Классный час "Что означают наши имена"
Оценка 5

Классный час "Что означают наши имена"

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
2 кл
01.04.2017
Классный час  "Что означают наши имена"
Классный час рассчитан на учащихся школьного возраста. При подготовке к этому внеклассному мероприятию дети смогут активно вести исследовательскую деятельность, пополнить свои знания. Целью классного часа является знакомство учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения марийцев, а также других народов.
классный час.docx
Классный час по теме: "Что означают наши имена" Цели: 1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения марийцев. 2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу,  любознательность и самостоятельность. 3) Воспитывать национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и  поступки, чувство патриотизма. Форма проведения: Час общения. Оборудование: 1) Аудиозапись песни  2) "Ромашка" с именами учащихся. 3) Плакаты с высказываниями: "Из людей не бывает никто безымянным" (Гомер). "Назвать человека, дать ему имя, преодолеть хаотическую текучесть жизни – значит  сделать мир осмысленным" (А. Ф. Лосев). Подготовительная работа: 1) Каждый учащийся класса подготовил сообщение о значении и происхождении своего  имени, узнал у своих родителей почему они дали ему именно такое имя. 2) Девочки класса провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие  имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места. 3) Учащиеся подготовили "ромашку" со своими именами. План 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Вступительное слово учителя. Как возникли личные имена. Что означают наши имена. Нравятся ли вам ваши имена? Имянаречение. Итоги школьного социологического исследования. Викторина "Имена". Зачем человеку имя? Верна ли поговорка "Не имя красит человека, а человек имя"? Подведение итогов. 1. Вступительное слово учителя. Содержание часа общения "Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда­то, в бесконечно   далеком   прошлом   не   существовало   разделения   на   имена   собственные   и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих. Первоначально   в   личных   именах   закреплялись   какие­то   отличительные   признаки называемого   (конечно,   привести   примеры   можно   только   несравнимо   более   поздние,   – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что­либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор),   отношения   родителей   (Ждан,   Неждана,   Забава,   Милава   и   др.).   Эти   имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени   к   ним   возвращались,   повторяли   в   честь   предков,   и   они   переходили   в   разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты. 2. Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя,  какие имена частоупотребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как  происходит имянаречение. Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают  и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах). 1.   Эдита ­ переводится со староанглийского как ­ !владение боем". Анастасия­ переводится с древнегреческого как ­ "воскресшая" ("возвращенная к жизни"). Роман. Происходит от латинского слова "романус", переводится как римский, римлянин. Артемий. "Летние" ­ более спокойны и терпеливы к мнению других, хотя и увлекающиеся  натуры. Они заботятся о слабых, любят животных. Кирилл ­ от греч.  Κύριλλος , «властный, сильный, могущественный».. Максим ­ от лат. maximus, что значит «величайший». Никита­ от греч.  Νικήτας , «победитель». Народный вариант имени Никифор.    Дмитрий­   Имя   Дмитрий   происходит   от   древнегреческого   слова   "деметрисс''   ­ принадлежащий Деметре. (В античной мифологии Демстра ­ богиня земли и плодородия). Александр – древнегреческое "защитник людей".  Алексей. Древнегреческое алексиа – "защита, помощь", то есть Алексей – "оберегающий".. Николай. В переводе с древнегреческого – "победитель народов".  3. В ответах на вопрос анкеты "Нравится ли вам ваше имя?" некоторые из опрошенных  ответили отрицательно. Всего было опрошено 84. Из них ответили отрицательно – 8  человек. А семидесяти шестым – сове имя нравится. 4. Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику   желали:   "Будь,   как   отец,   крепок,   силен,   трудолюбив,   гож   пахать,   сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать". Под стать этим пожеланиям должно быть и имя. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю   жизнь,   обладает   определенной   таинственной   силой,   которая   может   ему   помочь,   а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех. Естественно,   верили   и   надеялись,   что   благопожелания   исполнятся,   и   новый   член   рода будет со временем достойным представителем. В прошлом у марийцев семьи были многодетными. Только семья, имеющая много детей, считалась счастливой. По представлениям марийцев, характер будущего ребенка зависел от поведения матери в момент первого шевеления плода. В зависимости от того, на кого беременная   посмотрит   в   этот   момент,   таким   по   характеру   и   внешнему   виду   якобы   и становился   будущий   ребенок.   Это   был   очень   важный   момент   в   период   беременности женщины, и ему придавалось особое значение. Поэтому существовало поверье, согласно которому смотреть в этот период нужно было на хорошего во всех отношениях человека, чтобы «ребенок перенял положительные качества». Судьбу   новорожденного   пытались   определить   по   некоторым   приметам   уже   в   день   его рождения.   Если   он  родился   в  «рубашке»   (околоплодная  пленка)   или   в   «колпаке»,   его ожидала счастливая судьба.  Новорожденному старались как можно быстрее дать имя, так как боялись, что ребенок, умерший без имени, не найдет свое место на том свете, т.е. душа его будет блуждать. Имя, которое дали малышу сразу же после рождения, являлось временным. Его произносила бабушка­повитуха во время первого купания. У некрещеных марийцев имя определяли по тому дню, в который он родился. Например, если он появился в четверг (изарня), то давали имя «Изерге», в пятницу (кугарня) – «Кугерге», в субботу (шуматкече) – «Шумат». Постоянное имя новорожденному давали через три­четыре дня после родов, его могла выбирать та же бабка­повитуха. В прошлом имя ребенка могли определять по созвучию с именем матери или отца. Если мать звали Лыставий, то дочери могли дать имя Лыстанай. Марийцы­язычники применяли оригинальные способы имянаречения. Имя определял карт – языческий жрец. В одном случае он быстро произносил пришедшие на ум имена, высекая при этом огонь из кремния. При произнесении какого имени загорался трут, тем именем и нарекал новорожденного. Жрец иногда брал ребенка в руки в тот момент, когда он плакал и перечислял имена. Считалось, что при подходящем имени ребенок переставал плакать. Чтобы   определить   нужное   имя,   иногда   перед   тем,   как   ставить   хлеб   в   печь,   каждому караваю давали имя. По имени лучше испекшегося каравая и нарекали ребенка.  Марийские языческие имена и в настоящее время частично сохранились у некрещеных марийцев старшего поколения (особенно среди восточных марийцев). В некоторых семьях марийской интеллигенции с 80­х годов ХХ века интерес к истинно марийским именам заметно стал расти. В прошлом крещеные марийцы также старались быстрее дать имя новорожденному и с этой целью крестили детей в церкви через одну­две недели после рождения, нарекая именем по христианскому имениннику. Нередко у детей существовали два имени: одно, полученное при рождении, во время мытья в бане, другое – во время крещения. У луговых марийцев бытовал обычай домашнего крещения – родители передавали ребенка крестным через стол, читая молитву. Этот обычай получил широкое распространение в послевоенный период в связи с закрытием церквей. С   появлением   христианства   на   Руси   имянаречение   стало   привилегией   церкви,   то   есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило   на   восьмой   день,   но   иногда   в   сороковой   день.   Имя   нарекали   чаще   всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения. При   крещении   на   новорожденного   надевали   крест   медный,   серебряный   или   золотой, который на нем оставался всю жизнь. Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние. Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден. У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг. Такая традиция была и у татар. Мы говорили об имянаречении у русского народа, но на территории нашей республики – Республики Марий Эл живут и татары, исповедующие ислам. В старые времена мулла наугад открывал Коран и предлагал имя, которое видел. Сейчас имя выбирают родители. Мулла же проводит ритуал имянаречения. Кроме того, у нас в республике немало семей национально­смешанных. В основном это семьи, где отец татарин, а мать русская или наоборот. Именики народов несхожи. Поэтому родители дают детям, в большинстве, имена интернациональные (Эдуард, Альберт) или новые   как   Светлана,   имя,   которое   стало   употребляться   с   20­х   годов   XX   столетия.   В некоторых семьях детям дают и русские, и татарские, и марийские  имена. 5. Наши девочки провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили,  какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же  имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места.  Познакомимся с этой информацией. Первая ученица. Всего в нашей школе 67 мальчиков. На первом месте – имена Кирилл, Дима (5 человек). На втором месте – Роман, Максим, Никита, Андрей (по 4 человека). На третьем месте – Николай, Саша, Вова, Артемий (3 человека). Всего 12 мальчиков в школе с единственными именами. Вторая ученица. Всего в школе 52 девочек. На первом месте – имена  Настя, Виктория, Кристина (по 3 человека). На втором месте имена: Таня, Алина, Анна, Ангелина, Надя, Диана (по 2 человека). 31 девочек с единственными именами. 6. Викторина "Имена". 1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов. (Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское,  Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа –  португальское, Джон – английское, Юхан – финское). 2) Назовите имена былинных богатырей. (Алеша, Добрыня, Никита, Илья). 3) Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван­да­марья,  Иван­чай, Лилия, Роза и др.). 4)Бог не Ермошка – видит немножко. Купила бабуся бусы Марусе. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Один про Фому, а другой про Ерёму. На бедного Макара все шишки валятся. Хороша Маша, да не наша. 5.Прочитать скороговорки, в которых встречаются имена. 1. . Милая Мила мылась с мылом. Намылилась, смыла – так мылась Мила. 2. Боря Ире дал ириску Ира Боре – барбариску.  6. "Зачем человеку имя?" Послушаем некоторые ответы (учащиеся высказывают свое  мнение). Зачем человеку имя? Мы отвечаем уверенно: "Чтобы отличить одного человека от  другого". 7. Верна ли поговорка " Не имя красит человека, а человек имя"? (Учащиеся высказывают  свое мнение). 8. В конвертах находятся слова, из которых нужно составить фразу: “Имя у тебя одно. Навсегда оно дано. Жизнь длинна, и оттого Ты побереги его”. Сегодня мы убедились, что у каждого из вас благозвучные имена. Кому­то не нравилось  свое имя, потому что оно единственное в школе или даже в селе, или это имя вы считали  некрасивым. Однако люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и  поступкам. 9. Подведение итогов.   Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда  остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на  земле. Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем­то  хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена. И великие – не исключение. Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный,  Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мертвый след подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных,  Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Нов день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я… (А.С. Пушкин, 1830 г.) Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек,  который отличен от всех других, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек  так часто, как свое имя. Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя  связывает нас с нашей малой и большой родиной. Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно  слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания,  слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя. Звучит аудиозапись песни "Позови меня тихо по имени".

Классный час "Что означают наши имена"

Классный час  "Что означают наши имена"

Классный час "Что означают наши имена"

Классный час  "Что означают наши имена"

Классный час "Что означают наши имена"

Классный час  "Что означают наши имена"

Классный час "Что означают наши имена"

Классный час  "Что означают наши имена"

Классный час "Что означают наши имена"

Классный час  "Что означают наши имена"

Классный час "Что означают наши имена"

Классный час  "Что означают наши имена"

Классный час "Что означают наши имена"

Классный час  "Что означают наши имена"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017