Классный час
Оценка 4.8

Классный час

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл
07.02.2019
Классный час
Перед занятием детям было предложено заполнить анкету, чтобы увидеть изменилось ли мнение детей после ознакомления с теоретическими основами по данной тематике. В анкете было предложено охарактеризовать себя (самооценка), Оценить свои чувства и ощущения, оценить теоретическую подготовленность на «житейском» уровне и с этих позиций прокомментировать конфликт в классе.
кл.час мои поступки.docx
Тема: «Мои поступки». Цель: научить учащихся обдумывать свои поступки, контролировать себя, свои действия и эмоции. Задачи: 1.Учить давать оценку своим поступкам и действиям. 2.Развивать умение прогнозировать последствия поступков и корректировать своё поведение. 3.Дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны. 4.Воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки. На доске цитаты: «Относись к другому так же, как ты хотел, чтобы относились к тебе». Конфуций; «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек». (Сухомлинский В. А.) «Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному  подражанию, по внушению». Лев Николаевич Толстой Оборудование: Компьютер; Мультимедийный проектор; Экран; Презентация «Мои поступки» Плакат со словами Толстого: «Люди различаются еще тем, что одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают». «Дерево добрых поступков»: на плакате изображено дерево без листьев. Конверты с разрезанными пословицами, с пазлами «Поступки­последствия», карточки с ситуациями. Выставка детских рисунков. Место проведения: классная комната Заповеди для работы в группах: 1) Умей уважать мнение других. 2) Не перебивай говорящего. 3) Никогда не оценивай чужое мнение в грубой форме. 4) Дай возможность высказаться каждому. 5) В группе нет друзей и недругов, только равные партнеры. 6) Ваш успех – в соединении ваших усилий. Ход классного часа. 1.Организационный момент ­Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, почувствуйте теплоту ваших  сердец. ­ Обменявшись добрыми приветствиями, мы как будто сделали что­то хорошее, правда? 2. Вступительная беседа ­ Всем вам известны слова из стихотворения В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". Название  этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать  осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора. Но, к сожалению, иногда мы, не задумываясь, совершаем такие поступки, которые причиняют боль и страдания другим людям. И при этом мы действуем не со зла, а … просто так. Просто так обзываем друг друга,  придумывая обидные дразнилки. Просто так кидаем камень в голубя. Просто так, не задумываясь. Никто не станет отрицать, что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша  сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной. Поэтому здесь (обратить внимание на плакаты с  высказываниями) и написаны эти высказывания (чтение высказываний). В поведении, в поступках проявляются особенности нашего характера, наши потребности, взгляды, вкусы,  привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.  3. Ознакомление с темой Тема нашего классного часа – «Мои поступки» (Приложение: слайд 3) ­Как вы понимаете слово поступок? Что это такое? (Высказывания детей) ­Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим, какое определение слову поступок даётся в нём?  (Приложение: слайд 4) Поступок – это совершённое кем­нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями;  решительное активное действие в сложных обстоятельствах. 4. Чтение и анализ рассказа. «Я – позиция». Причина «Я – позиции». ­ Послушайте, ребята, небольшой рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу  услышанного. Мальчик в лифте. «Мальчик вошел в лифт на 9 этаже. Ехать до первого было долго и скучно. Перед глазами на панели сияли  белизной кнопки. Мальчик от нечего делать поковырял кнопки ключом. На одной из них было углубление,  мальчик заклеил его жвачкой и воткнул спичку. Получилось очень смешно. А лифт все еще полз, тихо  поскрипывая, вниз. Мальчик поднес к спичке зажигалку. Спичка вспыхнула, как бенгальский огонь, но  прогорела так быстро, что он опомниться не успел, как огонь добрался до кнопки и превратил ее в мягкое  месиво. Мальчик похлопал рукавицей по кнопке, и она застыла уродливым грязным комком. “Подумаешь, ­ вяло успокоил себя мальчик, выходя из лифта, ­ кому она нужна”. На площадке первого этажа стояла, прислонившись к стенке, бабушка его друга с 5 этажа. ­ Ой, Миша, ­ обрадовалась она, помоги, пожалуйста, сердце опять прихватило, а таблетки дома забыла, да и  вызвать “Скорую” надо. Вызывай лифт, а то я шаг не могу сделать. Мишка вбежал в лифт, нажал кнопку – она  не нажималась. Это была та самая, искалеченная им кнопка 5­го этажа. Он давил, стучал по ней кулаком –  лифт не работал. Вдруг на его глазах старушка начала медленно сползать по стене, ее лицо покрыла страшная  бледность. Бабушка! Что с вами? – мальчик бросился к квартирам первого этажа, звонил, кричал. Зазвучали шаги,  заговорили люди, подъехала машина скорой помощи. А мальчик все стоял у открытого лифта, из которого  зияющими черным глазком смотрела злополучная кнопка. А дома Миша рассказал маме обо всем случившемся. Она, всплеснув руками, спросила: Сынок, зачем ты это сделал? ­ Просто так». Какие мысли и чувства вызвал рассказ? Были ли случаи, когда вам делали больно, вас обижали? Что вы при этом чувствовали? ­ Необходимо отметить, что «красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения». ­ Проанализируем ещё одну ситуацию. Инсценирование отрывка из сказки Н.Носова. Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка. Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я  потолку тебе лекарство. Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу. (подходит Сиропчик и Пончик) Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех. Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки. Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой. Пилюлькин: Стой! Стой! Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу! Какое доброе дело пропало даром. Автор: Незнайка и кнопка стали думать, почему все так вышло. Кнопка: А может ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды? Незнайка: Как это ­  бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши  собирал. Какая мне выгода от этих ландышей? Кнопка: А, для чего ты их собирал? Незнайка: Будто бы не знаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную  палочку. Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно. Незнайка: А для чего же я, по­твоему, должен совершать добрые поступки? Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений. ­ Какой вывод сделаете? ­ А вы сами задумываетесь о том, как ведёте себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья,  родители или преподаватели? Умеете ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Высказывания детей. 5. Работа в группах. «Я – позиция» и общественно значимая норма. ­ В народе говорят: «Семь раз отмерь…» (продолжить). ­ Работая в группах, выберите из данных на карточках пословиц те, в которых говорится, что нельзя делать  что­то необдуманно, «просто так», если это может причинить кому­то неприятности. Прокомментировать свой  выбор (2 минуты обсуждения, один из группы обосновывает выбор). Не узнавши броду, не суйся в воду; Дорога ложка к обеду; За худом пойдешь ­ не добро найдешь; Других не суди ­ на себя погляди; Плохо, коль слово сказано, не спросясь разума; Близок локоть, да не укусишь; Поспешишь – людей насмешишь; Когда рак на горе свистнет. ­ Да, народная мудрость убеждает нас, что во все времена ценилось умение повелевать своим словом и своими  поступками. ­ Каждый день мы совершаем разные поступки. За хорошие нас благодарят, за плохие – ругают, наказывают.  (Приложение: слайд 5) ­ По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (Высказывания детей) ­ Перед кем вы несете ответственность? ­ А были у вас такие случаи, когда вы были не очень ответственны? Ответы детей. 6. Обсуждение ситуаций. «Ответственность и безответственность» На экране слайды с ситуациями. (Приложение 1: слайд 6). Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет. Петя не любит учиться, но готовится к урокам. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку. Вася аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ему в будущем. Он не хочет огорчать родителей тем, что мало знает. ­ Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей? ­ Посоветуйтесь в группах и дайте ответ. ­ Представьте себе такую ситуацию. (Приложение: слайд 7) Ученик пришёл из школы. Решил выполнить домашнее задание. Но, вдруг, за ним заходит одноклассник и  приглашает пойти поиграть в футбол. Очень хочется пойти. Он идёт на площадку и играет там до позднего  вечера, забыв об уроках.  ­ Как повлияет этот поступок на самого ученика? ­ Подумал ли мальчик о последствиях? ­ Можно ли назвать этот поступок ответственным? ­ Как нужно было поступить? ­ Человек поступает ответственно не из­за того, что боится наказания, а потому, что это может плохо повлияет на него самого и на других людей. Рядом со словом «ответственность» можно поставить слово «самостоятельность» (Приложение: слайд8) Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к  уроку. ­ Как ответит самостоятельный ученик? А) Я не приготовил его с вечера. Б) Мама не положила его мне в сумку. ­ Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого. Ведь  готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей. 7. Игра «Собери пазл». «Поступок – последствия». Задача ребенка ­ соединить карточки попарно, основываясь на противопоставлении плохих и хороших  поступков, результат этих поступков. ­ Бывает так, что человек поступает безответственно потому, что не знает, к чему приведёт тот или иной  поступок. Чаще всего это маленькие дети. Они могут сломать игрушку, испортить книгу. Взрослый же человек  этого делать не будет, т.к. знает, к чему это может привести. ­ Если вы не знаете, как поступить, то что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным? ­ А сейчас снова поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов.  Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы  можете выбрать 2 ответа или предложить свой. 1. Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть. Как вы поступите: а ) Съедите всё б) съедите только свою долю в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай. Объясните свой выбор. 2. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет).  Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать. Как вы поступите: а) Просто не принесёте книгу б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз в) Скажите, что забыли книгу дома. 3. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять. Как вы поступите: а) помою посуду, а потом пойду гулять б) не буду мыть посуду в) пойду гулять, а потом помою посуду. 4. Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться. Как вы поступите: а) подскажу товарищу б) подниму руку и отвечу в) после уроков объясню товарищу решение задачи. 8. Решение проблемных ситуаций. ­ Каждый должен поступать ответственно, т.е. думать о том, как повлияет его поступок на него самого и  окружающих его людей. Обсудите в группах следующие ситуации. 1группа. К чему может привести безответственное решение врача? 2группа. К чему приведет безответственное решение пилота? ­ Какой вывод можно сделать из этого? Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем. ­ Легко ли быть ответственным? Замечательные слова сказал поэт Н. Заболоцкий: Два мира есть у человека – Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. ­ Да, мы сами творим свой мир, своими поступками, делами, делая его прекрасным, добрым или жестоким. Первая ученица:      Каждый знает, этот мир Словно кто­то разделил На хорошее, плохое – В нас живут вот эти двое. Вторая ученица:     Они борются годами  В сказках, фильмах и в нас с вами.  Каждый вправе выбирать  Кому в этом помогать. Первая ученица:     Если хочешь в мире тёмном Обижать людей с порога, Драться, хмурить свои брови  В царство зла тебе дорога. Вторая ученица:     Ну, а если ты улыбкой  И хорошим делом тоже  Помогаешь всем на свете,  То добро всегда поможет. Первая ученица:      Помни истину простую: Что от зла добра не ждут. Только добрые поступки И к тебе добром придут! 9. Творческое задание. ­Ребята, давайте сейчас вырастим дерево хороших поступков. (На доске прикреплён лист ватмана с  нарисованным деревом без листьев). ­ Запишите на зелёных листочках добрые поступки, которые вы совершили. Прикрепите свои листочки на  веточки, и у нас получится дерево добрых, ответственных поступков. Выполнение задания. ­ Всякий раз, когда вы совершаете поступок, вспоминайте о нашем дереве и поступайте правильно. А потом  прикрепите очередной листочек на это дерево. 10. Итог. Свободный выбор, советы учащимся. ­ Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или  испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у  вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже  станут взрослыми. ­ За что вы уже сейчас можете нести ответственность? Ответы детей. ­ Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих  обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый. ­ А ведь задумайтесь, ребята, кто больше всего страдает от необдуманных ваших поступков? Люди, близкие  вам, переживающие за вас – бабушки, мамы, сестренки, друзья по школе, учителя. Неужели вам хочется, чтобы  у мамы стали печальные глаза, чтобы схватилась за сердце ваша бабушка, ушла в слезах домой ваша  одноклассница?! А что, если привычка делать «просто так» мелкие гадости приведет к тому, что, став  взрослым, вы будете делать гадости большие. Ведь гораздо проще и приятнее просто так улыбнуться друг  другу, подарить тепло взгляда, сказать доброе слово незнакомому человеку, поблагодарить учителя за урок…  просто так, чтобы всем было радостно и тепло оттого, что вы рядом. ­ Закончить наш классный час я хочу словами педагога В.А. Сухомлинского: «Ты живешь среди людей. Не  забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй  свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям,  окружающим тебя было хорошо».( Приложение: слайд 9) ­ Давайте, ребята, возьмемся за руки и мысленно пожелаем друг другу добра и успеха. Исполнение песни «Доброта». Рефлексия собственной педагогической деятельности Перед занятием детям было предложено заполнить анкету, чтобы увидеть изменилось ли мнение детей после  ознакомления с теоретическими основами по данной тематике. В анкете было предложено охарактеризовать  себя (самооценка), Оценить свои чувства и ощущения, оценить теоретическую подготовленность на  «житейском» уровне и с этих позиций прокомментировать конфликт в классе. Предполагалось, что по ходу  занятия дети будут вносить свои коррективы в анкету. Демонстрация слайдов с проявлением агрессии вызвало  смех в классе (причем были и классные фотографии), что говорит, что большинство не понимают серьезности  «безобидных» проявлений агрессивности, а порой и не видят в них агрессию. Так же сказывался эффект  стадности и комментирования (черный юмор). В конце были продемонстрированы слайды с тяжелыми  последствиями. Смех постепенно стих. На мое утверждение, что агрессивность присуща всем людям, многие  запротестовали. Пришлось им напомнить о том, как они реагировали на слайды. Ребята не согласились, но  приумолкли. Обсуждение цитаты к уроку прошло быстро и по плану. Были попытки детей рассказать о своих  ситуациях, но я попросила их повременить, чтобы я могла им объяснить значение некоторых терминов. По  ходу моего рассказа дети были удивлены тем, что безобидные шалости (дразнилки, толкания) – это проявление  агрессии. Возник спор. Ребята доказывали, что при этом они не хотят ничего плохого сделать, а привлекают  внимание, играют. Ещё большее удивление вызвал факт, что агрессия бывает положительной (на это ушло  больше планируемого времени). При разборе видов агрессии они стали припоминать различные ситуации из  школьной жизни и давать им характеристику. Пришлось им подыграть, хотя это планировалось чуть позже,  после полной характеристики и классификации видов агрессии. Хочется отметить, что ребята вспоминали  «проколы» одноклассников, но когда я попросила проанализировать свой случай, нашлось только два примера.  Это говорит о том, что детям трудно свыкнуться с мыслью, что агрессия свойственна всем и им в том числе,  быть самокритичным, а не заниматься самобичеванием. Один мальчик именно так и стал делать, пришлось  мягко оборвать его и доказать, что он не прав (впоследствии был разговор с отцом – слишком много  требований и нет реальной помощи ребенку). В итоге только одна девочка смогла оценить свой случай  (показала сестре­близняшке язык при оглашении результатов диктанта – вербальная агрессия и чувство  торжества – между сестрами постоянное соревнование) и призналась, что ей стало неловко перед сестрой.  Даша её успокоила, что не обиделась (я беспокоилась о развитии событий). При анализе результатов опросника  ребята были удивлены, что часто невольно обижали одноклассников. Они пришли к мнению, что надо открыто  (корректно – без ссоры) говорить об этом, а не прятать обиду в себе. Работу с иллюстрацией я решила  опустить, т.к. с определением эмоционального состояния и последующего агрессивного проявления мы  разобрались, анализируя пример сестер­близнецов. Подготовка проектов проходила очень эмоционально. В  первой группе разыграли сценку предотвращения драки «испугав» учителем и отвлечением несуразным  вопросом драчунов, что вызвало недоумение, потом смех. Вторая группа продублировала задание третей, не  поняв, что надо бороться с желанием устроить драку – ошибку заметили зрители. Все вместе быстро  справились с заданием, тем более, что такой вопрос был в анкете. Третьей группе пришлось тяжелее, т.к. на предложенные варианты посыпались комментарии – возможные ответы задир: «трус», «маменькин сынок» и  т.п. Пришлось признать, что быть неагрессивным и с честью выйти из ситуации очень трудно, надо быть  выдержанным и сильным. Но когда я перевела разговор на тему нашего конфликта и спросила, почему при их  опыте имела место драка, и, кто же все­таки виноват, сначала была тишина. Д___ (было видно, что ему очень  трудно говорить) признал, что он совершил агрессивный поступок, т. к. был взбешен, словами К___, а потом не  понял, как стал его бить. Так отреагировать было легче, но он не думал об этом, не контролировал себя. Сейчас можно было бы придумать слова, чтобы ответить К__, но не тогда. Он сожалеет о своем проступке ­ это была  его слабость. Меня поразило, что все молчали, хотя час назад все были на его стороне. Тогда мальчик, который  о себе говорил плохо, заметил, что Д__ спровоцировал К__, он тоже проявил агрессию. К__ нехотя признался,  что завидовал, что все слушали Д____ рассказ, а его все сторонились. Он решил привлечь к себе внимание, а  потом говорил, что слышал дома от мамы и не мог остановиться. Дальше я посчитала нужным оборвать его,  заострив внимание на то, что нужно быть внимательным к чувствам и переживаниям других людей. Если бы  К__ было не так одиноко, он не проявил вербальную агрессию к Д__, который ему ответил физической. Чтобы  отвлечь детей, снять напряжение, я специально воспользовалась терминологией, т.к. заметила, с каким  удовольствием ребята ею пользовались при ответах, отыскивая нужные слова на табличках. В конце урока мы  просмотрели оставшиеся слайды и подвели итог: никогда не поступай с другими так, как бы ты не хотел, чтобы поступили с тобой. Урок в целом прошел хорошо, ребята были заинтересованы. Проблема, поднятая на уроке,  касалась каждого, и ребята осознали силу слова, трепетность чувств. Пользуясь полученными знаниями, они  анализировали проблемные ситуации, пути их разрешения. Трудности на уроке возникали, когда затрагивались слишком личные ситуации, очень трудно детям было  оценивать свои поступки и обосновывать их. Просматривая опросники, я увидела, что дети затрудняются в  оценке своих чувств, эмоций. Очень сложно прошел этап, когда разбирали причины драки – я опасалась  неадекватных реакций и срывов, очень переживала за мальчиков, но считаю, что они должны были пересилить  себя и высказаться, посмотреть на себя со стороны и оценить свои поступки. Единственное, что мы не успели  на уроке, так это поработать с анкетой, но ребята попросили сделать эту работу дома. Я считаю, что они  должны были ещё раз все осмыслить. После урока на столе была только одна анкета, в ней все было  перечеркнуто. (Я думаю, это была анкета К__, он пересмотрел свои ответы, но переделывать её дома не  решился из­за мамы). Остальные сдали анкеты на следующий день, в них было много пометок, что говорит о  пересмотре некоторых вопросов относительно себя и окружающих. Кстати, мама перевела К___ в другой  класс, но он часто общается с бывшими одноклассниками. Приложение Опросник Вам предлагается описать те чувства, которые вы испытываете в различных ситуациях. Заполнение опросника  поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства. Что вызывает во мне агрессию 1. Я терпеть не могу, когда __________________________________________________________. 2. Я не могу слышать ______________________________________________________________. 3. Я очень сильно раздражаюсь, когда _________________________________________________. 4. Когда я злюсь, ___________________________________________________________________. 5. Я сильно обижаюсь _______________________________________________________________. 6. Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием _________ ________________________________________________________________________________.   Перед вами 10 слов, которые характеризуют человека. Отметьте те качества, которые, по вашему мнению,  присущи вам. Их должно быть не менее пяти. Я – добрый, безразличный, умный, нетерпеливый, терпеливый, упрямый, обидчивый, настойчивый, хитрый,  простодушный. Продолжите высказывания: 1. Чаще всего я радуюсь, когда _______________________________________________ 2. Чаще всего я смеюсь, когда ________________________________________________ 3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда ________________________________ 4. Чаще всего я плачу, когда _________________________________________________ 5. Чаще всего я злюсь, когда _________________________________________________ 6. Чаще всего я обижаюсь, когда ______________________________________________ 7. Мне хорошо, когда _______________________________________________________ 8. Мне плохо, когда_________________________________________________________ 9. В классе я себя чувствую __________________________________________________ 10. Дома я чувствую себя ____________________________________________________ Подумайте и ответьте на вопросы: 1. Что значит, по твоему мнению, агрессивное поведение?_____________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2. Считаешь ли ты вполне возможным проявление агрессивности к человеку в наше время? ________ 3. Какие проявления агрессии, по твоему мнению, существуют в реальном мире? _________________ _______________________________________________________________________________________ 4. Являются ли проявлением агрессии придумывание кличек, обзывание, насмешки, унижение?  _______________________________________________________________________________________ 5. Проявляют ли агрессию против тебя, как? ________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 6. Можно ли предупредить агрессивность по отношению к себе, как?____________________________ _______________________________________________________________________________________ 9. Проявлял ли ты по отношению к кому­либо агрессию и почему ______________________________ _______________________________________________________________________________________ 9. Говорят ли с тобой родители на эту тему?_________________________________________________ 10. На какие моменты они обращают внимание при разговоре с тобой на эту тему? _______________ _______________________________________________________________________________________ 11. Как ты думаешь, где ты можешь столкнуться с проявлением агрессивности по отношению к себе?  ______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ В нашем классе произошла драка! Если ты оказался свидетелем напиши, как это  произошло._____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Вырази свое отношение к происшедшему. __________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Кто виноват в случившемся и почему? _____________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Оцени поступок участников драки_________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Как бы ты повел себя на месте К__? ______________________________________________________  Как бы ты повел себя на месте Д__? ______________________________________________________ Нарисуй что­ нибудь. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Психологический  практикум. Изд. «Феникс». Ростов­на Дону,2007г./ Психологу предлагаемый комплекс игр даст возможность корригировать агрессивное поведение школьников, а  учителю, на уроках, направить активность детей на учебную деятельность. «Мешочек для криков» Цель: помочь детям доступным способом выразить гнев. Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети  могут «забрать» свой крик обратно или оставить содержимое «Мешочка» учителю на память. «Глаза в глаза» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад. “Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки,  попробуйте молча передавать разные состояния: “я грущу”, “мне весело, давай играть”, “я рассержен”, “не  хочу ни с кем разговаривать” и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них  было легко отгадывать, а какие трудно. «Маленькое привидение» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.) Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. “Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного  похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук  “У”. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить “У”, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить”. Затем педагог хлопает в  ладоши: “Молодцы! Давайте снова станем детьми!” «Обзывалки» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными  необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут  быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ...,  морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге  обязательно следует сказать своему соседу что­нибудь приятное, например: “ А ты, .... солнышко! Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Играют в быстром темпе, предупредив  детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. «Два барана» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом”  выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в  нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано­рано два барана повстречались на мосту”.  Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга.  Задача ­ противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе­е­е”.  Необходимо соблюдать “технику безопасности”, следить, чтобы “бараны” не расшибли себе лбы. «Доброе животное» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других,  оказывать поддержку и сопереживать. Ведущий тихим таинственным голосом говорит:"Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы ­ одно  большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох ­ делаем  шаг вперед, на выдох ­ шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох ­ 2 шага назад. Вдох ­ 2 шага вперед. Выдох ­ 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе  сердце. Стук ­ шаг вперед, стук ­ шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе”. «Тух­тиби­дух» (Фопель К., 1998) Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил. “Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и  разочарований. Чтобы оно подействовало по­настоящему, необходимо сделать следующее: ходить по комнате,  ни с кем не разговаривая, но как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из  участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито произнесите волшебное слово: “Тух­тиби­дух” и  продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем­либо и снова сердито­ пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить  его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово “Тух­тиби­дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. «Попроси игрушку» — вербальный вариант (Карпова 6.В., Лютова Е.К., 1999) Цель: обучить детей эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой­либо предмет, например,  игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция  участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и  твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том  случае, если тебе действительно захочется это сделать”. Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова,  постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2 меняются ролями. «Попроси игрушку» — невербальный вариант (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999) Цель: обучение детей эффективным способам общения. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств  общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и  невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и  ответить на вопросы: “Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?”, “Когда тебе действительно  хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?” Эту игру можно повторять несколько раз. разные  дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе  выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия. «Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В., 1997) Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим. Группа разбивается на пары, где есть ведомый (“турист”) и ведущий (“компас”). Каждому ведомому (он стоит  впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое  поле вперед и назад. При этом “туриста не может общаться с “компасом” на вербальном уровне (не может  разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий  — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера. «Зайчики» (Бордиер Г. Л. и др., 1993) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать  внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых  барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость ­ и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них  лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в  кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик  расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем  постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения «Я вижу...» ( Карпова Е.В., Лютова Е.К.. 1999) Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание  малыша Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое  высказывание словами: “ Я вижу...” Повторять один и тот же предмет дважды нельзя. «Ласковые лапки» (Шевцова И.В.) Цель: снять мышечное напряжение рук, снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие,  гармонизировать отношения между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон,  бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель  объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами  угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть  поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами. «Головомяч» (Фопель К., 1998) Цель: развивать навыки сотрудничества, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так,  чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь  вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь,  встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате». «Толкалки» (Фопель К., 1998) Цель: научить детей контролировать свои движения. «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и  обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника,  стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну  ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: “Стоп”». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только  левой рукой; толкаться спиной к спине. «Жужа» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят,  дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за  обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными. «Рубка дров» (Фопель К., 1998) Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы,  прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры. Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как  нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг  осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор  над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке  по очереди. «Аэробус» (Фопель К., 1998) Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное  доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие. «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли  вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто­нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу “летать”». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета.  С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги, живот и  грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля...Так, теперь можно потихонечку  поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза,  расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер». Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность  и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет.  Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно. «Бумажные мячики» (Фопель К., 1998) Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем­то долго  занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился  плотный мячик.«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так,  чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать  мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!». Игроки каждой  команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника.  Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей  стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».  Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно. «Дракон» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя  частью коллектива. Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний —  «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как  только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый  участник не побывает в двух ролях.

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019