Цель: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями «сострадание», «добро», «милосердие».
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представление о различных вариантах человеческого общения;
• Ознакомить учащихся с базовыми нравственными категориями «добро», «зло».
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес учащихся;
• Повышать активность учащихся.
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; ответственность, чувство долга
• Формировать социально одобряемые формы поведения.
Классному часу предшествовала большая работа: дети учили стихи, искали пословицы и поговорки о доброте, репетировали сценки, разучивали песни. На мероприятие были приглашены родители.
КЛАССНЫЙ ЧАС.doc
МБОУ «Первомайская СШ»
Шумячский район Смоленская область
КЛАССНЫЙ ЧАС ДИСКУССИЯ
«СПАСЁТ ЛИ МИР ДОБРОТА?»
Негря Лариса Леонидовна
С.Первомайский Цель: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с
понятиями «сострадание», «добро», «милосердие».
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о различных вариантах
человеческого общения;
Ознакомить учащихся с базовыми нравственными
категориями «добро», «зло».
Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся;
Повышать активность учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
ответственность, чувство долга
Формировать социально одобряемые формы поведения.
НА ДОСКЕ:
Худо тому, кто добра не делает никому. (русская пословица)
Твори добро, чтобы, любя, добро тебя нашло,
Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живет! (Шота Руставели)
Парты стоят полукругом.
Звучит тихая музыка (М.И.Глинка «Васльсфантазия»).
Слово классного руководителя:
I.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло вершится без труда,
Добро творить трудней.
(Фаррухи — Абул Хасан ибн Джулух Фаррухи Систани)
Сегодня мы с вами поведём разговор о доброте, постараемся дать ответ на
главный вопрос нашей дискуссии: «Спасёт ли мир доброта?»
II. Работа с понятием «доброта»
Прочитайте высказывания на доске. Что же такое доброта?
Ответы учеников.
Слово ученицы:
Доброта – это нравственная ценность. Признаками доброты является чуткость,
отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку. Все эти
человеческие качества мы можем заменить одним словом «доброжелательность».
Слово составлено как бы из двух: «добро» и «желание». Следовательно, основа значения слова – желание другим добра. Человек доброжелательный, желающий
доброго другим, и ведёт себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым,
жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой,
проявлением внимания и заботы. Чтобы быть доброжелательным, необходимо
уважение к людям, контроль за своим поведением, искренность, сердечность,
простота.
III.
Сценка «Камень за пазухой».
Беседа по вопросам:
Как вы оцениваете поведение Вовы?
Почему сценка называется «Камень за пазухой»?
Какие качества проявили ребята по отношению к мальчику?
IV. Тесты на «доброту»
Давайте попробуем проверить себя и ответим на несколько вопросов:
Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?
Сколько раз и кому уступил дорогу?
Сколько раз и кому нагрубил или удержался от грубости?
Сколько раз ты называл по фамилии своего одноклассника?
Кому ты помог и чем?
Слово классного руководителя:
Поздороваться важно со своими близкими, одноклассниками, уступить дорогу
девочке, старшему. Грубить нельзя даже сверстнику, если ты и раздражён.
Доброта включает в себя доброжелательность как составную часть. Когда мы
говорим «добрый человек», то имеем в виду качество характера, характеристику
человека в целом, его позицию в жизни.
А вот позиции героевмультфильма.
V.
Просмотр мультфильма «Как аукнется, так и откликнется»
Беседа:
Как вы оцениваете поведение героев?
Кто вам понравился? Почему?
Какие поступки героев вы не одобряете? Почему?
Может быть, вы узнали в них когото из своих знакомых?
Как бы поступили вы?
VI.
Проблемные ситуации.
1. Слово классного руководителя:
Л.Н.Толстой писал: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».
Давайте представим себе ряд обычных ситуаций. Как вы поступите?
В класс вошла девочка с заплаканными глазами…
Ты стоишь в очереди, сзади старушка с тросточкой, тяжело дышит,
вытирает пот… Вы всем классом отправились в поход, у одного мальчика очень тяжёлый
рюкзак, он всё время отстаёт…
У тебя день рождения. Родители подарили ноутбук, бабушка связала
тёплый свитер, сестра новую игру подарила. А друг принёс открытку…
На улице ты встретил мужчину, который просит показать дорогу к аптеке, а
ты опаздываешь в школу и очень торопишься…
В гардеробе первоклассница никак не наденет ранец. Старшеклассники
хохочут, глядя на неё…
Остановка автобуса. Пошёл сильный дождь. Ты раскрыл зонтик. Рядом
человек без зонта…
Девочка, которая выше тебя ростом, пригласила на танец…
Сосед по квартире потерял ключ, ждёт на лестнице маму, которая вернётся
через час…
Вы на физкультуре. Тебе мячом попали в ногу, очень больно…
В классе есть мальчик, которого почемуто все не любят…
Учитель был не строг, дети пользовались этим и на уроке занимались
своими делами…
Аня часто злилась на своих родителей за то, что они её постоянно
воспитывают, ругают. Она грубила им и демонстрировала своё
неподчинение. Как поступить родителям и Ане, чтобы наладить
отношения?
Слово классного руководителя:
В основе ваших размышлений лежало сочувствие, доброта, желание помочь. Я
верю, что вы были искренними и так будете поступать в сложных жизненных
ситуациях, стараясь понять другого человека.
2. Стихотворение А.Яшина читает ученик:
Чье сердце смягчил?
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?
3. Прослушивание «Песенки о доброте».
4. Верите ли вы в добро?
Мнение классного руководителя: Я, например, верю в человека и добро. В этом
истина и мудрость жизни, и только добрые человеческие дела продолжают жить и
остаются навсегда в сердцах людей. Истоки доброты – в человеческих делах, в
человеке. А где начало этого? В детстве? В этом первом опыте отношений к людям
и всему окружающему, который вы приобретаете, входя в жизнь. В чём первые
ростки добра у маленького человека? В умении поделиться, пожалеть, уступить,
посочувствовать.
Мнения учеников. VII.
Сценка «Ох и жадина»
Беседа:
Как вы оцениваете поведение девочек?
Кто из героев вам понравился? Почему?
Может быть, вы узнали в них когото из своих знакомых?
Как бы поступили вы?
Стихотворение читает ученик:
Не обижай людей – придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чьято.
Ты будешь, ближними любим
И познаешь радость доброты,
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь.
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь – это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви. (Рудак Абу Абдаллах Джараф)
VIII. Отрывки из рассказа Платонова «Юшка» (читает учитель и два ученика)
Учитель: «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и
бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые,
как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».
Вопросы:
Из какого произведения этот отрывок?
Как зовут главного героя?
Как относились к нему дети?
Как старик объяснял поведение детей и взрослых?
Почему так бедно жил Юшка?
1й ученик: «Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на
ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним: — Чего ты
землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее
бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться... И здесь Юшка осерчал в ответ —
должно быть, первый раз в жизни.
— А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону
родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
— Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой
равнять, юрод негодный!
— Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны...
— Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь,
разговорился, я тебя выучу уму! Замахнувшись, прохожий с силой злобы
толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. — Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай. Полежав, Юшка
повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.
2 й ученик: «Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной
мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во
тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр
вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он
опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что
земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.
— Помер, — вздохнул столяр. — Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали
тебя люди, а кто тебе судья!..
Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело
Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли
проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и
потешался над ним и мучил его при жизни».
Прослушивание песни «Звон, колокольный звон»(Олег Скобля)
Вопросы классу:
О чём вы задумались, слушая песню?
Какие выводы сделали для себя?
Как оцениваете поведение героев рассказа?
Есть ли примеры из нашей жизни, подобные этой истории?
А как мы поступаем в таких ситуациях?
Вы изучали библейские сказания. Вспомните заповеди Христа.
Пословицы и поговорки по теме (индивидуальное задание ученицы).
Какие пословицы вам понравились больше всего? Почему?
Все ли выражения вам понятны?
Какие пословицы можете вспомнить вы?
IX. Выводы, обобщения, рефлексия.
Какие качества человека высмеивались в представленных сценках?
Что вы захотели изменить в себе, размышляя над проблемами общения
людей?
О чём заставили задуматься пословицы и поговорки?
Что вам захотелось сделать, чтобы мир стал добрее?
Как вы ответите на вопрос нашей дискуссии: «Спасёт ли мир доброта?»
Слово классного руководителя: Не бывает только плохих или только хороших
людей. В каждом из нас есть и плохое, и хорошее. Важно, что перетягивает. И если
каждый из нас будет стремиться к тому, чтобы хорошего всётаки было больше, мы с
уверенностью можем сказать: «Да, доброта спасёт мир».
Стихотворение А.Дементьева читает ученик:
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь. Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, — так и остался хамом.
Этот вот — от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Песня «Дорога добра» (все вместе)
Классный час-дискуссия "Спасёт ли мир доброта?"
Классный час-дискуссия "Спасёт ли мир доброта?"
Классный час-дискуссия "Спасёт ли мир доброта?"
Классный час-дискуссия "Спасёт ли мир доброта?"
Классный час-дискуссия "Спасёт ли мир доброта?"
Классный час-дискуссия "Спасёт ли мир доброта?"
Классный час-дискуссия "Спасёт ли мир доброта?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.