Классный час "Бесконфликтное общение"
Оценка 4.8

Классный час "Бесконфликтное общение"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
воспитательная работа +1
7 кл
13.06.2017
Классный час "Бесконфликтное общение"
Публикация является частью публикации:
Классный час бесконфликтное общение.doc
Классный час «Правила бесконфликтного общения» Цель занятия: формирование   у   учащихся   представлений   о   причинах   конфликтов,   их   классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования; воспитание толерантного отношения к представителям другой   национальности,   «чужой»   религии,   культуры,   профилактика   любых   проявлений ксенофобии.  Задачи:   развитие   научного   мышления   учащихся   через   установление   причинно­следственных связей, анализ данных; развитие учебно­исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной   деятельности;   формирование   представлений   о   процессе   возникновения конфликтов   на   примере   жизненных   ситуаций,   содействие   созданию   конструктивных отношений   через   повышение   психологической   компетентности   учащихся   по   вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций. 1. Мотивация. Просмотр и обсуждение видео отрывка. Какая ситуация показана на экране? (Ситуация  конфликта)  Преподаватель:  Правильно. Здесь показан конфликт. Сегодня мы поговорим о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми и как находить выход из сложных ситуаций, а тема звучит: «Правила бесконфликтного общения». В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам: личным, экономическим, политическим, правовым и иным.  Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако эти  отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности  и значимости для нас. Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Безусловно, нет. А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы конфликтуем дома, в школе, на улице, в  магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с  совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. В современном обществе  невозможно избежать конфликтов. А, впрочем, они нужны …Поскольку именно в споре  рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуаций,  отношений. 2. Введение в тему. Преподаватель: из­за чего чаще всего возникает конфликт? (стороны не могут договорится, а отсюда возникает конфликтная ситуация) (Далее учащиеся знакомятся с определением конфликта) Что же такое конфликт? Давайте с вами сформулируем определение конфликта, для этого мы составим небольшой кластер.  Преподаватель: мы с вами подобрали синонимы к слову конфликт, а теперь ответьте на вопрос,   может   ли   возникнуть   конфликт,   если   человек   находится   один?   (нет).   Значит, конфликт   возникает   между   двумя   и   более   людьми   или   социальными   группами.   А   что должно быть общего у данных людей или социальных групп, что бы между ними возник конфликт? (Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами). Мы с вами самостоятельно вывели определение конфликта:   конфликт   –   это   спор,   столкновение   между   двумя   и   более   людьми   или социальными группами за владение чем­то, что одинаково ценится обеими сторонами. А теперь, давайте сравним наше определение, с общепринятыми.  (На экране появляются определения конфликта).  Конфликт  –   это   спор,   столкновение   конкурирующих   сторон   (людей   или   социальных групп) за владение чем­то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт­ противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.  Преподаватель: итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий: ­ присутствие двух или более людей; ­ наличие противоположных взглядов, позиций и мнений; ­ столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений. Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из­за которых разгорается конфликт, ­ это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета. Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон.  Повод   для   конфликта  –   незначительное   происшествие,   которое   способствует возникновению   конфликта,   но   сам   конфликт   может   не   развиться.   Повод   бывает   как случайным, так и специально созданным. Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят  ряд стадий. Предконфликтная стадия ­ это период, в течение которого накапливаются противоречия. Конфликтная стадия ­ совокупность определенных действий, столкновение  противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей  противоборствующих сторон. На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения  противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально­психологической  напряженности, поиска путей для избежания аналогичной ситуации в будущем. Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом общества всегда, во все  времена существовали и будут существовать конфликтные ситуации. Виды конфликтов: ­ политические ­ экономические ­ культурные и религиозные ­ профессиональные ­ этнические Причины конфликтов: ­ борьба за власть; ­ за престиж; ­ за влияние; ­ за авторитет; ­ экономическое неравенство; ­ межнациональные распри; ­ идеологическая несовместимость; ­ межконфессиональные конфликты и т.д. Функции конфликтов. Позитивные Негативные Большие эмоциональные, материальные  затраты на участие в конфликте. Сплочение коллектива при противоборстве  с внешним врагом Стимулирование к изменениям и развитию Разрядка напряженности между  конфликтующими сторонами Получение новой информации об оппоненте Увольнение сотрудников, снижение  дисциплины, ухудшение социально­ психологического климата в коллективе. Представление о побежденных группах, как  о врагах. Чрезмерное увлечение процессом  конфликтного взаимодействия в ущерб  работе. После завершения конфликта – уменьшение  степени сотрудничества между частью  сотрудников. Сложное восстановление деловых  отношений («шлейф конфликта») Снятие синдрома покорности у  подчиненных Диагностика возможностей оппонента Преподаватель: Всем известно, что любой конфликт имеет пагубные последствия. Он  всегда окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последствия». Все­таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно  для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы  вступили в конфликт со сверстником, учителем, коллегой по работе, а завтра, действуя  подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми кто вам очень  дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может навсегда … Таким образом, если человек научится достойно выходить из конфликта или  предупреждать его, то это умение он будет использовать и дома, и на улице, и на работе. Я вам хочу привести пример из истории «Однажды министр юстиции Иван Дмитриев представил Александру 1 дело об  оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал: ­ Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить – и  кончено! _ Государь! – ответил Дмитриев. – В этом деле есть важные обстоятельства. Позвольте  доложить …  Александр, подумав немного, возразил: ­ Нет, Иван Иванович. Чем важнее такого рода дела, тем меньше я хочу их знать. Может  случиться, что я как император все­таки прощу, но как человек затаю злобу. А я этого не  хочу».  (Из книги «Исторические анекдоты из русской жизни». М., 2004) Преподаватель: так поступал Александр 1, чтобы избежать конфликтов, а для того чтобы  узнать, как поступаете вы проведем упражнение, которое называется «Праздничный  пирог». «Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным  тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт  небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете? Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения: 1. Откажетесь резать, попросите кого­нибудь из гостей или родных об этом, дабы  никого не обидеть. (Избегание «черепашка») 2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший.  (Конкуренция «акула») 3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление  «медвежонок») 4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и  себя. (Сотрудничество «сова») 5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот  шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса») (Сделав свой выбор учащиеся получают фигурку животного и делятся на группы. На  слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).  Стратегия поведения Конкуренция, соперничество  («акула») Сотрудничество («сова») Компромисс («лиса») Избегание, уклонение  («черепашка») Приспособление  («медвежонок») Характеристика стратегии Стремление добиться удовлетворения своих интересов в  ущерб другому. Выбор альтернативы, максимально отвечающей  интересам обеих сторон. Выбор, при котором каждая сторона что­то выигрывает,  но что­то и теряет. Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как  стремления к кооперации, так и попыток достижения  собственных целей. Принесение в жертву собственных интересов ради  интересов другого. 3. Работа в группах. Учащимся предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход  из ситуации с той точки зрения, в какой группе стратегий находятся. Ситуации. А. Ты зовешь друга (подругу) погулять, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по  телевизору. Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные  игры. В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна  тишина. Но ты не можешь без музыки. Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять. Д. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и  твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты  дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности. (После обсуждения в группах дети рассказывают всем о выбранных ими стратегиях,  проходит их обсуждение) Совместное составление памятки «Пути разрешения конфликта». 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат  от этого вы хотите получить. 2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен. 3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите  счёты. 5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте. 6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со  стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя. 9. Умейте вовремя останавливаться. 10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас. 4. Рефлексия.  Каждому участнику предлагается поделится впечатлениями о том, изменилось ли что­то в  его взглядах на конфликт. Преподаватель: Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией  отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда  возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть  нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью. Я надеюсь, что смогла помочь вам  поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Дорогие  ребята, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к  концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к …  сотрудничеству!

Классный час "Бесконфликтное общение"

Классный час "Бесконфликтное общение"

Классный час "Бесконфликтное общение"

Классный час "Бесконфликтное общение"

Классный час "Бесконфликтное общение"

Классный час "Бесконфликтное общение"

Классный час "Бесконфликтное общение"

Классный час "Бесконфликтное общение"

Классный час "Бесконфликтное общение"

Классный час "Бесконфликтное общение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017