Классный час «Когда чужая боль становится своей» посвящен трагедии в Беслане, формирует у учащихся представления о трагедиях, к которым может привести терроризм. Рассчитан для детей среднего школьного возраста. Учащиеся раскрывают лексическое значение слов «террор», «терроризм». беседа развивает чувство сострадания и соучастия к жертвам терроризма.Классный час «Когда чужая боль становится своей» (посвящен трагедии в Беслане)
МБОУ СОШ №3
Классный час
в 6 «Г» классе
«Когда чужая боль становится своей»
(посвящентрагедии в Беслане)
Плотникова П. В..
Классный руководитель
02.09.2017 г. формирование у учащихся представления о трагедиях, к которым
Цель мероприятия:
может привести терроризм.
Задачи:
рассказать о трагических событиях в Беслане;
вызвать осуждение к террористическим актам;
развить чувство сострадания и соучастия к жертвам терроризма;
раскрыть лексическое значение слов «террор», «терроризм».
Ход мероприятия:
I. Вступительная беседа:
Ребята, с каким настроением вы идете каждый год в школу 1 сентября?
А какое настроение у ваших родных в этот день?
Как вы думаете, почему вы все испытываете похожие чувства в этот
день?
II. Учитель: Ребёнок.всегда прекрасен.
Смерть... всегда страшна.
Беслан соединил две эти силы. Человечество увидело детскую смерть.
Наш классный час «Когда чужая боль становится своей», посвящен
этому событию. (Слайд 2)
1 сентября 2014 года исполняется 13 лет со дня страшной трагедии в
Беслане, трагедии, которая произошла во время торжественной линейки.
Этот ужас стал символом террора против детей в новейшей истории.
III. Словарная работа.
Давайте обратим внимание на значения слов, которые мы будем сегодня
неоднократно произносить.
“Терроризм”, “террористы”, “террористическая деятельность” – эти
понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой
информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое
настоящее и будущее, за свои права и свободы. (Слайд 3)
оо
Терр р (
лат. terror – страх, ужас) – устрашение мирного населения,
выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Террором
также называется угроза физической расправы по политическим или каким
либо иным мотивам, либо запугивание с угрозой расправы или убийства
Терроризм – политика,
основанная на систематическом
применении террора.
Синонимами слова «террор» являются слова «насилие», «запугивание»,
«устрашение».
То, что весь мир увидел по телевидению с 1 по 3 сентября 2004 года, не
поддается никакому описанию. Трагедия и горе. Оно разлито в Беслане на
каждом метре. (Слайд 4).Бесл н – город в России,
ао
третий по величине город Северной Осетии.
Расположен в 10 км от границы с Ингушетией.
IV. Учитель: Попробуем восстановить события этих дней.
1 день. Захват.
1 сентября 2004 года группа вооружённых боевиков подъехала к зданию
школы № 1 в Беслане. На площадке рядом со школой в этот момент
проходила линейка, посвящённая Дню знаний. Стреляя в воздух, террористы
загнали в здание школы более 1100 человек – детей, их родителей и
родственников, а также сотрудников школы. Несколько террористов обошли
школу со стороны Школьного переулка, чтобы отрезать людям путь к бегству.
В заложниках оказалось много детей дошкольного возраста: из девяти
бесланских детских садов четыре не работали изза затянувшегося ремонта,
вследствие чего многие родители привели с собой на линейку малышей.
Большинство заложников были загнаны в главный спортзал, тогда как
остальные попали в тренажёрный зал, душевые и столовую. Террористы
досконально знали план здания, что позволило произвести захват в течение
нескольких минут. Загнав заложников в здание, террористы заставили всех
сдать фото и видеоаппаратуру, а также мобильные телефоны, которые
разбивали. У входов и в коридорах были установлены самодельные взрывные
устройства, в спортзале взрывчатка была разложена на стульях и подвешена
на баскетбольные кольца и два троса, протянутые между ними. Заложникам
было приказано говорить только на русском языке, и малейшие отклонения от
приказа жестоко пресекались. Когда заложники начинали плакать или шуметь,
террористы стреляли в потолок или выдёргивали из толпы заложника,
независимо от возраста и пола, угрожая расстрелом. Подобные акции
устрашения использовались на протяжении всего захвата наряду с
издевательствами и оскорблениями.
Второй день.
Требования немедленного и безоговорочного освобождения заложников
террористами были проигнорированы.
В 16 часов захваченную школу посетил бывший президент
Ингушетии Руслан Аушев, единственный, кому удалось вести переговоры с
террористами лицом к лицу.
Через несколько часов после ухода Аушева террористы заметно
ожесточились: изначально выпускавшие заложников в туалет и приносившие
вёдра с водой в спортзал, боевики отказали и в том, и другом. Жаркая погода,
смрад и отсутствие вентиляции в зале ещё больше усугубляли состояние
заложников: многие теряли сознание. На просьбы дать воды террористы
отвечали, что она отравлена: выбраться в туалет или душевую удавалось
единицам.
Третий день.
К утру третьего дня заложники обессилели до такой степени, что уже
плохо реагировали на угрозы террористов. Многие, особенно дети и больныесахарным диабетом, падали в обморок, тогда как другие бредили и
испытывали галлюцинации. В 13:05 в спортзале последовательно произошли
два мощных взрыва с интервалом примерно в полминуты, в результате чего
произошло частичное обрушение крыши. Сразу после взрывов террористы
открыли огонь по спасателям. После этого заложники начали выпрыгивать
через окна и выбегать через входную дверь во двор школы. Террористы
открыли по ним огонь, вследствие чего погибли 29 человек. Через пять минут
после первых взрывов был отдан приказ приступить к операции по спасению
заложников и обезвреживанию террористов. Снайперы открыли прицельный
огонь на поражение террористов, прикрывая эвакуацию заложников. Носилок
не хватало, поэтому местные жители изготавливали их из любого доступного
материала, включая одеяла и переносные лестницы. Также не хватало машин
«Скорой помощи», и бесланцы увозили пострадавших на собственных
автомобилях в городскую больницу.
Штурм.
Прорыв бойцов ФСБ в здание был осуществлён с трёх направлений, но
забаррикадированные окна не позволяли им проникнуть в здание более часа. В
это время террористы вели по спортзалу автоматный и гранатомётный огонь
из столовой, заставив заложников встать на окна в качестве «живого щита», в
результате чего многие бойцы были вынуждены жертвовать собственными
жизнями для спасения заложников. Операция по ликвидации террористов
продлилась почти до полуночи. (Слайд 5)
В 66 семьях погибло от 2 до 6 человек, а 17 детей остались круглыми
сиротами (родственники жертв, скончавшиеся в результате тяжелейшей
психологической травмы, в эти цифры не входят).
Запомни, живущий, и помни всегда –
Беслан – это общая наша беда.
Для разных людей и народов, и стран
Террор и насилие – это Беслан.
Отчаянье рубит сердца пополам –
Боль, стоны и муки – всё это Беслан.
Все слёзы отцов и отчаянье мам
Вложились в короткое слово – "Беслан".
И годы пройдут, там воздвигнется храм,
И жизнь возвратится обратно в Беслан.
Пусть время притупит болезненность ран –
Мы их не забудем, ты слышишь, Беслан? (Слайд 7)
Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а
последний год уже официально именуют “Городом ангелов”.
“Город ангелов” находится неподалеку от аэропорта. Таксисты, узнав, что
вы хотите посетить кладбище и первую школу, как правило, не назначают
цену за проезд – можете заплатить, сколько считаете удобным.Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в
школе №1.
Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская, где похоронены
фрагменты тел, которые не удалось опознать. Дата смерти у всех одна — 3
сентября 2004 года. (Слайд 8).
На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов” (Слайд
9).
У входа на кладбище – памятник «Древо скорби»
Семиметровая бронзовая композиция, четыре плачущих женщины и
пятьдесят устремленных в небо ангелов, символизирует скорбь, всемирную
солидарность с Бесланом и вечную память о жертвах теракта. (Слайд 10).
Фигурки ангелочков здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды,
восседают на постаментах между могилами. Надгробий столько, что красные
мраморные плиты почти заходят за горизонт. У каждой могилы — бутылки с
минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками
террористов. (Слайд 11)
В 2011 году на месте заброшенной Первой школы начали строить
мемориальный комплекс. В центр спортивного зала школы погибшим до сих
пор приносят бутылки с водой, поскольку заложники сильно страдали от
жажды.
VII. Рефлексия. Активный метод «Клубок эмоций» (слайд 12)
Уважаемые ребята! Я попрошу вас всех выйти к доске и встать в круг. В
руке у меня клубок ниток, представим, что это наши с вами эмоции и
впечатления, полученные сегодня на классном часе. Поделитесь, пожалуйста,
своими мыслями. Высказав их, я прошу, чтобы каждый из вас намотал нитку
12 витками себе на палец, а затем, закончив говорить, передал или
перебросил клубок своему однокласснику. (Высказывания ребят, передача
клубка).
Ребята, посмотрите как объединило нас горе Беслана в эмоциях,
чувствах, переживаниях…Это так раз тот момент, «Когда чужая боль
становится своей».
Благодарю всех участников.