершил 7 боевых вы­летов и сбил 2 вражеских самолета!

Писателю не было известно, что этот летчик не имеет ног, а ходит на протезах. И когда в землянке Алек­сей разделся и снял свои протезы, то писатель был страшно поражен. В послесловии к повести автор пишет: «Что-то тяжелое грохнуло об пол. Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. Он оставил па полу свои ноги. Безногий летчик. Летчик-истребитель! Летчик, только сегодня совершивший 7 боевых вылетов и сбивший 2 вражеских самолета! Это казалось совершенно невероятно».

В ответ на изумление писателя Маресьев сказал: «...хотите я расскажу вам всю историю с моими ногами?»

Борис Полевой подробно записал этот рассказ в свою тетрадь и после окончания войны обработал запи­санное со слов Маресьева. Он слег­ка изменил фамилию летчика (ав­тор изменил только одну букву в его фамилии), дал новые имена его то­варищам и назвал книгу «Повесть о настоящем человеке», потому что Алексей Маресьев и есть настоящий человек.

Учитель:

Что означает лично для вас любить Родину, быть патриотом?

Согласны ли вы с мыслью о том, что нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с большой и малой Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды? Если да, аргументируйте собственное мнение.

И мы благодарны Борису Полевому за то, что он рассказал нам о таком замечательном человеке, как Алексей Маресьев. Мы восхищены мужеством, огромной силой воли, целеустремленностью и богатырским характером этого человека. Потеряв обе ноги, он не сломался, а прошел по жизни настоящим человеком!

Пока помним – есть будущее у нас. Надеюсь, в вашей жизни не будет таких трудных моментов, как в жизни Алексея Маресьева.

Составление синквейна ..

Синквейн к слову «Память»

Память.
Хорошая, надежная.
Сохраняет, воспроизводит, воссоздает.
Счастлив обладающий ею.
Здоровье.

Память.
Грустная, угнетающая.
Останавливает, беспокоит, угнетает.
Жить с ней нелегко.
Воспоминание.

Память.
Светлая, радостная.
Помогает, присутствует, живет.
Хорошего человека не забыть.
Радость.

Учитель:

- Что бы вы пожелали людям, живущим на нашей планете?

 А сейчас ребята в завершении нашего урока давайте сделаем свой плакат, который будет называться «Мы голосуем за мир!»
      У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти «руки» на нашу заготовку. (Получается плакат, на котором к солнцу тянутся руки детей.)

Учитель: И вот наш классный час подходит к концу. И напоследок я хочу вас познакомить с ещё одним бойцом Великой Отечественной войны, который поддерживал дух солдат, и называется он – Песня.

Дети исполняют песню «От  героев былых времен…»


 

Классный час: «Я счастлив, читаю, помню…»

Классный час: «Я счастлив, читаю, помню…»

Германия вероломно нарушила границы

Германия вероломно нарушила границы

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах

И так, какой бы мне хотелось задать вопрос?

И так, какой бы мне хотелось задать вопрос?

Как лётчик Алексей Мересьев оказался один в зимнем лесу? (самолёт под управлением

Как лётчик Алексей Мересьев оказался один в зимнем лесу? (самолёт под управлением

Почему А.Мересьев 18 месяцев, прошедших с того дня, как он был ранен, не писал о произошедшем с ним несчастье ни маме, ни любимой девушке?

Почему А.Мересьев 18 месяцев, прошедших с того дня, как он был ранен, не писал о произошедшем с ним несчастье ни маме, ни любимой девушке?

В ответ на изумление писателя

В ответ на изумление писателя

А сейчас ребята в завершении нашего урока давайте сделаем свой плакат, который будет называться «Мы голосуем за мир!»

А сейчас ребята в завершении нашего урока давайте сделаем свой плакат, который будет называться «Мы голосуем за мир!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020