Белорусские народные праздники
Форма проведения занятия: рассказ с мультимедийной презентацией
Задачи: приобщение к белорусской народной культуре; развитие познавательного интереса к историческому фольклорному наследию белорусского народа.
Оформление: на доске либо проекционном экране представлена тема занятия.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Классный руководитель:
Каждый народ имеет свою культуру, без которой невозможна его духовная жизнь.
Древняя белорусская народная культура была и остается в нашей жизни — в обрядах, обычаях, легендах, праздниках.
Многие белорусские народные праздники, обряды и обычаи, сохранившиеся до сих пор, имеют древнее языческое происхождение. Например, праздник Ивана Купала, Коляды, Деды, Радуница. Слайд 2
Особенностью белорусской народной культуры является своеобразное двоеверие, когда традиции и праздники уходят корнями и в язычество, и в христианство. Как подтверждение этому и сегодня сохранились параллельные названия многих обрядов и праздников: Коляды — Рождество Христово, Гром- ницы — Сретенье Господне, Зеленые святки — Троица, Купал ье — Рождество Иоана Предтечи, Богач — Рождество Пресвятой Богородицы и т. д.
Белорусские народные праздники — неотъемлемая часть самобытной национальной культуры.
У наших предков было много праздников, связанных с важными событиями в жизни человека. Они повторялись из года в год и были подчинены годовому витку Земли вокруг Солнца, которое давало весенний расцвет природе и остужало ее надолго осенью, чтобы возродить следующей весной. Мелодии праздничных песен были созвучны состоянию природы в данное время. Это диктовало необходимость празднования в пору. Так образовался годовой круг праздников и обрядов белорусского народа.
Народный календарь белорусов основывается на циклах календарных или земледельческих праздников: весной — Пасха, Кликанье весны, Сороки, Юрье, летом — Купалье, осенью — Деды, Богач, Покров, зимой — Коляды, Сретенье.
Учащийся 1: слайд3
Коляды (Каляды) — первый зимний народный праздник в годовом круге древней земледельческой обрядности. Праздник длился около двух недель. По улицам носили звезду — символ Солнца. Молодежь переодевалась в козу, медведя, ходила по домам соседей, поздравляла их, пела шуточные песни, угощалась. Колядные вечера отличались игрищами и забавами, звучало много песен, припевок, загадок и шуток.
Колядные праздники занимают особенное место среди всех народных праздников. С этими праздниками наши предки связывали свои надежды на счастливую жизнь в наступающем году, на богатый урожай и благосостояние семьи, на победу лета над зимой, тепла — над холодом, света — над тьмой.
Учащийся 2: слайд 4
Сретенье (Стрэчанне), или Громницы (Грамніцы), отмечают 15 февраля, когда встречаются зима и лето. После праздника крестьяне начинали готовиться к весенним полевым работам. В этот день освящали в церкви свечи. По погоде судили о наступающих весне и лете. Если на Сретенье сильный мороз, то снег пролежит недолго, а лето будет теплое и сухое; метель — весна долгая; тепло — весна ранняя, а лето холодное и неурожайное: «На Стрэчанне сняжок — вясной дажджок», «Капеж на Грамніцы — ураджай на пшаніцу».
Учащийся 3: слайд 5
Масленица (Масленіца) — этот праздник связан с проводами зимы. Его праздновали неделю, обязательно пекли блины и сжигали символическое чучело Зимы. Выполнялись обряды, которые должны были ускорить пробуждение природы, магически содействовать будущему урожаю, достатку крестьянина. Слайд 6
Кликанъе весны (Гуканне вясны) — это праздник возрождения и обновления природы. Весной начинаются самые важные крестьянские работы: пахота, сев, выгон скота на пастбище. Крестьянину необходимо было пробудить животворную силу земли. Песнями и ритуальными хороводами вызывали скорейший приход весны и теплых дней.
Вясна, вясна красная,
*
Прыйдзі, вясна, з радасцю, 3 дажджамі моцнымі, 3 хлябамі багатымі. Вясна. Вясна красная! Прыйдзі, вясна красная. Прыйдзі да нас хутчэй, Сонейкам усіх абагрэй!
Девушки выходили на высокие места, ближе к небу, и пели до темна песни-веснянки, подбрасывая вверх выпечку в виде птиц (жаворонков, куликов, аистов).
Учащийся 6: слайд 7
Комоедица (Камаедзіца) — этот праздник пришел с глубокой древности, отмечается он б апреля. В этот праздник люди поклонялись медведю. В народе считали, что медведь опекает людей, дает здоровье и благополучие. К празднику готовили репу, гороховые комы (отсюда название праздника), овсяный кисель — все, что любит есть медведь.
Учащийся 1: слайд 8
Сороки, Сорок мучеников (Саракі), отмечают 22 марта. Это день весеннего равноденствия. Предполагалось, что весна постепенно вступает в свои права и домой возвращается 40 птичьих стай. Считалось, что в этот день весна приходит окончательно. Женщины выпекали из теста для детей сорок пирожков в виде птиц. Дети бегали по деревне, высоко держа пирожки в руках, или нанизывали их на прутики, залезали на крышу и пели весенние песни. Вечером ритуальные пирожки нужно было съесть.
Число 40 широко обыгрывалось в поверьях и обрядовых действиях этого праздника. Если на Сороки случался мороз, то предполагали, что после него будет еще 40 морозов. Считалось, что на Сороки сорока начинает вить гнездо и приносит для него 40 прутиков. «Саракі — не суйся блізка да ракі» — это значит, что наступила пора половодья на реках.
Сороки были очередным этапом встречи весны.
Учащийся 2: слайд 9
Вербное воскресенье (Вербная нядзеля) — на этот праздник в церкви освещали веточки вербы, которые, как считалось, обладали магической силой. Ими украшали жилище, могилы предков, провожали животных на первый выпас. Верили, что верба бережет от молнии. Веточки освященной вербы хранили до нового Вербного воскресенья. Слайд 10
Пасха (Вялікдзень) — этот весенний праздник считается самым значимым календарным праздником. У древних славян этот праздник был посвящен солнцу и «вялікіх дзен» полевых работ. Праздновали на восходе солнца. На чистом от облаков небе солнце будто обещало хороший урожай и счастливые свадьбы. Говорили, что с этого дня начинают петь птицы.
Для православных христиан Пасха — самый главный праздник в году, праздник воскресения Иисуса Христа. Кажется, что радость празднования распространяется на всю живую природу, которая постепенно пробуждается от зимнего сна. Праздник наступал после долгого 7-недельного поста. Готовили много вкусных блюд, красили яйца, играли ими в битки.
Раньше существовала традиция пасхального волочебниче- ства. Волочебники обходили все местные дворы и под окнами домов пели обрядовые песни, прославляющие хозяина, и желали ему урожая на поле, приплода в хлеву, прибыли в доме. Хвалили волочебники и хозяйку за ее трудолюбие и ум. Добрые слова звучали в адрес детей.
Учащийся 3: слайд 11
Радуница, Радуницкие Деды (Радаўніца, Радуніцкія Дзяды) — праздник чествования предков, один из наиболее известных поминальных дней. После полудня каждая семья шла поминать родственников сначала в церковь, а потом на кладбище, где приводились в порядок могилы близких. В разговорах поминали предков. После кладбища поминовение заканчивалось застольем дома. В народе говорили: «На Радаў- ніцу да абеду пашуць, па абедзе плачуць, а ўвечары скачуць». Слайд 12.
Юрьев день (Юр'я) — это весенний праздник чествования расцвета природы. Юрьев день — это день прихода на землю мифических существ — русалок, которые силой своей игры вытягивают траву из весенней земли. Таинство это происходит в утреннем тумане, в росе. Чтобы получить от русалок здоровье и силу, обтираются росой перед восходом солнца.
Утром по Юрьевой росе гонят скот вербой на поле, где пастух совершает ритуальный обход стада и читает заговоры древнему славянскому божеству — Перуну, чтобы он унял хищных зверей и скот остался в целости.
Самую красивую девушку наряжали русалкой, одевали ей венок и водили вокруг нее хороводы с песнями.
Учащийся 4: слайд 13
Троица, Семуха, Зеленые святки (Тройца, Сё муха, Зялёныя святкі) — этот праздник является гимном матери- природе. Несмотря на то что Троицу праздновали летом, она знаменовала собой прощание с весной: «На Зелянец вясны канец». Двор и дом украшали «маем» — срубленными молодыми березками, кленами, другими деревцами и зелеными ветвями; пол устилали травой, аиром; цветами убирали иконы, столы, окна. Если «май» не сох определенное время, хотя бы дня три, то ожидали мокрых сенокосов.
Слайд 14. Иван Купала, Купалье (Купалле), празднуется с 6 на 7 июля. Этот праздник насыщен красивыми языческими обычаями. Это пора — макушка лета, время наибольшего расцвета природы. Для крестьянина после праздника Ивана Купалы начиналась самая ответственная и горячая пора — сенокос и жатва.
Вечером накануне праздника молодежь устраивала массовые гулянья. Все украшали себя зеленью, девушки — венками, подпоясывались полынью, зажигали длинные шесты и с песнями, криками подходили к каждому дому, приглашая всех на Купалье.
В основе всей купальской обрядности лежит поклонение наших пращуров солнцу (огонь), воде и растительности. Олицетворением силы Солнца были очищающие костры.
Празднование Купалья обычно происходило на традиционном ритуальном месте — на берегу реки или озера, а когда рядом не было воды, то выбиралось либо возвышенное место, либо небольшая полянка, окраина рощи.
Учащийся 5: слайд 16
Жатва (Жніво) — этот праздник отличается самым продолжительным комплексом ритуалов — от Зажинок к Дожинкам. Праздновали с 12 июля до 27 сентября. С давних времен уборка хлеба с полей была одним из важнейших событий для крестьянина и сопровождалась многими, сложными обрядами. От урожая зависела жизнь крестьянской семьи в течение всего года. Начало уборки урожая отмечалось Зажинками — праздником первого снопа.
Зажинки обычно проводились в первый день уборки ржи. Вечером, перед закатом солнца, придя на место жатвы, девушки срезали по колоску и завязывали маленький сноп, который назывался хозяином-снопом. Придя в дом, его подносили хозяину. Он, подбросив сноп вверх, ставил его в углу под иконами. Под сноп клал четыре медные монеты и кланялся. Затем хозяйка одаривала всех пшеничными булочками, а хозяин приглашал на жатву.
Дожинки в Беларуси всегда праздновали очень торжественно, с красивыми обрядами. В последний день жатвы собиралась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве, сама брала серп и начинала жать с песней. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиноч- ного снопа. Девушки выбирали свою «богиню» и во главе с ней с дожиночным снопом в руках вместе направлялись к дому хозяина. Хозяева выходили встречать их хлебом-солью. «Богиня» кланялась хозяину и л ожила у его ног дожиночный сноп, а в руки передавала венок. Хозяйка окропляла сноп святой водой и одаривала «богиню» деньгами. Хозяева ставили дожиночный сноп под иконами вместе с зажиночным, где они стояли иногда целый год. Венок вешали на икону. «Богиню» сажали за стол на почетном месте, около нее рассаживались хозяева и жнеи. Начинали угощаться, петь и танцевать. Танцы продолжались до поздней ночи. На прощание хозяин с хозяйкой благодарили жней за оказанную им услугу, прося не отказать в следующем году. «Богиня», обращаясь к хозяину, говорила: «Дай, Божа, табе, нябожа, абсяваць, нася- ваць, а нам жаць, дажынаць!»
В настоящее время этот праздник отмечается на государственном уровне. С 1996 года Дожинки в Беларуси стали проводиться как Республиканский фестиваль — ярмарка тружеников села. Первым городом, где Дожинки прошли на уровне республиканского праздника, стал г. Столин в Брестской области. В последующие годы праздник проводился в городах: Мосты, Шклов, Мозырь, Полоцк, Пружаны, Волковыск, Слуцк, Бобруйск, Речица, Орша, Кобрин, Лида, Молодечно.
Учащийся 6: слайд 17-18
Покров (Пакровы) — отмечают с 14 до 27 октября. Корни этого праздника в древнеславянском земледельческом празднике, посвященном переломному моменту в жизни природы. К нему обычно завершались все работы на поле и в саду, утеплялись жилье и хозяйственные постройки. После Покрова в крестьянской жизни начинался новый цикл работ — заготовка топлива, перевод скота на стойловое содержание и др.:
«На Пакровы дай сена карове»;
«Прыйшлі Пакровы, пытаюць, ці да зімы гатовы»;
«Святы Пакроў накрыў зямлю жоўтым лістом, мала- дым сняжком, ваду лёдам, пчалу мёдам»;
«Святы Пакроў стагі пакрыў: першы стажок драніч- камі, другі стажок саломкаю, трэці стажок белым снегам».
На праздник Покров существовали такие приметы:
«Калі да Пакрова дня снег не пакрые зямлю, то і на Каляды не будзе снегу»;
«Якое надвор'е ў дзень Пакрова, такое яно і будзе ўсю зіму да вясны»;
«Калі да Пакроў не было снегу, не будзе яго яшчэ дзве нядзелі».
Учащийся 7: слайд 19
Деды (Дзяды) — белорусский народный календарный праздник, связанный с поминовением предков (дедов). Деды отмечаются несколько раз в год. Осенние Деды (Дмитровские) — самые главные. Они отмечаются в ноябре. В центре обряда — ужин в память умерших родственников.
В этот день все домашние мылись в бане и оставляли немного воды и веник для дедов. Не жалея припасов, готовили ужин. Предков надо было хорошо угостить, а потом и повеселить, чтобы они послали урожай и блогополучие. На ритуал приглашали гостей (обычно родственников, соседей). Перед тем как сесть ужинать, хозяин три раза обходил со свечой стол, открывал окна и двери и звал по именам предков.
«Прыхадзіце, дзяды-радзіцелі, і старыя, і малыя, хто на гэтай сялібе жываў, хлеба-солі ждаў. Прыхадзіце, дзяды- радзіцелі, к свайму сталу, к нашаму прыпечку, хлеба-солі засылайце, каб было чым душы памінаць год ад году, век ад веку».
На стол ставили так называемые дедовскую рюмку и дедовскую миску, куда каждый из присутствующих отливал напитки и откладывал пищу. Во время ужина говорили только о предках, вспоминали их поступки, советы. После ужина хозяин говорил: «Святыя дзяды, вы сюды прыляцелі, пілі, елі, ляціце ж цяпер да сябе!»
Остатки блюд оставляли на столе, так как считалось, что души предков будут угощаться еще до утра. После ужина свечу тушили хлебной коркой или блинами. По поверью, если не спать ночь после ужина, то можно увидеть дедов.
Заключительное слово классного руководителя: слайд 20.
Таковы основные праздники и обряды белорусского народа, составляющие годовой круг.
В настоящее время народные праздники дополняются частушками, поговорками, городскими песнями, анекдотами и другими видами фольклора. Они проходят во всех городах и деревнях и сопровождаются играми, гуляньями, выступлениями народных музыкальных коллективов.
Таким образом, старинные обычаи, обряды и праздники сохранились до настоящего времени и играют немаловажную роль в жизни белорусского народа.
Подведение итогов. Слайд 21
1.Что такое годовой круг праздников и обрядов?
2.Назовите весенние народные белорусские праздники.
3.Какой из зимних народных праздников самый продолжительный и веселый?
Драка Галина Николаевна,
классный руководитель 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.