Классный час "Белорусские народные праздники"
Оценка 4.6

Классный час "Белорусские народные праздники"

Оценка 4.6
Мероприятия +1
rtf
воспитательная работа +1
5 кл—7 кл
11.01.2017
Классный час "Белорусские народные праздники"
Особенностью белорусской народной культуры является своеобразное двоеверие, когда традиции и праздники уходят корнями и в язычество, и в христианство. Древняя белорусская народная культура была и остается в нашей жизни — в обрядах, обычаях, легендах, праздниках. Это сценарий мероприятия в форме рассказа с презентацией предназначено для учащихся среднего звена. Учащиеся узнают подробности о традициях празднования некоторых белорусских праздников.В настоящее время народные праздники дополняются час¬тушками, поговорками, городскими песнями, анекдотами и другими видами фольклора. Они проходят во всех городах и деревнях и сопровождаются играми, гуляньями, выступлениями народных музыкальных коллективов. Таким образом, старинные обычаи, обряды и праздники сохранились до настоящего времени и играют немаловажную роль в жизни белорусского народа.
БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ.rtf

Белорусские народные праздники

 Форма проведения занятия: рассказ  с мультимедийной презентацией

Задачи: приобщение к белорусской народной культуре; развитие позна­вательного интереса к историческому фольклорному наследию белорус­ского народа.

Оформление: на доске либо проекционном экране представлена тема занятия.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 Классный руководитель:

Каждый народ имеет свою культуру, без которой невозмож­на его духовная жизнь.

Древняя белорусская народная культура была и остается в нашей жизни — в обрядах, обычаях, легендах, праздниках.

Многие белорусские народные праздники, обряды и обычаи, сохранившиеся до сих пор, имеют древнее языческое проис­хождение. Например, праздник Ивана Купала, Коляды, Деды, Радуница. Слайд 2

Особенностью белорусской народной культуры является свое­образное двоеверие, когда традиции и праздники уходят кор­нями и в язычество, и в христианство. Как подтверждение этому и сегодня сохранились параллельные названия многих обрядов и праздников: Коляды — Рождество Христово, Гром- ницы — Сретенье Господне, Зеленые святки — Троица, Ку­пал ье — Рождество Иоана Предтечи, Богач — Рождество Пре­святой Богородицы и т. д.

Белорусские народные праздники — неотъемлемая часть самобытной национальной культуры.

У наших предков было много праздников, связанных с важными событиями в жизни человека. Они повторялись из года в год и были подчинены годовому витку Земли вокруг Солнца, которое давало весенний расцвет природе и остужало ее надолго осенью, чтобы возродить следующей весной. Мело­дии праздничных песен были созвучны состоянию природы в данное время. Это диктовало необходимость празднования в пору. Так образовался годовой круг праздников и обрядов белорусского народа.

Народный календарь белорусов основывается на циклах ка­лендарных или земледельческих праздников: весной — Пасха, Кликанье весны, Сороки, Юрье, летом — Купалье, осенью — Деды, Богач, Покров, зимой — Коляды, Сретенье.

Учащийся 1: слайд3

Коляды (Каляды) — первый зимний народный праздник в годовом круге древней земледельческой обрядности. Празд­ник длился около двух недель. По улицам носили звезду — символ Солнца. Молодежь переодевалась в козу, медведя, хо­дила по домам соседей, поздравляла их, пела шуточные песни, угощалась. Колядные вечера отличались игрищами и забава­ми, звучало много песен, припевок, загадок и шуток.

Колядные праздники занимают особенное место среди всех народных праздников. С этими праздниками наши предки связывали свои надежды на счастливую жизнь в наступа­ющем году, на богатый урожай и благосостояние семьи, на победу лета над зимой, тепла — над холодом, света — над тьмой.

Учащийся 2: слайд 4

Сретенье (Стрэчанне), или Громницы (Грамніцы), от­мечают 15 февраля, когда встречаются зима и лето. После праздника крестьяне начинали готовиться к весенним поле­вым работам. В этот день освящали в церкви свечи. По по­годе судили о наступающих весне и лете. Если на Сретенье сильный мороз, то снег пролежит недолго, а лето будет теплое и сухое; метель — весна долгая; тепло — весна ранняя, а лето холодное и неурожайное: «На Стрэчанне сняжок — вясной дажджок», «Капеж на Грамніцы — ураджай на пшаніцу».

Учащийся 3: слайд 5

Масленица (Масленіца) — этот праздник связан с прово­дами зимы. Его праздновали неделю, обязательно пекли блины и сжигали символическое чучело Зимы. Выполнялись обряды, которые должны были ускорить пробуждение природы, маги­чески содействовать будущему урожаю, достатку крестьянина. Слайд 6

Кликанъе весны (Гуканне вясны) — это праздник воз­рождения и обновления природы. Весной начинаются самые важные крестьянские работы: пахота, сев, выгон скота на пастбище. Крестьянину необходимо было пробудить животвор­ную силу земли. Песнями и ритуальными хороводами вызы­вали скорейший приход весны и теплых дней.

Вясна, вясна красная,

*

Прыйдзі, вясна, з радасцю, 3 дажджамі моцнымі, 3 хлябамі багатымі. Вясна. Вясна красная! Прыйдзі, вясна красная. Прыйдзі да нас хутчэй, Сонейкам усіх абагрэй!

Девушки выходили на высокие места, ближе к небу, и пели до темна песни-веснянки, подбрасывая вверх выпечку в виде птиц (жаворонков, куликов, аистов).

Учащийся 6: слайд 7

Комоедица (Камаедзіца) — этот праздник пришел с глубокой древности, отмечается он б апреля. В этот праздник люди поклонялись медведю. В народе считали, что медведь опекает людей, дает здоровье и благополучие. К празднику готовили репу, гороховые комы (отсюда название праздника), овсяный кисель — все, что любит есть медведь.

 

Учащийся 1: слайд 8

Сороки, Сорок мучеников (Саракі), отмечают 22 марта. Это день весеннего равноденствия. Предполагалось, что вес­на постепенно вступает в свои права и домой возвращается 40 птичьих стай. Считалось, что в этот день весна приходит окончательно. Женщины выпекали из теста для детей сорок пирожков в виде птиц. Дети бегали по деревне, высоко держа пирожки в руках, или нанизывали их на прутики, залезали на крышу и пели весенние песни. Вечером ритуальные пи­рожки нужно было съесть.

Число 40 широко обыгрывалось в поверьях и обрядовых действиях этого праздника. Если на Сороки случался мороз, то предполагали, что после него будет еще 40 морозов. Счита­лось, что на Сороки сорока начинает вить гнездо и приносит для него 40 прутиков. «Саракі — не суйся блізка да ракі» — это значит, что наступила пора половодья на реках.

Сороки были очередным этапом встречи весны.

Учащийся 2: слайд 9

Вербное воскресенье (Вербная нядзеля) — на этот празд­ник в церкви освещали веточки вербы, которые, как считалось, обладали магической силой. Ими украшали жилище, могилы предков, провожали животных на первый выпас. Верили, что верба бережет от молнии. Веточки освященной вербы хранили до нового Вербного воскресенья. Слайд 10

Пасха (Вялікдзень) — этот весенний праздник считается самым значимым календарным праздником. У древних сла­вян этот праздник был посвящен солнцу и «вялікіх дзен» по­левых работ. Праздновали на восходе солнца. На чистом от облаков небе солнце будто обещало хороший урожай и сча­стливые свадьбы. Говорили, что с этого дня начинают петь птицы.

Для православных христиан Пасха — самый главный праз­дник в году, праздник воскресения Иисуса Христа. Кажется, что радость празднования распространяется на всю живую природу, которая постепенно пробуждается от зимнего сна. Праздник наступал после долгого 7-недельного поста. Готови­ли много вкусных блюд, красили яйца, играли ими в битки.

Раньше существовала традиция пасхального волочебниче- ства. Волочебники обходили все местные дворы и под окнами домов пели обрядовые песни, прославляющие хозяина, и же­лали ему урожая на поле, приплода в хлеву, прибыли в доме. Хвалили волочебники и хозяйку за ее трудолюбие и ум. Доб­рые слова звучали в адрес детей.

Учащийся 3: слайд 11

Радуница, Радуницкие Деды (Радаўніца, Радуніцкія Дзяды) — праздник чествования предков, один из наиболее известных поминальных дней. После полудня каждая семья шла поминать родственников сначала в церковь, а потом на кладбище, где приводились в порядок могилы близких. В раз­говорах поминали предков. После кладбища поминовение за­канчивалось застольем дома. В народе говорили: «На Радаў- ніцу да абеду пашуць, па абедзе плачуць, а ўвечары скачуць». Слайд 12.

Юрьев день (Юр'я) — это весенний праздник чествования расцвета природы. Юрьев день — это день прихода на землю мифических существ — русалок, которые силой своей игры вытягивают траву из весенней земли. Таинство это происходит в утреннем тумане, в росе. Чтобы получить от русалок здо­ровье и силу, обтираются росой перед восходом солнца.

Утром по Юрьевой росе гонят скот вербой на поле, где пастух совершает ритуальный обход стада и читает заговоры древнему славянскому божеству — Перуну, чтобы он унял хищных зверей и скот остался в целости.

Самую красивую девушку наряжали русалкой, одевали ей венок и водили вокруг нее хороводы с песнями.

Учащийся 4: слайд 13

Троица, Семуха, Зеленые святки (Тройца, Сё муха, Зялёныя святкі) — этот праздник является гимном матери- природе. Несмотря на то что Троицу праздновали летом, она знаменовала собой прощание с весной: «На Зелянец вясны канец». Двор и дом украшали «маем» — срубленными моло­дыми березками, кленами, другими деревцами и зелеными ветвями; пол устилали травой, аиром; цветами убирали иконы, столы, окна. Если «май» не сох определенное время, хотя бы дня три, то ожидали мокрых сенокосов.

Слайд 14. Иван Купала, Купалье (Купалле), празднуется с 6 на 7 июля. Этот праздник насыщен красивыми языческими обы­чаями. Это пора — макушка лета, время наибольшего расцве­та природы. Для крестьянина после праздника Ивана Купалы начиналась самая ответственная и горячая пора — сенокос и жатва.

Вечером накануне праздника молодежь устраивала массо­вые гулянья. Все украшали себя зеленью, девушки — венками, подпоясывались полынью, зажигали длинные шесты и с пес­нями, криками подходили к каждому дому, приглашая всех на Купалье.

В основе всей купальской обрядности лежит поклонение наших пращуров солнцу (огонь), воде и растительности. Оли­цетворением силы Солнца были очищающие костры.

Празднование Купалья обычно происходило на традици­онном ритуальном месте — на берегу реки или озера, а когда рядом не было воды, то выбиралось либо возвышенное место, либо небольшая полянка, окраина рощи.

Учащийся 5: слайд 16

Жатва (Жніво) — этот праздник отличается самым про­должительным комплексом ритуалов — от Зажинок к До­жинкам. Праздновали с 12 июля до 27 сентября. С давних времен уборка хлеба с полей была одним из важнейших со­бытий для крестьянина и сопровождалась многими, сложными обрядами. От урожая зависела жизнь крестьянской семьи в течение всего года. Начало уборки урожая отмечалось Зажин­ками — праздником первого снопа.

Зажинки обычно проводились в первый день уборки ржи. Вечером, перед закатом солнца, придя на место жатвы, де­вушки срезали по колоску и завязывали маленький сноп, ко­торый назывался хозяином-снопом. Придя в дом, его подноси­ли хозяину. Он, подбросив сноп вверх, ставил его в углу под иконами. Под сноп клал четыре медные монеты и кланялся. Затем хозяйка одаривала всех пшеничными булочками, а хо­зяин приглашал на жатву.

Дожинки в Беларуси всегда праздновали очень торжествен­но, с красивыми обрядами. В последний день жатвы собира­лась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве, сама брала серп и начинала жать с песней. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиноч- ного снопа. Девушки выбирали свою «богиню» и во главе с ней с дожиночным снопом в руках вместе направлялись к дому хозяина. Хозяева выходили встречать их хлебом-солью. «Богиня» кланялась хозяину и л ожила у его ног дожиночный сноп, а в руки передавала венок. Хозяйка окропляла сноп святой водой и одаривала «богиню» деньгами. Хозяева стави­ли дожиночный сноп под иконами вместе с зажиночным, где они стояли иногда целый год. Венок вешали на икону. «Боги­ню» сажали за стол на почетном месте, около нее рассажи­вались хозяева и жнеи. Начинали угощаться, петь и танце­вать. Танцы продолжались до поздней ночи. На прощание хо­зяин с хозяйкой благодарили жней за оказанную им услугу, прося не отказать в следующем году. «Богиня», обращаясь к хозяину, говорила: «Дай, Божа, табе, нябожа, абсяваць, нася- ваць, а нам жаць, дажынаць!»

В настоящее время этот праздник отмечается на государ­ственном уровне. С 1996 года Дожинки в Беларуси стали про­водиться как Республиканский фестиваль — ярмарка труже­ников села. Первым городом, где Дожинки прошли на уров­не республиканского праздника, стал г. Столин в Брестской области. В последующие годы праздник проводился в городах: Мосты, Шклов, Мозырь, Полоцк, Пружаны, Волковыск, Слуцк, Бобруйск, Речица, Орша, Кобрин, Лида, Молодечно.

Учащийся 6: слайд 17-18

Покров (Пакровы) — отмечают с 14 до 27 октября. Кор­ни этого праздника в древнеславянском земледельческом празд­нике, посвященном переломному моменту в жизни природы. К нему обычно завершались все работы на поле и в саду, утеплялись жилье и хозяйственные постройки. После Покрова в крестьянской жизни начинался новый цикл работ — заго­товка топлива, перевод скота на стойловое содержание и др.:

«На Пакровы дай сена карове»;

«Прыйшлі Пакровы, пытаюць, ці да зімы гатовы»;

«Святы Пакроў накрыў зямлю жоўтым лістом, мала- дым сняжком, ваду лёдам, пчалу мёдам»;

«Святы Пакроў стагі пакрыў: першы стажок драніч- камі, другі стажок саломкаю, трэці стажок белым снегам».

На праздник Покров существовали такие приметы:

«Калі да Пакрова дня снег не пакрые зямлю, то і на Каляды не будзе снегу»;

«Якое надвор'е ў дзень Пакрова, такое яно і будзе ўсю зіму да вясны»;

«Калі да Пакроў не было снегу, не будзе яго яшчэ дзве нядзелі».

Учащийся 7: слайд 19

Деды (Дзяды) — белорусский народный календарный праз­дник, связанный с поминовением предков (дедов). Деды отме­чаются несколько раз в год. Осенние Деды (Дмитровские) — самые главные. Они отмечаются в ноябре. В центре обряда — ужин в память умерших родственников.

В этот день все домашние мылись в бане и оставляли не­много воды и веник для дедов. Не жалея припасов, готовили ужин. Предков надо было хорошо угостить, а потом и пове­селить, чтобы они послали урожай и блогополучие. На ритуал приглашали гостей (обычно родственников, соседей). Перед тем как сесть ужинать, хозяин три раза обходил со свечой стол, открывал окна и двери и звал по именам предков.

«Прыхадзіце, дзяды-радзіцелі, і старыя, і малыя, хто на гэтай сялібе жываў, хлеба-солі ждаў. Прыхадзіце, дзяды- радзіцелі, к свайму сталу, к нашаму прыпечку, хлеба-солі засылайце, каб было чым душы памінаць год ад году, век ад веку».

На стол ставили так называемые дедовскую рюмку и де­довскую миску, куда каждый из присутствующих отливал напитки и откладывал пищу. Во время ужина говорили толь­ко о предках, вспоминали их поступки, советы. После ужина хозяин говорил: «Святыя дзяды, вы сюды прыляцелі, пілі, елі, ляціце ж цяпер да сябе!»

Остатки блюд оставляли на столе, так как считалось, что души предков будут угощаться еще до утра. После ужина свечу тушили хлебной коркой или блинами. По поверью, если не спать ночь после ужина, то можно увидеть дедов.

 

Заключительное слово классного руководителя: слайд 20.

Таковы основные праздники и обряды белорусского народа, составляющие годовой круг.

В настоящее время народные праздники дополняются час­тушками, поговорками, городскими песнями, анекдотами и дру­гими видами фольклора. Они проходят во всех городах и де­ревнях и сопровождаются играми, гуляньями, выступлениями народных музыкальных коллективов.

Таким образом, старинные обычаи, обряды и праздники со­хранились до настоящего времени и играют немаловажную роль в жизни белорусского народа.

Подведение итогов. Слайд 21

1.Что такое годовой круг праздников и обрядов?

2.Назовите весенние народные белорусские праздники.

3.Какой из зимних народных праздников самый продолжительный и веселый?

 

 

 

Драка Галина Николаевна,

 классный руководитель 6 класса

Белорусские народные праздники

Белорусские народные праздники

Мело­дии праздничных песен были созвучны состоянию природы в данное время

Мело­дии праздничных песен были созвучны состоянию природы в данное время

Капеж на Грамніцы — ураджай на пшаніцу»

Капеж на Грамніцы — ураджай на пшаніцу»

Учащийся 1: слайд 8 Сороки, Сорок мучеников (Саракі), отмечают 22 марта

Учащийся 1: слайд 8 Сороки, Сорок мучеников (Саракі), отмечают 22 марта

Праздник наступал после долгого 7-недельного поста

Праздник наступал после долгого 7-недельного поста

Несмотря на то что Троицу праздновали летом, она знаменовала собой прощание с весной: «На

Несмотря на то что Троицу праздновали летом, она знаменовала собой прощание с весной: «На

Зажинки обычно проводились в первый день уборки ржи

Зажинки обычно проводились в первый день уборки ржи

Волковыск, Слуцк, Бобруйск, Речица,

Волковыск, Слуцк, Бобруйск, Речица,

Перед тем как сесть ужинать, хозяин три раза обходил со свечой стол, открывал окна и двери и звал по именам предков

Перед тем как сесть ужинать, хозяин три раза обходил со свечой стол, открывал окна и двери и звал по именам предков

Какой из зимних народных праздников самый продолжительный и веселый?

Какой из зимних народных праздников самый продолжительный и веселый?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017