Классный час "Фантазия" для начальной школы.Цели: - познакомить детей с понятиями «мечта» и» фантазия»;
- развивать фантазию детей;
- развивать у детей потребность пополнять свои знания;
- воспитывать у детей творческий подход к решению различных задач;
Оборудование: Цветной картон, ножницы, клей, гуашь, салфетки.
Классный час: «Учитесь мечтать и фантазировать».
Цели: познакомить детей с понятиями «мечта» и» фантазия»;
развивать фантазию детей;
развивать у детей потребность пополнять свои знания;
воспитывать у детей творческий подход к решению различных задач;
Оборудование: Цветной картон, ножницы, клей, гуашь, салфетки.
Учитель. Чтобы узнать тему сегодняшнего классного часа, вы должны, используя все
буквы, записанные на доске, сложить 2 слова. (Мечта. Фантазия)
Итак, ребята. Тема занятия « Учитесь мечтать и фантазировать». Сегодня мы
будем учиться мечтать, а затем проведем игры на развитие фантазии.
У вас у всех, наверное, при чтении книги или рассказе учителя возникает какойто
образ. Такого рода представления называются воображением. Воображение это
создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались
человеком ранее. Сегодня мы познакомимся с одним из видов воображения. Это
мечта. Что же такое мечта? Как вы думаете? (ответы)
Мечта это особый вид воображения, направленного в будущее, точнее говоря,
формирование образов желаемого будущего.
Воображение – умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и
невозможных объектов на основе реальных знаний.
Фантазия – создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных
ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Классическим примером фантазии является сказка. Мёртвая голова в сказке
Пушкина “Руслан и Людмила”, небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий
оловянный солдатик – это фантастические образы.Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Мы
лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали
бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.
А.Энштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без
воображения нельзя сделать открытия. Проще сказать – лишите человека фантазии и
прогресс остановится!
Воображение и фантазия, по исследованию психологов, развивается особенно
интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период названные виды
мышления не развивать, в последующем наступает быстрое снижение этой функции.
Обедняется личность, снижается возможность творческого мышления, гаснет
интерес к искусству, науке.
Без фантазии нельзя мечтать, нельзя предвидеть, планировать, нельзя научиться
видеть проблемы. Как развивать фантазию и воображение на практике?
“Каракули”
Центр листа отметьте точкой. Закройте глаза и на листе бумаги нарисуйте
непрерывную запутанную линию. У вас должны получиться каракули. Найдите в них
образы различных объектов, обведите их или заштрихуйте. Одна линия может быть
использована в создании нескольких образов.
“Нарисуем в паре”
Каждому участнику даётся индивидуальное задание, которое он должен выполнить
как можно точнее.Условия: не разговаривать, нельзя прерывать линию,
держаться за один фломастер.
“Творческая ошибка”При написании слова “авторучка” ученик ошибся и пропустил какуюнибудь букву
или нечаянно вписал лишнюю.
Получились слова:
Автоучка
Автохрючка
Автокучка
Автомучка
Как вы думаете, какие будут эти авторучки?
Игра « Скульптор и глина».
Цель. Закрепить знания детей о скульптурах, о профессии скульптора.
Ход. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды – одна скульпторы,
друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую – ни будь фигуру, и рассказать о
ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может
разговаривать.
Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку
(или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы,
бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
Упражнение «Волшебная мозаика».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на
схематическом изображении деталей этих предметов.Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур
(одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников,
прямоугольников разных величин.
Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой
можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет,
приложить друг другу так, чтобы получилось какоето изображение. Предложить
соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и
придумать какуюнибудь историю про один или несколько предметов.
Игра «Перевертыши».
Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия
схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные
схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в
любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными
карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще
одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны
карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать
при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно
карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до
тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают
о своих рисунках.
Цепочку противоречий».
Ход игры:
Называется слово
Ребенок говорит: «Это хорошо, потому что…» Взрослый опровергает аргумент: «Это плохо, потому что…»
Ребенок опять хвалит аргумент взрослого и так далее.
Пример подобной игры: Лето — хорошо, потому что можно загорать на пляже.
Загорать на пляже плохо, потому что можно сгореть на солнце. Сгореть на солнце
хорошо, потому что мама будет мазать спинку кремом и угостит вкусностями.
Эта игра учит критическому восприятию прописных истин и позволяет ребенку уйти
от стереотипного мышления. К тому же «Цепочка противоречий» развивает
способность во всем видеть только хорошее, что пригодится во взрослой жизни.
Участники подбирают самые выразительные ассоциации на каждую букву слова
«фантазия», например:
Фейерверк
Активность
Нетрадиционность
Творчество
Артистизм
Загадка
Игра
Яркость
Рефлексия
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам –Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто не повторится.
За мигом, миг, за шагом, шаг
Впадайте в изумленье –
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье…
Укажите Ваши впечатления
Список литературы:
1.
Н.Винокурова “Лучшие тесты на развитие творческих способностей”. Изд.
“Аст – пресс”, М., 2003 год.
С.Гин “Мир фантазии” Изд. “Вита – пресс” М., 2001 год
2.
3. Ю.Г. Тамберг “Развитие творческого мышления” Изд. “У – Фактория”,
Екатеринбург, 2004 год.