Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"
Оценка 4.6

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
классное руководство
Взрослым
19.05.2017
Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"
Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности" предназначен для студентов педагогических колледжей, но может быть интерпретирован и проведен для студентов других специальностей. На занятии разбираются понятия духовность и нравственность, пять золотых правил. Притча "Отец и сын", помогает понять главные качества любого человека. Предлагается работа со статьей, составление кластера, знакомство с пословицами и поговорками.Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"
Духовность и нравственность.кл. час.doc
Духовность и нравственность  основа педагогической деятельности.    Задачи: 1. раскрыть и формировать понятия духовность и нравственность; 2. показать: ­  роль педагога в формировании главных человеческих ценностей – нравственности  и духовности; ­духовность и нравственность – главные качества любого человека. Притча. Молодой жизнерадостный человек пришел к отцу и говорит: ­ Отец, порадуйся со мной, я поступил в университет. Я буду юристом! Наконец­то я  нашел свое счастье! ­ Очень хорошо, сын мой, – ответил отец, – значит, ты хочешь теперь усердно учиться. Ну а что потом? ­ Через четыре года я защищу на отлично диплом и покину университет. ­ И что же дальше? – не отступал отец. ­ Потом я буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать самостоятельным  адвокатом. ­ А дальше? ­ А потом я женюсь, создам семью, буду растить и воспитывать детей, помогу им  выучиться и получить хорошую профессию. ­ А дальше? ­ А потом я пойду на заслуженный отдых – буду радоваться счастью своих детей и  покоиться в доброй старости. ­ Что же будет потом? ­ Потом? – юноша на минуту задумался. – Да, вечно никто на этой земле не живет. Потом  мне нужно будет, наверное, как и всем людям, умереть. ­ А что потом? – спросил старый отец. – Дорогой сын, что же будет потом? – дрожащим  голосом проговорил отец. Сын еще больше задумался и сказал неуверенно: ­ Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное…    ­Что главное забыл юноша?  ­ О каких человеческих качествах вы проговорили в ходе обсуждения вопроса?    Сообщение темы классного часа  «Духовность и нравственность  основа педагогической деятельности».    ­ Объясните слово нравственность?   Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества,  необходимые человеку в обществе, а а также выполнение этих правил, поведение (С. И.  Ожегов)    ­ Объясните  слово духовность?   Духовность – 1. Сознание, мышление, психические способности, то что побуждает к  действиям, к деятельности, начало определяющее поведение,  действия.  3. Внутренняя моральная сила (С. И. Ожегов) ­ Внимательно прочитайте еще раз определения и скажите,  есть ли связь между двумя этими словами – духовность и нравственность?      Вывод: Духовность и нравственность  ­ это два взаимосвязанных понятия, которые определяют прежде всего правила проведения человека в обществе, душевные (внутренние) качества   самого   человека.   Нравственность   характеризует   личность   человека,   его социальную сущность.      Как понимаешь высказывание. Студентам предлагаются цитаты о нравственности великих людей. Они их читают и комментируют (приложение 2).         В   нашем   современном   обществе,   чтобы   устоять   от   соблазнов,   выжить   в   столь непростое время необходимо быть духовно и нравственно крепким. Особенно   важно   быть   духовно   и   нравственно   крепким   педагогу.   Как   вы   думаете почему?        Вывод:  На первом месте в духовно – нравственном воспитании стоит личность учителя и особенно личность первого учителя. Один старец по словам Б. Ничипорова сказал: « Сейчас такое время, что учить не нужно, Нужно показывать». « Учитель, исполни делом, чему учишь» ­ говорили древние». Мы ничего не сможем изменить в другом человеке, если сами не будем следовать тому, к чему его призываем. Родители, педагоги, депутаты теряют в глазах детей, молодежи да и вообще всех людей авторитет, доверие к их словам, если они расходятся с делами, не подкрепляются их образом жизни.        Работа в группах.  Составить кластер.  Составные  духовности и  нравственности. (приложение 1) (предлагается фрагмент (1) статьи директора ЧПК, кандидата философских наук , Л. С.   Жгун   «Духовно   нравственное   воспитание   как   основа   качественной   подготовки современного учителя»;   фрагменты (2) различных статей) Студенты озвучивают кластеры    Знакомство с золотым правилом.  (приложение 3) Какова мораль золотого правила? ­ Господство разума над аффектами. ­ Стремление к высшему благу. ­ Добрую волю. Бескорыстие мотивов. ­ Способность жить в человеческом общежитии.  ­ Взаимность отношений. ­ Добродетель.  Интервью с гостями – педагогами.                                                                                                                 Ученик читает отрывок стихотворения Г. Куприна Учит трудиться, думать смело, Шагать. Дороги хороши… Нет в мире радостнее дела, Чем воспитание души! Наставникам – стихи и песни, Сверканье вдохновенных строк Мудрейшей изо всех профессий,  Величью званья: «ПЕДАГОГ»                                                                                                                                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 1    Без   духовно­нравственного   воспитания   невозможно   быть   культурным   и образованным человеком, понимать смысл многих литературных и музыкальных  произведений, нельзя развить высоконравственную гражданскую позицию, пробудить чувство патриотизма, осознать необходимость жить нравственно. Перед  учителями стоит задача нравственного просвещения учащихся, привития им культурного иммунитета, обеспечения духовно­нравственной безопасности  детей.      Нынешнее молодое поколение совсем забыло о милосердии, о том, что многие  нуждаются в помощи и сочувствии. Дети ещё не определили свой путь, поэтому, прежде всего, необходимо беречь их души и стараться оградить от дурного влияния  общества. Ведь именно дети являются будущим человечества, и жизнь на планете будет зависеть от них, от их поступков, их отношения к окружающим.       Судьба будущей России лежит в руках русского учителя, преданного делу, способного  не только обучать, но и духовно воспитывать. История последних лет показала нам, что  образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать в  детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным  ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре, языку, заботу о его будущем. Современный учитель должен быть, прежде всего, нравственным, культурным,  укорененным в отечественной традиции. При этом учитель должен быть не агрессивен к  инакомыслию, терпим, а преподавание должно вестись на языке человеческом и  уважительном. Но нужно помнить, что главным качеством учителя, которое должно лежать в основе всей его педагогической деятельности, должна быть любовь. Только тот учитель,  который в полной мере обладает этими качествами, будет вести себя с детьми как родной,  а не как чужой человек. Он не будет тяготиться детьми, общение с которыми является для  него радостью.     Изначально сущность, основное назначение нравственного воспитания заключается в  формировании духовного стержня человека — его внутреннего, духовного мира, который  проявляется в системе его эмоционально­ценностных отношений к окружающему миру и к  самому себе. Духовность,— качественная характеристика сознания и самосознания  личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность  выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром:  чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром  значение слова «дух» — (лат. spiritus) — дуновение, тончайший воздух, дыхание.       Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали  общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и  поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться  на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который  руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом  нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с  тобой». Духовные истоки нравственности лежат не в прагматичной сфере «общественного  договора», а в сфере любви к человеку и   Богу, благоговения перед жизнью и другими  высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность,  погубить свою душу. Итак, «духовно­нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка  как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного,  целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально­сердечного)  воздействия педагога на духовно­нравственную сферу личности, являющуюся  системообразующей ее внутреннего мира.                                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 1   Из  выступление директора Черемховского педагогического колледжа,  кандидата философских наук, Людмилы Сергеевны Жгун перед  преподавателями школ г.Черемхово на открытии учительской конференции в  рамках четвёртого городского фестиваля "Золотые купола России". ….Изучив труды известных философов, психологов, педагогов: В.В. Зеньковского, К.Д.  Ушинского, Н.И. Пирогова, И.А. Ильина, мы пришли к убеждению, что нравственность  духовна, поэтому она добродетельна. «Сознательно или бессознательно, тайно или явно, но «нравственное» оказывается «двигателем всех человеческих дел». Атрибуты духовности выступают как ценностные ориентиры человеческих действий,  направляют нашу активность, формируют интересы не только участников  образовательного процесса, но и всех людей. Утверждение С.И.Гессена, что «...могущество  индивидуальности» коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического  механизма, а в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа человека в  процессе его образования и которые просвечивают в них как задания его творческих  устремлений». Полностью отражается в наших с вами делах.     Характерно, что наш коллектив в течение этих лет переосмыслил многое и  рассматривает духовность как нравственный императив, как критерий нравственной  зрелости, определяющий служение человека обществу, исполнение гражданского долга.  Мы убедились, что в гражданском выражении духовность обладает свойствами, признание  и развитие которых являются составной частью гармонизации социальных отношений. Ведя подготовку по социальным специальностям и дополнительным подготовкам, таким  образом, мы подошли к раскрытию к сущности социального образования, смогли выделить  важную особенность этого образования — его духовность, тесно связанную личностными  свойствами и ценностями, находящимися за пределами индивидуальной и личной выгоды.   Ориентация студентов на духовные общечеловеческие ценности в контексте указанных  позиций и идей реализует сущностные потребности личности в самосознании своего  внутреннего духовного мира, преобразовании себя в движении к высшим духовным и  нравственным ценностям: любовь к Отечеству, Родине, ближнему, к своему народу,  уважение к его традициям, культуре, истории, уважение к другим нациям и народностям,  служение профессиональному долгу, самоценность личности каждого человека,  милосердие и отзывчивость, сострадание, сопричастность ко всему происходящему в  окружающей жизни, верность и преданность истине, добру и красоте, свобода, которая  должна привести к добру и ответственному самостоятельному выбору своей гражданской  позиции, совестливость, доброжелательность и трудолюбие, великодушие и скромность.     Для нас стали возможным следующие пути реализации процесса движения личности  студента к духовным и нравственным ценностям: интеграция учебных дисциплин с  акцентом на их ценностное содержание; решение и углубление поливариативного  содержания знаний о сущности и целостности личности, где духовность является  системообразующей самой целостности, о месте личности в структуре человеческих отношений; свобода выбора, поиска, оценки, проекции ценностей во всех видах  деятельности и общения в целенаправленно организуемых ситуациях, что создает условия  для механизмов ориентации личности студента. При этом актуализируются, в первую  очередь, такие ценностные установки как гуманистический критерий взаимодействия  студента и преподавателя, который определяется ориентацией преподавателя на признание многомерности и ценности личности каждого студента, его прав на свободу выбора  ценностей в деятельности и общении; желание педагога способствовать расцвету  индивидуальности студентов; стремление преподавателя поставить студента в позицию  осмыслении ценностей мира, выделения высших духовных…… 2                                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Пословицы, афоризмы, цитаты, высказывания о нравственности и духовности ­  Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей  разума. Её мерило — не слова, а практическая деятельность. /Белинский/ *     Теоретическая нравственность, открывающаяся в одних системах и словах, но не  говорящая о себе как дело, как факт, выходящая только из созерцаний ума, но не имеющая  глубоких корней в сердце, ­ такая нравственность стоит безнравственности. /Белинский/ *   Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, ­ ничего, чем человек есть человек. /Белинский/ ­ Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы (Менадр) ­  Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то  добродетельно, то пороком. / Вовенарг/ *     Нравственность — это разум воли. / Гегель/ *       Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки — счастье  наибольшего числа людей. / Гельвецкий/ *     Нравственность   —   это   вечная   попытка   примирения   наших  личных потребностей. /Гёте/ *    Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об  обязанностях, вытекающих из этих отношений. /Гольбах/ *    Нравственность — это направление воли на цели общие, всемирные. Безнравственен тот,  кто действует для частной цели. Нравственен тот, чья цель может быть поставлена целью  всех разумных существ.                                                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Золотое правило нравственности.     Древние источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем человеке, который  ходил к разным просвещенным людям и просил их изложить содержание священных книг столь  сжато, чтобы эту мудрость можно было почерпнуть, стоя на одной ноге. Наконец он пришел с  этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилону. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай  никому того, что ты не хочечь, чтобы было сделано тебе».     Вопрос:    Почему    изречение    Хилона    называют    «золотым    правило? нравственности»? Золотое правило нравственности это фундаментальное правило нравственности. Оно возникло в середине первого тысячелетия до нашей эры. Проявляется независимо в разных культурах:  Древнекитайской (Конфуций); Древнеиндийской (Будда); Древнегреческой (Семь мудрецов).      Свое название золотого оно получило в западноевропейской духовной традиции Евангелие от  Матвея: «И та во всей, как вы хотите, чтобы, с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними,  ибо в этом закон и пророки» (Мф,, 7:12). Евангелие от Луки « и вы как хотите, чтобы с вами  поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.,6:31). Золотое правило определяет мораль как: ­    Господство разума над аффектами, ­    Стремление к высшему благу. ­    Добрую волю. ­    Бескорыстие мотивов. ­    Способность жить в человеческом общежитии. ­    Взаимность отношений.  ­    Добродетель. ПРИЛОЖЕНИЕ 4   Памятка по созданию кластера      Кластер (гроздь) (по Гудлат) предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.     В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся  логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного  конспекта по изучаемой теме.    Данный прием позволяет каждому студенту выйти на собственное целеполагание,  выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только  активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости  от поставленной цели.     Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается. Алгоритм создания кластера: 1.  Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на  классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма. 2.    Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с  данной темой. 3.    По мере того, как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те  связи между идеями, которые вам кажутся подходящими. 4.    Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум, пока не закончится время или пока не будут исчерпаны все ваши идеи. При этом студентам рекомендуем соблюдать несколько основных правил: 1.   Записывайте все, что приходит вам на ум. Не судите о качестве этих мыслей, просто  записывайте их. 2.    Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо. 3.    Не переставайте писать, пока не выйдет время. Если идеи вдруг перестанут приходить  вам на ум, то порисуйте на бумаге, пока у вас не появятся новые идеи.                          Литература:  1. Е.В. Базаркина «Беседы о нравственности для старшеклассников», Издательство  «Учитель»,  Волгоград 2006 2. И. А. Тисленкова «Нравственное воспитание в средней школе» Издательство  «Учитель»,  Волгограрад. 3. Р. Янушкявичюс «Основы нравственности», ПРО –ПРЕСС,  Москва 2000 4. Статья директора Черемховского педагогического колледжа, кандидата философских  наук, Людмилы Сергеевны Жгун перед преподавателями школ г.Черемхово на открытии  учительской конференции в рамках четвёртого городского фестиваля "Золотые купола  России". «ЧЕРЕМХОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ОГОУ СПО Классный час:  «Духовность и нравственность                         основа педагогической деятельности». Преподаватель: Скибо Н. В.                                                      ЧЕРЕМХОВО 2010

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"

Классный час: "Духовность и нравственность - основа педагогической деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2017