Методическая разработка по профилактике ВИЧ- инфекции. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как с каждым годом все больше людей заражается СПИДом. Молодежь ведут беспорядочный образ жизни, употребляют наркотики, что и приводит к возникшей ситуации. Очень важно в образовательных учреждениях проводить профилактическую работу на данную тематику.
конспект занятия по профилактике вич- инфекции.doc
Государственное образовательное автономное учреждение начального
профессионального образования Ярославской области
Профессиональный лицей №33
п. Семибратово
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ инфекции
Классный час на тему: «Как защитить себя от ВИЧинфекции»
соц.педагог
Автор: Водопьянова С.В. Цели:
1. Рассмотреть основные аспекты ВИЧ.
2. Развитие навыков здорового образа жизни.
3. Воспитывать чувство ответственности за свое поведение в потенциально опасных ситуациях.
1. Выяснить отношение к проблеме ВИЧ/ СПИДа
Задачи:
2. Обсудить основные этапы развития эпидемии ВИЧ/ СПИДа в мире и в России
3. Продемонстрировать некоторые причины быстрого распространения ВИЧ инфекции
4. Пояснить в каких биологических жидкостях человеческого организма концентрация ВИЧ в
наиболее опасных для заражения количествах
5. Выявить основные пути передачи ВИЧ
6. Сформулировать правила безопасного поведения по предупреждению ВИЧ инфицирования
Оборудование
: иллюстрации, стаканчики с водой, крахмал, йод, пипетка, таблички с надписями,
красные ленточки.
Ход занятия:
I .Орг. момент.
II .Определение темы занятия.
Методика «Ассоциации».
Задача: выяснить, какое отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа и какие мифы об этом заболевании
наиболее распространены среди обучающихся группы.
Материалы: иллюстрации.
Рассмотрите иллюстрации и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего занятия.
Действительно, все эти иллюстрации связаны с проблемой ВИЧ/СПИДа. И тема нашего занятия:
«Как защитить себя от ВИЧ инфекции». Может, есть желающие высказаться, в чем именно
проблема ВИЧ/СПИДа ассоциируется у вас с данной иллюстрацией. «Проблема ВИЧ/СПИДа
ассоциируется у меня с этой иллюстрацией, потому что…»
Похвально, что основные представления о проблеме ВИЧ/СПИДа у вас имеются.
.Основная часть.
А теперь я хотела бы дополнить «шкалу времени» основными событиями в развитии
А теперь попрошу вас обратить внимание на доску. Это «шкала времени». Давайте отметим
III
1.Методика «Шкала времени».
Задача: обсудить основные этапы развития эпидемии ВИЧ/СПИДа в мире и России.
на ней приблизительные даты, когда вы впервые услышали о ВИЧ/СПИДе.
эпидемии. В 1978 году выявлен первый случай странного заболевания, которое впоследствии
получит название СПИД; 19821983 годах выявлен вирус, вызывающий иммунодефицит человека
(ВИЧ); в 1985 году зарегистрирован первый случай заражения ВИЧ в России; в 1995 году принят
российский закон о ВИЧ/СПИДе, 1996 год – всплеск эпидемии, ежегодный рост количества ВИЧ
инфицированных.
В виде начерченного графика, растущего вверх, обратить внимание на то, как быстро и за короткий
промежуток времени заболевание переросло в эпидемию.
По данным Интернета проблема ВИЧинфекции, СПИДа в Ярославской области является острой. В
Ярославской области стоят на учете на 01.05.2012г. – 2121 человек. Но это только те, кто
зарегистрирован официально, а если это число увеличить в восемьдесять раз, то получится реальное
количество инфицированных – более двадцати тысяч человек. Особую тревогу вызывает тот факт,
что основная доля инфицированных – это трудоспособное население в возрасте 2039 лет, что уже
негативно влияет на экономическое развитие региона. Каковы же причины такого быстрого распространения ВИЧинфекции?
Давайте попытаемся это выяснить.
2.Упражнение «Игра с водой».
Задача: продемонстрировать некоторые причины быстрого распространения ВИЧинфекции:
рискованное поведение в потенциально опасных ситуациях и неготовность к прохождению
тестирования на ВИЧ.
Материал: стаканчики с водой по количеству участников, крахмал, йод. До начала упражнения
стаканчики ставятся на стол, в один из них добавляется крахмал.
У каждого из нас в руках стаканчик с водой (вода в стаканчиках символизирует кровь и другие
биологические жидкости организма человека). Представьте, что все мы находимся на вечеринке. Мы
чувствуем себя очень свободно и ведем соответственно: у нас принято, не задумываясь, вступать в
половые отношения, совместно употреблять наркотики. Сейчас самый разгар вечера, мы веселимся и
общаемся.
Необходимо за 3 минуты вступить в контакт как можно с большим числом привлекательных для
нас людей. Контакты и совместное употребление наркотиков будут изображаться обменом водой из
стаканчиков.
Участники в течение 3 минут из стакана в стакан переливают друг другу небольшое количество
воды.
Вечеринка закончилась. Через некоторое время мы узнали, что у одного из нас, кто находился на
вечеринке, ВИЧ. Нам предлагают пройти тестирование.
Тем, кто готов пройти тест, капаю в стаканчик йод. Попрошу встать тех, у кого вода в стаканчике
окрасилась в синефиолетовый цвет. Такую реакцию дал крахмал.
Вывод: В начале вечеринки крахмал был только в одном стаканчике, а сейчас он есть практически
во всех. Это упражнение наглядно продемонстрировало скорость распространения ВИЧинфекции.
3.Беседа с детьми: Что вы почувствовали, когда увидели результат?
Что каждый из вас мог сделать, чтобы избежать инфицирования?
Что помешало сделать это во время игры?
Что каждый из вас может изменить в своем поведении, чтобы снизить риск
инфицирования? (Что бы вы посоветовали реальным участникам такой
вечеринки, чтобы снизить риск инфицирования?)
4.Мозговой штурм «Биологические жидкости организма человека».
Задача: пояснить, в каких биологических жидкостях человеческого организма ВИЧ может
концентрироваться в наиболее опасных для заражения количествах.
Мы видели, насколько быстро распространяется ВИЧ. Но мы можем защитить себя, зная пути,
которыми вирус передается. ВИЧ живет только в биологических жидкостях человеческого
организма; вне этих жидкостей он погибает. Давайте разберемся, в каких же жидкостях и в каком
количестве может содержаться ВИЧ. Но сначала перечислим все жидкости.
Участники называют биологические жидкости человеческого организма – я записываю на доске.
Обсудить, в каких биологических жидкостях может содержаться ВИЧ (во всех). Прикрепляю на
доску таблички с надписями тех жидкостей, в которых ВИЧ содержится в большей концентрации
(кровь, сперма, половые выделения, грудное молоко).
5.Основные пути заражения.
А теперь, зная в каких биологических жидкостях человеческого организма ВИЧ содержится в
наибольшей концентрации, назовите основные пути передачи ВИЧ.
половой путь;
инъекционный (парентеральный или кровь в кровь) путь;
вертикальный путь.
Вывешиваю таблички с надписями. 6.Правила предупреждения ВИЧинфицирования.
Используя, знания, полученные на сегодняшнем занятии, давайте вместе сформулируем правила
предупреждения ВИЧинфицирования.
Правило № 1. Будьте ответственны в отношении своего здоровья и своей жизни.
Правило № 2. Неупотребление или полный отказ от наркотиков.
Правило № 3.Соблюдайте правила безопасного сексуального поведения.
Правило № 4. Вести здоровый образ жизни.
Из всего сказанного сегодня можно сделать вывод:
1.СПИД – это опасное заболевание.
2.Возбудителем СПИДа является ВИЧ.
3.Каждый человек сам отвечает за свои поступки.
4.Никто не застрахован от заражения ВИЧинфекцией, если подвергает себя риску.
5.Зная пути передачи и правила предупреждения заболевания, можно сохранить свое здоровье.
IV.Рефлексия. В заключении нашего занятия я хотела бы, чтобы каждый из вас одним словом
выразил свои впечатления от сегодняшнего занятия.
Спасибо всем, за активное участие в занятии.
Тема: Как защитить себя от ВИЧинфекции.
Концептуальная цель
: Профилактика социально значимых
заболеваний. Стратегические цели: 1. Формирование ответственного
отношения к здоровью
2. Формирование у учся навыков
личной профилактики ВИЧ
инфицирования.
3. Развитие навыков принятия решений
Задачи: 1.уменьшение личной предубежденности по отношению
к людям с ВИЧ. СПИДом.
2.Закрепить представление о ВИЧинфекции как о
социально опасном заболевании.
3. Обеспечить информацией о ВИЧ. СПИДе, ориентирующей
подростков на безопасные формы поведения.
Ход урока.
Организационная часть.
Вводная часть. (10м)
1.
2.
В начале урока предложить учащимся поделиться результатами выполнения
своего творческого домашнего задания, дать оценку их работам.
3. Основная часть урока.
Проведение тест – задания. Учащимся раздаются карточки с вопросами, где им
предлагается ответить на предложенные вопросы. Тестирование можно сделать анонимным.
Проводиться с целью определения уровня информированности по данной проблеме. На
заполнение дать около 5 минут. Просмотрев ответы, можно определить, на какие вопросы
следует обратить внимание.
Предложить дискуссию на тему: «Мой друг зависит от наркотиков и
возможно уже инфицирован ВИЧ…». Ставиться вопрос: «Как следует
строить отношения с другом в дальнейшем, есть ли опасность заражения от него?». Учащиеся
должны высказать свое мнение. Возможны следующие вопросы:
Опасно ли контактировать с таким человеком
Что можно ему рекомендовать
Нужно ли изменить в чем либо свое поведение
Нужно ли пройти тестирование на ВИЧ
Затрачиваем на это – (15 – 20 минут)
Предложить упражнение «Что мы знаем». (1015 м)
Это упражнение дает возможность учащимся обменяться информацией между собой с
последующим выяснением интересующих их вопросов.
На карточках дается перечень ситуационных вопросов (по одному на каждой). Ситуации
Поцелуй в щеку
Инъекции в лечебном
учреждении
Введение наркотиков
внутривенно
Употребление наркотиков без
инъекций
Сексуальная жизнь в браке
Переливание крови
Пользование зубной щеткой
другого человека
Плавание в бассейне Сексуальный контакт с
наркоманом
Уход за больным СПИДом
Укус комара
Сексуальные контакты с
разным партнерами
Прокалывание ушей
Жизнь в одной комнате с
больным СПИДом
Укус постельного клопа
Кроме этого готовятся еще 4 карточки с надписями
Высокий риск Небольшой риск
Риск отсутствует
Не знаю
На столе проводиться «Линия риска». На одном конце ее размещается карточка с надписью:
«ВЫСОКИЙ РИСК», на другом«РИСК ОТСУТСТВУЕТ», между ними карточка –
«НЕБОЛЬШОЙ РИСК».
Участники садятся в круг и получают карточки. Каждый должен прочесть надпись и положить
карточку на тот участок линии, которая наиболее по его мнению отражает ситуацию. При этом он
должен дать пояснения, почему кладет карточку именно на это место. В случае сомнений карточку
можно положить рядом с надписью НЕ ЗНАЮ.
В конце урока проводим аукцион вопросов. (5 м)
Учащимся предоставляются слайды с вопросами, на которые они должны ответить, после их
ответа, высвечивается ответ на слайде. Учся, набравшие наибольшее колво ответов поощряются
оценкой.
РЕФЛЕКСИЯ.
Приложение:
Тестзадание.
1.
2.
как называется вирус, вызывающий СПИД.
кто, по вашему мнению может заболеть СПИДом
наркоман
гомосексуалист
проститутка
медицинский работник
любой, кто ухаживает за больным
то, кто ведет беспорядочную жизнь
СПИДом может заразиться любой человек
3. Каким образом можно заразиться СПИДом.
При пользовании общей посудой.
При пользовании общим санузлом, ванной или бассейном.
При пользовании общими предметами личной гигиены (зубной щеткой, расческой, полотенцем)
При уходе за больным СПИДом
При рукопожатии
При разговоре, кашле, чихании (через воздух)
При половом контакте
При укусах насекомых
При переливании крови и ее компонентов
При уколах в лечебном учреждении
При внутривенном введении наркотиков
От матери к ребенку при рождении
4. Можно ли заразиться СПИДом от человека, не имеющего внешних признаков заболевания?
5.
Считаете ли вы, что достаточно информированы о профилактике СПИДа?
Да
Нет
Да
Нет Есть ли в настоящее время лекарства, излечивающие СПИД?
Не знаю
Да
Нет
Не знаю
Увеличивает ли твое собственное поведение риск заболевания СПИДом?
Да
Нет
Не знаю
8. От кого вы хотели бы получить информацию о СПИДе?
Педагог
Врач
Родители
Друзья
Готов ли ты вести разъяснительную работу среди сверстников по профилактике ВИЧ инфекции, наркомании?
Да
Нет
Не знаю
10. Нуждается ли, по вашему, молодежь в знаниях по профилактике СПИДа и наркомании?
6.
7.
9.
11. В каком возрасте вы хотели бы получить эту информацию?
Да
Нет
Не знаю
1213 лет
1415 лет
1617 лет
Классный час "Как защитить себя от ВИЧ-инфекции"
Классный час "Как защитить себя от ВИЧ-инфекции"
Классный час "Как защитить себя от ВИЧ-инфекции"
Классный час "Как защитить себя от ВИЧ-инфекции"
Классный час "Как защитить себя от ВИЧ-инфекции"
Классный час "Как защитить себя от ВИЧ-инфекции"
Классный час "Как защитить себя от ВИЧ-инфекции"
Классный час "Как защитить себя от ВИЧ-инфекции"
Классный час "Как защитить себя от ВИЧ-инфекции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.