Классный час "Хатынь - скорбь земли"
Оценка 4.7

Классный час "Хатынь - скорбь земли"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитательная работа
6 кл—9 кл
21.06.2017
Классный час "Хатынь - скорбь земли"
Классный час «Хатынь – скорбь земли» был проведен под впечатлением поездки в Беларусь и посещения Хатыни. По возвращении не могла не поделиться всем увиденным и услышанным с ребятами. Сценарий классного часа представляет собой своеобразную виртуальную экскурсию с использованием фотографий, сделанных в поездке, и стихов русских и белорусских поэтов.
Хатынь - скорбь земли.doc
Классный час «Хатынь – скорбь земли» В Беларусь Все больше с каждым годом Приезжает братьев и друзей. Вся она в честь подвигов народа –      Памятник, И вся она – музей. Ни   на   одной   самой   подробной   географической   карте   вы   не   найдете   сегодня   этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.  Хатынь   —   бывшая   деревня   Логойского   района   Минской   области   Беларуси   —   стала символом  трагедии  белорусского  народа, скорбной страницей  истории  времен  Великой Отечественной войны.  В память погибших 2 230 000 жителей Беларуси — каждом четвертом — в 1969 г. на месте сожженной   вместе   с   жителями   деревни   Хатынь   сооружен   мемориальный   комплекс,   в котором воплощена идея мужества и непокоренности народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя победы.   Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в   чем   не   повинным   людям   фашисты   уже   вынесли   смертный   приговор.   Все   население Хатыни   от   мала   до   велика   —   стариков,   женщин,   детей   выгоняли   из   домов   и   гнали   в колхозный   сарай.   Прикладами   автоматов   поднимали   с   постели   больных,   стариков,   не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год.  Вот что пишет поэт­фронтовик Михаил Хонинов в поэме «Колокола Хатыни»: Я не раз бывал в домах Хатыни. Помню, Что у самого окна Стол и лавка желтая, как дыня, Строганная гладкая сосна. Горкою подушки на постели, Печь, Икона, Воздух просмолен, И глаза глядят из колыбели Голубые, как цветущий лен. Кот, как сон, бредет на мягких лапах. В горнице почти что нет вещей. Из печи на волю рвется запах Свежей бульбы и томленых щей. Я сюда заехал как­то на ночь… Вновь сейчас набрел на старый след. Где Новицкий Александр Романыч? Всех сожгли. Семьи Новицких нет. Их семья мне больше чем знакома, Мне близка по­дружески она. На трубе, Оставшейся от дома, На табличке все их имена. Рядом цифры. Страшный смысл их ясен, Так как говорят они о том, Что мог Леня быть в девятом классе, Женя мог учиться бы в шестом. Мане с Аней, Следующим детям, Тоже уничтоженным костром, Не пришлось учиться – Мане в третьем, А ее сестренке – во втором. Ни в каком не побывали классе Малыши, подросшие едва: Костюшка, Антосик И Михасик В возрасте пять лет, Четыре, Два. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались   и   плакали   дети.   Взрослые   пытались   спасти   детей.   Под   напором   десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди   бросились   бежать,   но   тех,   кто   вырывался   из   пламени,   фашисты   хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16­ тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Лишь   двое   детей,   из   находившихся   в   сарае,   остались   живы   —   семилетний   Виктор Желобкович   и   двенадцатилетний   Антон   Барановский.   Когда   в   горящей   одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала   Анна   Желобкович.   Она   крепко   держала   за   руку   семилетнего   сына   Витю. Смертельно   раненая   женщина,   падая,   прикрыла   сына   собой.   Раненый   в   руку   ребенок пролежал под  трупом матери  до ухода  фашистов из  деревни.  Антон  Барановский  был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы. Единственный   взрослый   свидетель   хатынской   трагедии   56­летний   деревенский   кузнец Иосиф   Каминский,   обгоревший   и   израненный   пришел   в   сознание   поздно   ночью,   когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот   трагический   момент   из   жизни   Иосифа   Каминского   положен   в   основу   создания единственной   скульптуры   мемориального   комплекса   «Хатынь»—   «Непокоренный человек». Он идёт нам навстречу,  по замощенной плитами дорожке среди белорусских берёз,  идёт с мёртвым ребёнком на руках. Слева от скульптуры увековечено место сожжения жителей деревни. Оно представляет собой   контуры   сарая,   где   произошла   трагедия   и   который   стал   братской   могилой   для жителей Хатыни Справа   от   скульптуры   ­   символическая   крыша   сарая,   она   лежит   отдельно,   будто отброшенная неистовым пожаром. В её проломе всегда цветы.  Над братской могилой Венец Памяти со словами обращения погибших к живым:  «Люди добрые, помните:  любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.  Мы сгорели живыми в огне.  Наша просьба ко всем:  пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,  чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.  Чтобы   отныне   нигде   и   никогда   в   вихре   пожаров   жизнь   не   умирала!»   На противоположной стене – ответ­клятва живых ушедшим. И   две   рябины   –   свидетели   трагедии.   Они   видели   и   помнят   всё,   что   произошло   в   тот мартовский день.  Дорожка ведет к бывшей деревенской улице. На месте каждого дома лежит первый венец сруба. Эта часть мемориального комплекса, общая площадь которого 32 га,   повторяет планировку   бывшей   деревни.   На   месте   каждого   сожжённого   дома   скульпторы воспроизвели то, что остается от деревянного дома после пожара: основание фундамента да печную трубу.  Но это не просто труба – это обелиск с мемориальной плитой. На ней имена и фамилии заживо сожженных людей, указан возраст детей до 16 лет. Обелиск увенчан колоколом. Колокола Хатыни звонят одновременно каждые 30 секунд. Над Хатынью – колокольный звон, Словно стон и крик в дыму чадящем; Все, кто здесь пройдёт, отдаст поклон Чёрным трубам из земли торчащим. Изверги согнали стариков, Малых деток, женщин не щадили. Нёсся жуткий плач со всех сторон, То сжигали тех людей живыми.  Едкий дым всё горло им сжимал. Дети, женщины в огне метались, И повсюду  крик и стон стоял. Это люди в пепел превращались.  Сколько жизней унесла война?! Кровью, потом почва пропиталась. И звонят, звонят колокола! Нет войны! А боль в сердцах осталась. Над Хатынью – колокольный звон. Вторят ему рощи и поля. Все, кто здесь пройдёт, отдаст поклон. Скорбь земли.                        Скорбь наша.                                           Скорбь моя! Перед   каждым   из   26   сожженных   домов   ­   открытая   калитка   ­   символ   гостеприимства жителей деревни. На месте 4 бывших колодцев ­ символические колодцы. Вот мемориальная табличка на обелиске погибшей семьи Иосифа Каминского.  А мы идём дальше. На земле белорусской деревни Хатынь создано единственное в мире «Кладбище деревень», на   котором   символически   похоронены   185   белорусских   деревень,   разделивших   судьбу Хатыни (186­я невозрожденная деревня — это сама Хатынь).  Могила деревни представляет собой символическое пепелище. В центре — пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни, пережившей трагедию Хатыни и так же, как и Хатынь, не возрожденной. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.  В годы Великой Отечественной войны на белорусской земле фашисты создали более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения. Мы подходим к «Стене памяти», в нишах которой находятся мемориальные плиты с названиями концентрационных лагерей и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии. В первых двух нишах – не цветы, а детские игрушки.   «В Дамачове зверски замучены воспитанники   детского   дома»,   «В   Червоном   Береге   уничтожено   большое   количество подростков возрасте до 14 лет». Брест – 34 тысячи человек. Тростенец – 206 500 Полоцк – 150 000 И таких лагерей сметри было великое множество не только в Белоруссии, но и в Европе: Освенцим, Майданек, Саласпилс, Бухенвальд… (Песня «Бухенвальдский набат») 186 деревень Белоруссии было стерто с лица земли вместе с их жителями. Но ещё 433 белорусские деревни, пережившие трагедию Хатыни, были возрождены после войны. Они увековечены   здесь,   в   Хатыни,   как   «символические   деревья   жизни».   На   символических ветвях деревьев в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены фашистами вместе с жителями, но восстановлены после войны. Венчают мемориал Вечный Огонь и 3 березки, которые   напоминают о том, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб в годы Великой Отечественной войны. На траурном постаменте 4 углубления, но только в трех из них растут березки, символизирующие жизнь на белорусской земле. В память о каждом четвертом погибшем горит Вечный Огонь. Страшно представить, что стало бы с нами и со страной, проиграй мы в этой войне… Но наши прадеды, видимо, хорошо понимали это, если так мужественно боролись за нашу свободу и право на жизнь. (Песня «Каждый четвёртый»)  На 21­м километре шоссе Минск­Москва в честь завершения операции по освобождению Беларуси от немецко­фашистских захватчиков создан мемориальный  комплекс «Курган Славы»  Встань у Минска На Кургане Славы, Что в честь павших весь народ сложил,  Погляди налево и направо, Сколько их вокруг, Святых могил. Трудовыми сделанный руками, Славу Белоруссии хранит Тот курган, Увенчанный штыками, Гордо вознесенными в зенит. Он стоит на страже, И отныне Тысячи его создавших рук Будет он протягивать Хатыни Как по ней скорбящий брат и друг.  Нет ее теперь на белом свете. Как перед святынею – застынь: Старики, и женщины, и дети – Сожжена фашистами Хатынь. Голову склони на этом месте, Здесь сто сорок девять человек Сожжены в огне звериной мести. Память сохрани о них навек. В   основание   Кургана   была   заложена   земля   городов­героев   Москвы,   Ленинграда, Волгограда, Севастополя, Одессы, Киева, Брестской крепости­героя.  Торжественное открытие Кургана Славы состоялось 5 июля 1969 года.  Курган   Славы   Советской   государственный список историко­культурных ценностей Республики Беларусь.             Армии   –   освободительнице   Беларуси   включен   в ...А над домом тучи  кружат­ворожат.  Под землей цветущей  павшие  лежат.  Дождь       идёт над полем,  родную землю              поит...  Мы про них   не вспомним, –  и про нас  не вспомнят!  Не вспомнят             ни разу.  Никто  и никогда.  Бежит       по оврагу  мутная вода...  Вот и дождь             кончился. Радуга  как полымя...  А ведь очень  хочется,  чтоб и про нас                помнили!  (Минута молчания)

Классный час "Хатынь - скорбь земли"

Классный час "Хатынь - скорбь земли"

Классный час "Хатынь - скорбь земли"

Классный час "Хатынь - скорбь земли"

Классный час "Хатынь - скорбь земли"

Классный час "Хатынь - скорбь земли"

Классный час "Хатынь - скорбь земли"

Классный час "Хатынь - скорбь земли"

Классный час "Хатынь - скорбь земли"

Классный час "Хатынь - скорбь земли"

Классный час "Хатынь - скорбь земли"

Классный час "Хатынь - скорбь земли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017