1
Сценарий классного часа
«Минувших лет святая память…»
Цель: Познакомить обучающихся с основными событиями 1943 года;
Формирование патриотических качеств у школьников
Задачи: Воспитание патриотического сознания; развитие творческих
способностей и чувства коллективизма.
Оформление и оборудование: помещение оформлено иллюстрациями и
картинами на военную тему;
компьютер с мультимедиопроектором;
презентация «Минувших лет святая память…»
Ход мероприятия:
(Звучит тихая музыка)
1й ученик:
Я не видел войны, я родился значительно позже,
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто бы очень похоже,
Есть и это, и то, только самого главного нет.
2й ученик:
Я не верю певцам, на эстрадах украшенных светом,
Я не верю в кино, там, в кино, както очень цветно.
Кто всерьез воевал, почемуто не любит об этом,
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
1й ученик:
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Сталинграда,
Тихо, тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо, 2
Чтобы грохотом слов не стереть, не убить этот звук.
Ведущий:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память наша совесть!
Она, как сила нам нужна.
1943 год – середина войны. Год, ставший переломным в истории
Великой Отечественной. И сегодня нам хочется рассказать об основных
событиях этого периода.
Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из
памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение
которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом
приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
Ученик:
Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
Мы не просто вспоминаем день войны,
Не для слез и мемуаров вспоминаем.
Люди мира вспоминать о нем должны.
Мы об этом всей Земле напоминаем!
Ученик:
…И вот в предрассветной густой синеве
Пехота броском небывалым
Рванулась вперед – через лед на Неве,
По минным полям и завалам… 3
В общем стратегическом наступлении советских войск зимой 1942
1943гг. особое место занимала Шлиссельбургская наступательная операция,
целью которой было разгромить группировку противника южнее Ладожского
озера и восстановить сухопутные коммуникации, которые связывали
Ленинград со страной. Кодовое название операции – «Искра». Всего за
несколько дней (с 12 по 18 января 1943 года) было разорвано кольцо
немецкой блокады Ленинграда и полностью очищен от вражеских войск
Шлиссельбург. Южнее Ладожского озера был образован коридор в 811 км,
через который Ленинград и обороняющие его войска получили прямую связь с
Центром. В осажденный город стали поступать продовольственная помощь,
медикаменты, вооружение.
Нам эта скупая земля дорога
И лучшей на нужно в награду:
Мы здесь наступали и гнали врага,
И здесь мы прорвали блокаду!
Ведущий:
2 февраля 1943 года. День Сталинградской Победы. Сталинград стал
величайшим в истории примером воинской стойкости и мужества, равного
которому человечество еще не знало.
…Здесь все смешалось в этой круговерти
Огонь и снег, пыль и свинцовый град.
Кто уцелеет здесь… до самой смерти
Не позабудет грозный Сталинград…
Ученик:
С 17 июля по 2 февраля шла великая Сталинградская битва. С 10
января – 2 февраля 1943 года – завершение наступательной операции под
Сталинградом. Целью этого периода Сталинградской битвы стала ликвидация
окруженной в районе Сталинграда группировки немецкофашистских войск. 4
В окружении оказались главные силы немецкофашистских войск,
действовавших между Волгой и Доном: 22 дивизии и более 160 отдельных
частей общей численностью 330 тысяч солдат и офицеров. Двести дней и
ночей не утихала ожесточенная битва. По размаху, напряженности и
последствиям она не знала себе равных в истории. Сталинградская эпопея
завершилась решительной победой Советской Армии.
Решительное наступление Советской Армии закончилось пленением
более 113 тыс. вражеских солдат, в том числе 2,5 тыс. офицеров, 23 генералов
во главе с генераломфельдмаршалом Паулюсом. 2 февраля Паулюс подписал
акт о капитуляции.
…Не думал враг, что здесь найдет могилу,
Все верил в чудо скорых перемен.
Но только сила одолела силу,
Теперь врагу одно спасенье – плен.
Ученик:
В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии был объявлен
трехдневный траур. Население Германии вместо бравурных победных маршей
слушало погребальный звон церковных колоколов. Чтобы победа была за
нашей армией, каждый защитник Сталинградской битвы становился героем,
не думая о том, что он герой.
Битва под Сталинградом стала крупнейшим военнополитическим
поражением германского фашизма, но победа досталась дорогой ценой. По
разным источникам людские потери СССР под Сталинградом оцениваются от
1200 тыс. до 2 млн. человек.
Ученик: (читает стихотворение А. Суркова «Защитник Сталинграда»)
В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал: 5
“Город не сдай врагу!”
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.
Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.
Меж обгорелых черных громад
Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался, рыча.
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.
Он защищал Сталинград.
Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапер –
Он не сошел с ума.
Что ему пламя гиены, ад?..
Он защищал Сталинград.
Просто солдат, лейтенант, генерал – 6
Рос он в страде боевой.
Там, где в огне умирает металл,
Он проходил живой.
Сто изнурительных дней подряд
Он защищал Сталинград.
Время придет – рассеется дым.
Смолкнет военный гром.
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
– Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Ведущий:
Серия военных поражений сильно обескровила немецкую армию, а
Советская армия развила успех Сталинградской битвы и провела успешное
наступление на запад. В результате этого наступления образовалась так
называемая Курская дуга – глубокий выступ освобожденный территорий на
западе, который вклинивался в позиции немецкофашистских войск. Данную
стратегическую ситуацию решило использовать немецкое командование,
которое решило окружить «курский выступ» и превратить «курскую дугу» в
«курский котел». Для реализации этой цели Гитлер принял беспрецедентное
решение – стянуть к Курску всю немецкую армию и поставить на карту
судьбу всей войны.
Но накануне Курской битвы британская разведка, расшифровавшая в
1943 году систему сверхсекретных немецких шифров «Энигма», передала
советскому командованию детальный план немцев по ведению сражения –
стратегию, точные даты, время военных операций, имена командиров, планы
передвижения войск. 7
К началу июля 1943 года к Курску были стянуты лучшие силы как
советской, так и немецкой армий – около 3 млн. человек, 5 тыс. танков, 10
тыс. орудий с обеих сторон.
Ученик:
Сорок третий
Горечью полынной
На меня пахнул издалека –
Черною
Обугленной равниной
Видится мне Курская дуга…
Пятьдесят дней и ночей, с 5 июля по 23 августа сорок третьего года
продолжалась Курская битва. Цель операции: срыв крупного наступления
немецкофашистских войск и разгром стратегической группировки
противника в районе Курского выступа. Советское командование
подготовило два плана: «Кутузов» по освобождению Орла и окружающей
территории, «Румянцев» по освобождению Белгорода и Харькова.
Фашистское наступление началось 5 июля 1943 года, однако советское
командование неожиданно для противника провело мощную артиллерийскую
подготовку, в результате которой враг понес ощутимые потери ещё на
исходных позициях.
5 августа в честь освобождения Орла и Белгорода в Москве был дан
первый за время войны салют.
23 августа 1943 года Курская битва завершилась освобождением
Харькова и большой части советской территории. Битва на Курской дуге
поставила Германию перед катастрофой, так как понесенные потери стали
невосполнимыми. За это время враг потерял лучшие механизированные
соединения своей армии численностью более 500 тыс. человек. Потери
Красной Армии в живой силе и технике были также значительны, однако её 8
победа под Курском закрепила коренной перелом, произошедший в ходе
войны.
…Те бои – как мера нашей силы.
Потому она и дорога,
Насмерть прикипевшая к России
Курская великая дуга…
Ученик:
Под Прохоровкой летом в сорок третьем
По истине был самый ад войны.
Броня гудела и дышала смертью
Дышала с той и с этой стороны.
12 июля 1943 года произошло самое крупное танковое сражение. Не
добившись под Обоянью успеха, гитлеровское командование перенесло
главный удар на Прохоровку. Здесь началось небывалое в истории танковое
сражение. Около 1,5 тысячи танков перемещались на поле боя. Весь день
продолжалась гигантская битва. Броня врезалась в броню, металл в металл.
Сталь Урала сокрушила металл Круппа. Взрывная сила сердец советских
людей оказалась сильнее звериной ярости захватчиков. В этой битве
разлетелся вдребезги вражеский бронированный кулак.
Ученик:
Девятнадцатилетний сержант Михаил Борисов стал Героем Советского
союза. На Прохоровском поле он совершил бессмертный подвиг, уничтожив в
одном бою 7 вражеских танков. Много лет спустя, став поэтом, М. Борисов
напишет об этой битве такие строки:
Поверьте мне, я видел бой,
Который раньше и не снился,
Когда в дыму за гильзой гильза,
Курган мостила гробовой, 9
Поверьте мне, я видел бой,
Горел в его смертельной стыни...
Он заслоняет и поныне
Мне белый свет самим собой.
Ученик:
Бои под Прохоровкой продолжались несколько дней. День 12 июля стал
днем окончательного поражения немецкофашистских войск под Курском и
крушение плана «Цитадель». После чего наши войска перешли в решительное
контрнаступление.
…Заглохли навсегда моторы.
А он сидел и жив, и цел,
Уже забыв про танк, который
Поймал в мутнеющий прицел…
Ведущий:
Важнейшей вехой летнеосенней компании 1943 года стало
форсирование Днепра. Битва за Днепр продолжалась с 25 августа по 23
декабря 1943 года .
…Вот и Днепра крутые берега:
Понтонный мост, отбитый у врага,
Землянка здесь, на левом берегу,
В ней больше не бывать врагу…
Ученик:
Используя Днепр как естественную преграду, противник надеялся
остановить наступление Красной армии. На крутом правом берегу Днепра был
построен так называемый «Восточный вал» мощная линия обороны врага,
который делал его, по мнению немцев, неприступным. Гитлер с пафосом
говорил, что «скорее Днепр потечёт обратно, нежели русские преодолеют
его». 10
Однако в конце сентября, освободив Левобережную Украину и Донбасс,
советские войска с ходу преодолели Днепр и захватили плацдармы на его
правом берегу.
За успешное форсирование Днепра около 2500 солдат и офицеров были
удостоены звания героя Советского Союза.
В течение октября советские войска вели ожесточенные бои за
удержание и расширение плацдармов на западном берегу Днепра. 3 ноября
началось наступление на Киев, и через 3 дня город был освобожден.
Освобождение Киева имело большое значение для дальнейшего продвижения
советских войск на запад.
…Дымится танк, оставленный врагом,
Лежит фашист, присыпанный песком.
Боец не дал ему уйти за вал,
Боец врага гранатою взорвал…
Ведущий:
В 1943 году произошло ещё одно важное событие – Тегеранская
конференция, которая состоялась 28 ноября1 декабря 1943 года.
В Тегеране встретились главы правительств трех стран
антигитлеровской коалиции: И.В.Сталин, Ф.Рузвельт, У.Черчилль (встреча
«большой тройки»).
В ходе этой встречи были приняты Декларация о совместных действиях
в войне против фашистской Германии и о послевоенном сотрудничестве,
решение об открытие второго фронта в Европе в мае 1944 года, о
послевоенных границах Польши. И.В.Сталин дал согласие на участие
Советской Армии в войне против Японии после окончания войны в Европе.
Ученик: 11
Разве можно забыть нам с тобой сорок третий,
Помнишь, Курская битва тогда полыхала?
И советский солдат, уходивший в бессмертье,
Был сильнее огня и надежней металла!
Ведущий:
Забвенье не коснется героев. В шелесте хлебной нивы, в гуле
новостроек, в победных маршах великого праздника живут их голоса и
продолжается в смене поколений их жизнь... Пройдут года, десятилетия. Век
сменит век. Придут новые поколения, и вечно будут живы герои в памяти
человеческой! И пусть в каждом нашем деле, во всех свершениях наших,
стократно повторится беззаветное мужество защитников Родины... И пусть
память о павших сохранится на века.
Ученик:
Здесь давно отгремели бои
И затихли разрывов раскаты,
Но остались, как память войны,
Обелиски погибшим солдатам.
А нам ныне листва шелестит
В поле травы колышутся тихо
На граните, алея, лежит,
Каплей крови живая гвоздика.
И деревья вершины склонили
Этим ласковым солнечным днем,
И цветы на солдатской могиле
Загораются вечным огнем.
(Я.Солодкин)
Литература
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и 12
внеклассные мероприятия: 111 классы. – М.: ВАКО, 2006.
2. Воспитание школьников – 2005. №10; 2006. №6, 10; 2007. №5, 10
3. Классный руководитель – 2005. №1
4. Классные часы. 8 класс. / Сост. Н.И. Еременко – Волгоград: Учитель –
АСТ, 2005.
5. Классные часы. 11 класс. / Сост. Н.И. Еременко – Волгоград: Учитель –
АСТ, 2005.
Классный час "1943"
Классный час "1943"
Классный час "1943"
Классный час "1943"
Классный час "1943"
Классный час "1943"
Классный час "1943"
Классный час "1943"
Классный час "1943"
Классный час "1943"
Классный час "1943"
Классный час "1943"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.