Классный час "Бесконфликтное общение"

  • Работа в классе
  • doc
  • 13.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Классный час бесконфликтное общение.doc
Классный час «Правила бесконфликтного общения» Цель занятия: формирование   у   учащихся   представлений   о   причинах   конфликтов,   их   классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования; воспитание толерантного отношения к представителям другой   национальности,   «чужой»   религии,   культуры,   профилактика   любых   проявлений ксенофобии.  Задачи:   развитие   научного   мышления   учащихся   через   установление   причинно­следственных связей, анализ данных; развитие учебно­исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной   деятельности;   формирование   представлений   о   процессе   возникновения конфликтов   на   примере   жизненных   ситуаций,   содействие   созданию   конструктивных отношений   через   повышение   психологической   компетентности   учащихся   по   вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций. 1. Мотивация. Просмотр и обсуждение видео отрывка. Какая ситуация показана на экране? (Ситуация  конфликта)  Преподаватель:  Правильно. Здесь показан конфликт. Сегодня мы поговорим о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми и как находить выход из сложных ситуаций, а тема звучит: «Правила бесконфликтного общения». В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам: личным, экономическим, политическим, правовым и иным.  Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако эти  отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности  и значимости для нас. Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Безусловно, нет. А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы конфликтуем дома, в школе, на улице, в  магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с  совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. В современном обществе  невозможно избежать конфликтов. А, впрочем, они нужны …Поскольку именно в споре  рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуаций,  отношений. 2. Введение в тему. Преподаватель: из­за чего чаще всего возникает конфликт? (стороны не могут договорится, а отсюда возникает конфликтная ситуация) (Далее учащиеся знакомятся с определением конфликта) Что же такое конфликт? Давайте с вами сформулируем определение конфликта, для этого мы составим небольшой кластер.  Преподаватель: мы с вами подобрали синонимы к слову конфликт, а теперь ответьте на вопрос,   может   ли   возникнуть   конфликт,   если   человек   находится   один?   (нет).   Значит, конфликт   возникает   между   двумя   и   более   людьми   или   социальными   группами.   А   что должно быть общего у данных людей или социальных групп, что бы между ними возникконфликт? (Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами). Мы с вами самостоятельно вывели определение конфликта:   конфликт   –   это   спор,   столкновение   между   двумя   и   более   людьми   или социальными группами за владение чем­то, что одинаково ценится обеими сторонами. А теперь, давайте сравним наше определение, с общепринятыми.  (На экране появляются определения конфликта).  Конфликт  –   это   спор,   столкновение   конкурирующих   сторон   (людей   или   социальных групп) за владение чем­то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт­ противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.  Преподаватель: итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий: ­ присутствие двух или более людей; ­ наличие противоположных взглядов, позиций и мнений; ­ столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений. Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из­за которых разгорается конфликт, ­ это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета. Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон.  Повод   для   конфликта  –   незначительное   происшествие,   которое   способствует возникновению   конфликта,   но   сам   конфликт   может   не   развиться.   Повод   бывает   как случайным, так и специально созданным. Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят  ряд стадий. Предконфликтная стадия ­ это период, в течение которого накапливаются противоречия. Конфликтная стадия ­ совокупность определенных действий, столкновение  противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей  противоборствующих сторон. На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения  противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально­психологической  напряженности, поиска путей для избежания аналогичной ситуации в будущем. Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом общества всегда, во все  времена существовали и будут существовать конфликтные ситуации. Виды конфликтов: ­ политические ­ экономические ­ культурные и религиозные ­ профессиональные ­ этнические Причины конфликтов:­ борьба за власть; ­ за престиж; ­ за влияние; ­ за авторитет; ­ экономическое неравенство; ­ межнациональные распри; ­ идеологическая несовместимость; ­ межконфессиональные конфликты и т.д. Функции конфликтов. Позитивные Негативные Большие эмоциональные, материальные  затраты на участие в конфликте. Сплочение коллектива при противоборстве  с внешним врагом Стимулирование к изменениям и развитию Разрядка напряженности между  конфликтующими сторонами Получение новой информации об оппоненте Увольнение сотрудников, снижение  дисциплины, ухудшение социально­ психологического климата в коллективе. Представление о побежденных группах, как  о врагах. Чрезмерное увлечение процессом  конфликтного взаимодействия в ущерб  работе. После завершения конфликта – уменьшение  степени сотрудничества между частью  сотрудников. Сложное восстановление деловых  отношений («шлейф конфликта») Снятие синдрома покорности у  подчиненных Диагностика возможностей оппонента Преподаватель: Всем известно, что любой конфликт имеет пагубные последствия. Он  всегда окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последствия». Все­таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно  для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы  вступили в конфликт со сверстником, учителем, коллегой по работе, а завтра, действуя  подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми кто вам очень  дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может навсегда … Таким образом, если человек научится достойно выходить из конфликта или  предупреждать его, то это умение он будет использовать и дома, и на улице, и на работе. Я вам хочу привести пример из истории «Однажды министр юстиции Иван Дмитриев представил Александру 1 дело об  оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал: ­ Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить – и  кончено! _ Государь! – ответил Дмитриев. – В этом деле есть важные обстоятельства. Позвольте  доложить …  Александр, подумав немного, возразил:­ Нет, Иван Иванович. Чем важнее такого рода дела, тем меньше я хочу их знать. Может  случиться, что я как император все­таки прощу, но как человек затаю злобу. А я этого не  хочу».  (Из книги «Исторические анекдоты из русской жизни». М., 2004) Преподаватель: так поступал Александр 1, чтобы избежать конфликтов, а для того чтобы  узнать, как поступаете вы проведем упражнение, которое называется «Праздничный  пирог». «Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным  тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт  небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете? Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения: 1. Откажетесь резать, попросите кого­нибудь из гостей или родных об этом, дабы  никого не обидеть. (Избегание «черепашка») 2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший.  (Конкуренция «акула») 3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление  «медвежонок») 4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и  себя. (Сотрудничество «сова») 5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот  шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса») (Сделав свой выбор учащиеся получают фигурку животного и делятся на группы. На  слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).  Стратегия поведения Конкуренция, соперничество  («акула») Сотрудничество («сова») Компромисс («лиса») Избегание, уклонение  («черепашка») Приспособление  («медвежонок») Характеристика стратегии Стремление добиться удовлетворения своих интересов в  ущерб другому. Выбор альтернативы, максимально отвечающей  интересам обеих сторон. Выбор, при котором каждая сторона что­то выигрывает,  но что­то и теряет. Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как  стремления к кооперации, так и попыток достижения  собственных целей. Принесение в жертву собственных интересов ради  интересов другого. 3. Работа в группах. Учащимся предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход  из ситуации с той точки зрения, в какой группе стратегий находятся. Ситуации. А. Ты зовешь друга (подругу) погулять, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по  телевизору. Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные  игры.В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна  тишина. Но ты не можешь без музыки. Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять. Д. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и  твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты  дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности. (После обсуждения в группах дети рассказывают всем о выбранных ими стратегиях,  проходит их обсуждение) Совместное составление памятки «Пути разрешения конфликта». 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат  от этого вы хотите получить. 2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен. 3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите  счёты. 5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте. 6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со  стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя. 9. Умейте вовремя останавливаться. 10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас. 4. Рефлексия.  Каждому участнику предлагается поделится впечатлениями о том, изменилось ли что­то в  его взглядах на конфликт. Преподаватель: Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией  отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда  возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть  нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью. Я надеюсь, что смогла помочь вам  поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Дорогие  ребята, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к  концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к …  сотрудничеству!