Классный час «Герои Брестской крепости»
Оценка 5

Классный час «Герои Брестской крепости»

Оценка 5
Работа в классе
docx
классное руководство
8 кл
07.04.2017
Классный час «Герои Брестской крепости»
Материал классного часа способствует расширению знаний детей о Великой Отечественной войне на примере героического подвига защитников Брестской крепости, цель классного руководителя: воспитание патриотических чувств ( рассказать о героизме защитников брестской крепости, обратить внимание учащихся на наиболее значимые события Великой Отечественной войны); -воспитывать гордость за героическое прошлое советского народа, уважительное и внимательное отношение к участникам войны, труженикам тыла.
классный час Герои Брестской крепости.docx
Классный час «Герои Брестской крепости» Цель: расширить знания детей о Великой Отечественной войне на примере героического  подвига защитников Брестской крепости,   воспитание  патриотических чувств. Рассказать  о героизме защитников брестской крепости. Обратить внимание учащихся на наиболее  значимые события  Великой Отечественной войны. Воспитывать гордость за героическое прошлое советского народа, уважительное и  внимательное отношение к участникам войны, труженикам тыла. Оборудование: запись песни «Вставай страна огромная», иллюстративный материал,  раздаточный материал для детей , фрагмент  фильма «Брестская  крепость»,  сочинения    студентов. Ход классного часа: Слово учителя: ­ Как вы думаете, кто первым принял на себя удар фашистов?  (пограничники) ­ Верно, это были пограничники. И сегодня мы поговорим о тех, кто первым принял на себя удар фашистов. Тема нашего классного часа «Герои Брестской крепости» (тема  вывешивается на доску) ­ На рассвете 22 июня 1941 года пограничники, как обычно несли свою службу. (Иллюстрация №1) Внезапное нападение фашистов не застало врасплох советских воинов: пограничники  Брестской крепости оказали ожесточённое сопротивление фашистам. Очень быстро  крепость была окружена, однако пограничники решили не сдаваться врагу: «Умрём, но из  крепости не уйдём!» Немцы начали осаду: непокорность советских воинов тормозила  молниеносное   наступление   гитлеровцев.   Пушки   открыли   огонь   по   крепости,   авиация бомбила защитников Бреста. Конечно, силы были неравными, ведь фашистов было в десять раз больше, чем советских пограничников. (Иллюстрация №2) Советским   солдатам   не   хватало   боеприпасов,   в   осаждённой   части   крепости   не   было источников воды, поэтому людей сильно мучила жажда. Некоторые храбрецы пытались достать воду из реки. Но это удавалось очень редко: в основном солдаты гибли под пулями вражеских пулеметов.  Фашисты  не стали  ждать  окончательного  падения  Брестской  крепости  и  ушли  вперёд, однако крепость оставалась в окружении. Было принято решение, что женщинам и детям нужно сдаться.  Почти все защитники крепости погибли, в подвалах оставались лишь тяжелораненые, и то те   из   них,   кто   мог   ещё   держать   винтовку   в   руках,   отстрели   вались   до   последнего   ... (Иллюстрация №3) Так с первых же минут вероломного нападения на нашу Родину фашисты встретились с ожесточённым   сопротивлением   советских   людей.   И,   несмотря   на   то,   что   Брестская крепость всё же пала, дальновидные немцы поняли, что сломить советский народ будет не так­то просто. ­ Итак, сегодня мы узнали о героическом подвиге пограничников­защитников Брестской  крепости, но это было начало войны. А сколько ещё подвигов совершил наш народ за время войны. Слово  студентам (читают стихи( ­    1ученик.   2 ученик. Победа! Славный сорок пятый! Друзья оглянемся назад! Из сорок первого ребята Сегодня снами говорят. Мы слышим их Они нам близки Своим наследием прямым. Они для нас не обелиски, Они – сегодняшние мы. Звучит песня «Священная война». Ученица.           Нам в 1943 выдали медали                             И только 1945                             Паспорта.                             И в этом нет беды,                            Но взрослым людям, Уже прожившим многие года,                            Вдруг страшно оттого,                            Что мы не будем                             Ни Старше, Ни Взрослее, чем ТОГДА… Ведущий. Ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о войне. Почему?  Как вы думаете?  (Ответы детей) Да, 22 июня 1941г. Началась Великая Отечественная война. Мы победили. Но вот уже  много лет мы вспоминаем тех, кто сражался за то чтобы мы с вами жили спокойно и  счастливо.  22 июня отмечается день Памяти и Скорби. Враги напали на нас, как нападают только трусы – ночью. Это случилось 22 июня 1941  года, в воскресенье.  Первую минуту нападения видели пограничники, защищавшие западные рубежи нашей  Родины. Брестская крепость. Слышали  ли вы это название? Брестская крепость расположилась на 4 островах. Со всех сторон ее окружали воды рек  Буга и Муховца. Внутри крепости были построены здания и оборонительные сооружения   со стенами толщиной 1,5 – 2м., с подвалами и подземными ходами, со складами  боеприпасов и продовольствия. (Демонстрация карты) Ученик 1.     Удивительно мирной была в субботу 21 июня Брестская крепость – тишину  нарушали лишь громкие голоса играющих детей. И невозможно было представить, что  всего через несколько часов здесь начнут рваться снаряды, прольется первая кровь. Ученик 2.      А по ту сторону границы уже ждали сигнала фашистские дивизии. Уже  приготовились  переодетые в красноармейскую форму диверсанты. Они незаметно  подошли к стенам крепости, чтобы захватить мосты и ворота, ведущие в крепость. В 4 часа  утра фашистские летчики  обрушили на крепость первый бомбовый удар, и гитлеровские  солдаты ворвались на ее территорию. (Демонстрация отрывка из фильма «Брестская  крепость») Ученик 3.      Гитлеровцы были уверены: едва они ворвутся в крепость, навстречу им  выйдут с поднятыми руками русские офицеры и солдаты. Но русские военные выбегали из  домов, оценивая обстановку, использовали любое прикрытие и начинали стрелять. Не  раздумывая они вступали в бой, сколько бы врагов ни было перед ними. Ученик 4.       По приказу Гитлера крепость должна была быть захвачена в течение часа. Но  все пошло не так. Фашистские самолеты сбрасывали на крепость 2­х тонные бомбы и  приказывали сдаться, наши бойцы продолжали оборонять территорию крепости.  (Демонстрация отрывка из фильма «Брестская крепость») Ученик 5.          У русских солдат из оружия были только винтовки и пулеметы, а у  фашистов – самолеты, танки, тяжелые орудия. У защитников крепости патронов  оставалось все меньше и меньше. Ученик 6.           Уже не раз бойцы выходили из укреплений и собирали оружие и  боеприпасы, брошенные фашистами. Но если боеприпасы, рискуя жизнью, все­таки можно  было достать, то продовольствия добыть было неоткуда.  Его оставалось всего на  несколько дней. И уж совсем плохо обстояло дело с питьевой водой.                    Ученик 7.         Стонали тяжелораненые, плакали дети, страдали от жажды женщины. А  вода находилась рядом. Но добраться до нее было почти невозможно. Тех, кто ночью  рисковал подползти к берегу с котелком, сейчас же настигали пули.    (Демонстрация  отрывка из фильма «Брестская крепость»)    Ученик 8.          Люди на веревках бросали в реку простыни и, потянув назад, выжимали  из них в котелок грязную жижу. Бойцы отказывались от воды  в пользу детей и раненных.  Ученик 9.            Несмотря на ужасное положение, крепость продолжала сражаться.  Фашисты несли крупные потери. Они пускали в ход танки и бронемашины, увеличивали  количество бомбежек.   Ученик 10.        Гитлеровцы в ярости стали применять самые варварские способы  уничтожения людей. Они сбрасывали с самолетов бочки с горючим и поджигали их. В  крепости бушевало море огня. Казалось, оно уничтожит все живое. Когда же пламя гасло,  и фашисты бросались в очередную атаку, их опять встречали пули и штыки защитников  крепости.      Ученик 11.       Голод и жажда становились все мучительнее. Защитники крепости  приняли решение вывести из укрепления женщин и детей. Их ждет плен, фашистская  каторга. Но кто­то все­таки доживет до победы. А здесь они, наверняка, погибнут.  (Демонстрация отрывка из фильма «Брестская крепость») Ведущий.              Так сражалась брестская крепость. Она держалась больше месяца. До 20­ х чисел июля в крепости не стихали взрывы гранат и выстрелы. Кое­где огонь вели уже  одиночки, оставлявшие для себя последний патрон.  На стенах крепости спустя 3 года  смогли прочитать последние слова, обращенные к нам: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай,  Родина. 20 июля 1941год» (Демонстрация фотографий.) ­Ребята, вы ,наверное слышали о звании героя? Как вы думаете кого можно назвать героем? А как вы думаете, достойна ли крепость носить звание героя? 8мая 1965г., указом Президиума Верховного Совета СССР Брестской крепости было  присвоено звание – крепость – герой за выдающуюся доблесть ее защитников, массовый  героизм и мужество. Ученик 12.       Берегите Россию – нет России другой Берегите Россию, ее тишину и покой Это небо и солнце, этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе Берегите Россию, чтобы сильной была, Чтобы нас от беды в трудный час сберегла Ей неведомы страхи, И крепка ее сталь. И последней рубахи ей для друга не жаль. Берегите Россию – без нее нам не жить. Берегите ее, чтобы вечно ей быть. Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой. Берегите Россию – нет России другой. Песня о героях Бреста Музыка: И. Лученок Слова: Р. Рождественский Если б камни могли говорить Под летящими вдаль облаками, Рассказали б о мужестве камни, Если б камни могли говорить. С неба смотрят Звёзды, не мигая, Тонет полночь В медленной волне… А над Брестом Тишина такая, Будто мир оглох На той войне. На границе родимой земли Вихревые сирены завыли, Встали мёртвые рядом с живыми И, обнявшись, в бессмертье ушли. Трескался бетон, изнемогая, Людям было тяжело вдвойне!.. А над Брестом тишина такая, Что нельзя не вспомнить о войне. Билось каждое сердце, как Брест! Под огнём навесным перекрёстным Враг нарвался на тысячу Брестов, ­ Билось каждое сердце, как Брест! Сердце билось, Боль превозмогая, Даже стены Плавились в огне, А над Брестом Тишина такая, Словно мир оглох На той войне. Если б камни могли говорить Под летящими вдаль облаками, Рассказали б о мужестве камни, Если б камни могли говорить. И звучит, звучит Бессмертной песней Над землёю мирною рассвет… Для героев, для героев Бреста, Для героев Бреста смерти нет! Слайд 2 Вед. Есть истины, которые никогда не могут устареть, и есть вера, которая окрыляет  нас. Любовь к Родине дает нам духовную прочность – вот истина, с которой жили и боролись наши деды и отцы, с которой живем и трудимся мы, наследники их славы. А вера  в свой великий народ дает нам силу, которой ничто не может противостоять. Слайд 3 1 уч. Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова. В тоске и славе этих лет, И на устах у нас иного Еще не может быть и нет… Вед. 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941году. А значит, и к  9 мая 1945 года. Между двумя датами – прочная нить. Без одной не было бы другой.  Точнее сказать, другой просто не могло не быть потому, что наш народ сделал, казалось  все невозможное. Слайд 4 2 уч.…Тихо рождалось в предрассветных сумерках утро 22 июня 1941 года, обыкновенное  летнее утро. Ничто, казалось, не предвещало трагедии. А совсем рядом, за темными водами пограничного Буга, уже были заряжены смертью тысячи и тысячи автоматов, пулеметов,  орудий вермахта. 3 уч. Казалось, было холодно цветам И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывая люки. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких­то пять минут осталось!.. (звучит песня «Довоенный вальс») Вед. Не допели соловьи свою предрассветную песню. Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом  артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Задрожала земля от залпов, шквал металла и огня обрушился на здания и казематы  крепости. Светлое небо стало красны, черными крестами возникли в нем  бомбардировщики. На землю обрушился бомбовый шквал. Началась война. С первых ее минут началась беспримерная в истории защита Брестской крепости,  вошедшая яркой страницей в биографию Советского Союза. Слайд 5 Белорусский народный поэт Петрусь Бровка, отдавая дань мужеству и стойкости  защитников крепости писал: Гранитные крепости, крепости в скалах, В кольце из воды, как в спасательном круге. Их, стен неприступных, я видел немало. Но есть ли прочнее, чем крепость на Буге? Не гранитом скал, не толщиной своих стен стала Брестская крепость намного дней  неприступной для врага. Верность долгу, героизм солдат и офицеров – вот что превратило  ее в твердыню. Построенная в начале XIX века, Брестская крепость к началу Великой Отечественной  войны потеряла свое прежнее военное, оборонительное значение. Она использовалась  главным образом для размещения войск и складов. Перед нападением фашистской Германии в крепости, в городе Бресте и пригородах  находились две стрелковые, одна танковая дивизии и некоторые другие части. Охрану  границы несли воины 17­го Брестского Краснознаменного погранотряда. В ночь на 22 июня на территории крепости оставалось около 8 тысяч человек. Многие подразделения были  заняты на строительстве оборонительных рубежей вдоль Государственной границы,  выехали на учебные стрельбы, в летние лагеря. А около половины личного состава частей  гарнизона крепости смогла выйти в район сосредоточения. Слайд 6,7 Утром, когда фашистам удалось сомкнуть кольцо вокруг крепости, в обороне ее  участвовало около 4­х тысяч бойцов и командиров. Фашисты же против Бреста и крепости сконцентрировали три пехотные дивизии. Их  поддерживали танковые, саперные и другие части. В бой были введены артиллерийские  подразделения, имеющие сверхмощные установки системы «Тор», а также химический  полк особого назначения. Немало войск сосредоточились и по флангам. Силы гитлеровцев  в десять раз превышали силу защитников крепости. Но на вооружении наших бойцов были не только винтовки, пулеметы и гранаты. Их вела в  бой великая преданность своей Родине. …Шквал артиллерийского, бомбового и ружейно­пулеметного огня обрушился на  крепость. Четыре тысячи снарядов и мин ложились каждую минуту на четыре квадратных  километра крепостной территории. Фашисты били по казармам, госпиталю, жилым домам,  защитным валам. Расчет был прост: ошеломить мощным ударом гарнизон, посеять панику и взять крепость без сопротивления. Однако этот расчет не оправдался, хотя и рушились стены зданий, плавились камни  казематов. Всюду, где фашисты пытались штурмовать укрепления, они встречали яростное  сопротивление. В упор стреляли закопченные руины, летели гранаты, поднимались со  штыками наперевес в свой последний бой израненные защитники. Одна за другой  накатывались волны атакующих. Накатывались… и, оставляя трупы, отходили назад.  Гарнизон жил, боролся, превратив каждое укрепление в неприступную крепость. Гарнизон  стоял железной, неприступной стеной. Слайд 8 О себе, о своих, товарищах защитник крепости коммунист А. Семененко написал так: «На  дальнейшую свою жизнь, на то, что он останется жив, никто не рассчитывал. Все мы  выполняли свой обычный долг перед Родиной. Те, кто служил в кадрах, учился военному  делу. И в случае войны ты можешь быть убитым, а если не убитым, то значит должен быть  победителем. И победителем может быть только ты армия, которая знает, что она  защищает свой народ, свою Отчизну». Слайд 9 Это сказано о них, Шабловском, Гаврилове, Фомине, Почерникове, Акимочкине, Наганове,  Мищенко, Рябове, Зубачеве, Кижеватове, Потапове, Нестерчуке, о десятках и сотнях  других живых и шагнувших в бессмертие. Один из участников обороны крепости – Алексей Данилович Романов, как и Гаврилов,  прошедший фашистский концлагерь и оставшийся верным своей Родине, посвятил ему  такие стихотворные строки, идущие из самого сердца: Почти что мертвым из могилы На миг вернувшись в мир живой, Бесстрашный воин – Петр Гаврилов – Фашистам дал последний бой. И с головою обнаженной Над ним в молчании стоял «Безумством храбрых» пораженный Седой немецкий генерал. …При раскопках руин Тереспольской башни были обнаружены останки человека в военной форме, со знаками отличия лейтенанта­пехотинца. Правая рука вытянута вперед, в ней  зажат пистолет. Слайд 10,11 Вот что писал в заявлении в парторганизацию батальона В. Н. Шуляковский, лейтенантом  встретивший начало войны на Буге: «…не пожалею своих сил и даже жизни для  окончательного уничтожения фашистских бандитов, для выполнения великой задачи,  стоящей перед Родиной…» Самой жизнью клялись отчизне советские воины, вступая в  ряды Коммунистической партии, навсегда связывая с ней свою судьбу. Те, кто остался в живых, еще долго шли многотрудными дорогами Великой Отечественной  войны ради нашей Победы, ради мира на земле, повсюду показывая образцы отваги и  мужества. Можно ли рассказать обо всех, когда их, достойных быть в списке героев, сотни и даже  тысячи. И они в этом списке – в списке нашей памяти. О них написаны книги, песни,  картины. Слайд 12 (звучит песня «Журавли»)слайд 13 Скульптурной поэмой, посвященной бессмертному героизму крепости, стал мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой». Каждый день, каждый час приходят сюда люди.  Сюда приходя все те, кто хочет понять, что такое отвага, мужество, честь, стойкость,  величайшее бескорыстие, любовь к отечеству, к свободе и независимости. Слайд 12 Макаров «Брестская крепость»  Каждый год у развален Бреста Старый дед с сигаретой сидит, И не может найти себе место Груз былого на сердце лежит. Вспоминает тот день жарким летом, Птицы смерти летели к стране. И немецкий сапог с рассветом Нагло встал на русской земле. Это было начало сражений, Это было начало войны, Отступали, несли пораженья, Немец гнал нас в глубь нашей страны. И один «островок» на границе, Тот который не взяли враги, Он на карте словно крупица, Крепость Брест долго взять не могли. Долго немцы крепость бомбили, Долго взять его не могли, Сколько сил они положили, Об этот осколок земли. С каждым днём оборона слабела, Не слабел только дух боевой, Но немецкая рать одолела: Пал под натиском «гордый герой». Каждый год уразвален Бреста, Старый дед с сигаретой сидит, Вспоминает защитников Бреста, Честь и слава под камнем лежит. Задачи: Воспитание патриотизма; выработка у учащихся сознательного отношения к  гражданскому долгу; воспитание чувства гордости за свой народ, победивший в войне, за  его стойкость и мужество. Примечание. По усмотрению классного руководителя в проведении классного часа могут  принимать участие все учащиеся класса или группа ребят. Фрагменты видеофильмов и  фонограммы песен могут быть заменены на имеющиеся в наличие в школе. В данной  разработке использован видео цикл «Россия в войне. Кровь на снегу». Слово учителя: С каждым годом – все дальше от нас героические и трагические годы  Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний,  которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоящего  насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и  передать это следующим поколениям. 1. Время героев, обычно ты кажешься прошлым, Главные битвы приходят из битв и кино, Главные даты отлиты в газетные строчки, Главные судьбы историей стали давно. 2. Время героев, по самому высшему праву Ты подарило далеким и близким годам Доблесть и славу, и долгую, добрую память… Время героев, а что ты оставило нам? 3. Ты нам оставило самое главное в жизни – Радость работы и ласковый хлеб на столе, Ты нам оставило ясное небо Отчизны, Дом и дороги на мирной, счастливой Земле! Музыка звучит громче. 4. Снова праздник великой Победы, Снова мирный рассвет, тишина… И не слышно идет по планете Возвращенная людям весна! 5. Память высветит дальние дали… Годы будто в тумане видны, И давно уже взрослыми стали Те, кто в мир пришли после войны. 6. Жизнь мечтаний полна и свершений, И прекрасен, и труден наш путь! Но не знавшее войн поколенье, Ничего, ничего не забудь… Звучит фонограмма песни «Все, что было не со мной, помню…». 7. Чтобы памяти нить живую В поколениях не прервать Мы солдата судьбу фронтовую Будем с нашими вечно сверять… 8. Солдат – он до своей солдатской доли Был просто мальчиком, таким же, как и я, Он до темна был на футбольном поле –  По этой страсти мы уже друзья… Все, что ему, мне дорого и мило… Еще был мир, и так светло все было! Звучит лирическая мелодия. 9. Была жизнь прекраснее летнего вечера, Ясноглаза, светлолоба. Прелестью облика человечьего – Гляди на нее да любуйся в оба! Были матчи футбольные яростными, Брали кубки братья Старостины. Бойченко ставил рекорды брассом, Вся жизнь простиралась чудесным рассказом! Жизнь гуще сада плодового Зелеными запахами околдовывала… 10. А по ту сторону границы обыкновенный фашизм заливал кровью Европу, насаждал «новый  порядок»: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия. Падение Парижа потрясло мир!  Коричневая чума свирепствовала на континенте, она подбиралась к нашей стране… Тихо звучит 7­я симфония Шостаковича и сопровождает текст. 11. Завтра рощ испугаются птицы, Завтра птиц не признают леса… Это все только завтра случится, Через 24 часа… 12. 22 июня 1941 года крепко спала страна после трудового дня. А по ту сторону границы, в  тишине раннего летнего утра, немецкие генералы в высоких фуражках нетерпеливо  смотрели на советские заставы, перебрасывались короткими фразами, поглядывали на  часы, торопя время… 13. Казалось, было холодно цветам И от росы они слегка поблекли Зарю, что шла по тропам и кустам Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, В тот миг влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких – то пять минут осталось! С.П. Щипачев. 22 июня 1941 год. Фрагмент видеофильма о начале войны. Диктор в записи. Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции  Советского Союза! Передаем важное правительственное сообщение. Сегодня, 22 июня, в 4  часа утра без объявления войны фашистские войска напали на нашу страну, атаковали  наши границы во многих местах, подвергли бомбежке наши города: Житомир, Киев,  Севастополь, Каунас и другие. Это неслыханное нападение является беспримерным в  истории цивилизации вероломством. Вся ответственность за это разбойничье нападение на  Советский Союз целиком и полностью падает на германских правителей. Наше дело  правое! Победа будет за нами! 14. Чем круче поступь у Победы, Тем всенародней торжество, Но в сорок первом враг не ведал. Что в сорок пятом ждет его. 15. Он полон был бульдожьей спеси, Пока ее не порастряс! Придет Победа с новой песней, А в тот суровый, грозный час… 16. В тот суровый грозный час вся страна поднялась в едином порыве и восстала против  захватчиков! 4 часа утра 22 июня 1941 года! Уже сражалась Брестская крепость. Фрагмент видеофильма о героях Брестской крепости. 17. Бои были жестокими. Враг за каждый километр советской земли платил сотнями трупов  своих солдат и офицеров, десятками уничтоженных танков, пулеметов, пушек. Но таяли  ряды и наших бойцов. Они попадали в окружение, но продолжали драться. 18. В октябре 1941 года танк под командованием Ивана Сидоровича Колосова попал в  окружение, но решил ударить по врагу в его же тылу. Танкисты знали, что вступают в свой  последний смертельный бой. Истекающий кровью, Иван Колосов писал свое прощальное  письмо невесте. Ей передали его лишь в 1971 году, через 30 лет после гибели танкиста,  когда случайно отрыли вросший в землю танк и нашли погибших героев, документы и их  письма… 19. Читает письмо ученик. «Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой!..  Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил машину в  лес, Василий умер. Рана моя жестока… Ночь прошла в муках, потеряно много крови.  Сейчас почему­то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо… Обидно, что  мы не все сделали. Но мы сделали все, что могли. Врага обязательно погонят наши  товарищи. Враг недолго будет ходить по нашей земле. Никогда я не прожил бы жизнь так,  если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халкин Голе и здесь. Наверное, все­таки,  кто любит, тот добрее к людям… Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в  которые только смотреть и любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пойдет  время, люди залечат свои раны. Люди построят новые города, вырастят новые сады… У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить… А я счастлив, что ухожу от вас с  великой любовью к тебе…Твой Иван Колосов. 25.10 41.» 20. Сорок первый – он был жестоким! Чтобы вражеский смять размах, Шли мальчишки, зажав винтовки В неумелых еще руках… 21. У войны не женское лицо… Но сколько девочек, таких же как наши одноклассницы,  отрезали коротко свои косы и надевали грубую солдатскую форму в том суровом сорок  первом году. 22. Качается рожь несжатая, Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы ­ девчата, Похожие на парней. Нет, то горят не хаты – То юность моя в огне. Идут по войне девчата, Похожие на парней… 23. Вере Поршнева одна из первых вступила в партизанский отряд, когда враг рвался к Москве со стороны Калининской области. Росла она без отца, рано стала работать, упорно училась. Работала библиотекарем, потом литературным сотрудником районной газеты. По заданию  командования Вера проникла в немецкую комендатуру, стала лучшей разведчицей отряда.  При выполнении важного задания была выдана предателем и 10 дней и ночей терпела  издевательства и пытки, но не сломилась. Потом палачи пошли на хитрость: освободили её  и выследили, когда она пошла к своим в отряд. Её схватили снова и снова пытали: загоняли иглы под ногти, выводили раздетую на мороз, не давали ни еды, ни питья. Вера знала, что  обречена. Она написала две записочки матери и зашила под подкладку пальто. Через много времени при перезахоронении героини были найдены эти ее письма… Звучит спокойная музыка. 24. Письмо читает ученица. «Завтра я умру, мама. Ты прожила 50, а я лишь 24 года. Мне так  хочется жить! Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить немецких фашистов.  Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю, ­ за мою смерть отомстят мои  друзья­ партизаны. Не плачь, мама. Я умираю, но все отдала победе. За народ умереть не  страшно. Передай девушкам, пусть идут партизанить, смелее громят оккупантов. Наша  победа недалека! Мамочка, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. Но ты не  плачь, не убивайся… Прощайте!». 25. Путь к победе был труден и долог. 1419 дней войны… И каждый из них – это кровь и  смерть, боль и горечь утрат, гибель сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести. Живая память о великом подвиге народа – письма военных лет. 26. Письма с фронта! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные  треугольники. Но сколько тревожных дней и ночей ждали их дома. 27. Письмо Масловского сыну: «Ну вот, мой милый сын, мы больше не увидимся. Час назад я  получил задание, выполняя которое, не вернусь живым. Этого ты, мой малыш не пугайся,  не унывай. Гордись той гордостью, с какой твой папа идет на смерть: не каждому дано  умереть за Родину… У меня есть сын. Жизнь продолжается, вот почему мне легко  умереть…». 28. Погиб…Пал смертью храбрых… Не вернулся из боясолдат! Гибнут солдаты за Родину!  Закрывают её своей грудью. А домой идут«похоронки». Кода я вижу как убитый Сосед мой падает в бою, Не помню я его обиды, Я помню про его семью. Мне представляется невольно Его обманутый уют. … Он мертв уже. Ему не больно, А их ещё письмом убьют! (И. Уткин) Письмо капитана Гундиловича жене Клочкова: «Василий Георгиевич был любимцем всей  части. Весть о смерти его с быстротой молнии облетела ряды бойцов. Месть за любимого  политрука была ответом на эту тяжелую утрату, Родина никогда не забудет героических  подвигов солдата. Его имя войдет в историю». 1942 год. 29. Шли «похоронки»… Слова «ваш сын», «ваш муж», «ваш отец… погиб» обжигали сердца,  одевали женщин в черный цвет, сиротили детей. Кровью и слезами поливалась земля  русская. А война все шла… И шел солдат по опаленной земле, через сожженные города,  переполненные госпитали, теряя друзей и близких. Шёл…, шёл до Берлина. 9 мая 1945 года наша Родина салютовала в ознаменование Победы тридцатью  артиллерийскими залпами из тысячи орудий. 24 июня на Красной площади в Москве  состоялся Парад Победы. Десять фронтов прислали на парад своих лучших воинов.  Командовал парадом маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, принимал парад Г.К.  Жуков. В заключение парада 200 советских воинов под барабанный бой бросили к  подножию мавзолея 200 знамен вражеского поверженного вермахта. Фрагмент видеофильма о Параде Победы. 34. Парад Победы. Земля такое видела однажды: к подножью усыпальницы вождя, солдаты волокли знамена вражьи, как обезьяньи шкуры на ветвях. Они, свисая, пыль мели с брусчатки… А воины, в сиянии погон. Все били, били в черные их складки Надраенным кирзовым сапогом! Молчала площадь. Только барабаны гремели.. И ещё шаги, шаги… Вот, что такое «русские Иваны!» ­ Взгляните и запомните враги! Вы в них стреляли? Да вы в них стреляли. И жгли в печах? Да вы их жгли в печах. Да только зря. Они не умирали – Лишь молний прибавлялось в их очах. «Направо!» ­ и с размаху о брусчатку – и свастику и хищного орла. Вот так! России бросили перчатку –  Россия ту перчатку подняла! И видели, кто был в то утро мая На площади: она, строга лицом, Прошла по стягам вражеским, босая, С мечом в одной руке, В другой ­ с венцом. Сергей Викулов. Звучит песня «День Победы». Заключительное слово учителя. Человеческая память. Время не властно над ней! И сколь бы лет и десятилетий ни прошло,  люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество  жизни над смертью. Разума над безумием, гуманности над варварством. Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому, что беспокоимся о  будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь. Это наш  долг перед теми, кто не дожил до Победы, сгорел заживо, задушен в газовых камерах,  затравлен собаками, расстрелян, замучен. У каждого из нас свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся, даже когда  употребляем это слово от случая к случаю или без особой надобности, ­ справедливость  его остается неизменной. Долг перед страной, перед близкими, перед своей совестью.  Чуткость не входит в чьи – то служебные обязанности. Так давайте положим на чаши  наших весов наш нравственный долг и наше безмятежное равнодушие. Что перетянет? Но жизнь пройдет, развеявшись, как дым, Предсмертный миг оставит мне в подарок Дни мужества – примеры молодым. И памяти оставшийся огарок Осветит мне секунду бытия, Границу между жизнью и смертью, И вот тогда лишь буду вправе я На равных разговаривать с бессмертием. И, стоя у истоков чистоты, И обращаясь в прошлое и вечность, Я попрошу у мира красоты, А для людей – душевную сердечность.        XII.  Итог занятия

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»

Классный час «Герои Брестской крепости»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017