Классный час «Когда добро творит зло?»

  • Работа в классе
  • doc
  • 25.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Конспект классного часа Когда добро творит зло.doc
Классный час в 9 классе  «Когда добро творит зло?» Цели и задачи: 1. Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло». 2. Познакомить   с   закономерностями   проявления   их   в   личности   человека   и   в окружающей жизни. 3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому. 4. Воспитывать   у   учащихся   доброжелательность,   отзывчивость,   доброту   и толерантность. 5. Привить основы нравственного поведения. Форма проведения: дискуссия. Оформление и оборудование:  1. Эпиграф к классному часу. 2. Фрагмент мультфильма «Просто так». 3. Компьютерная презентация «Когда добро творит зло».  Подготовительная работа:  1. Проведена работа по обработке материала, опубликованного в газетах и журналах. 2. Подбор пословиц, поговорок и притч, соответствующих теме классного часа. 3. Создание презентации.  План:  1. Приветствие. Целеполагание.     2. Понятия «добро» и «зло».    3. Народная мудрость. 4. Пословицы недаром молвятся… 5. Заключение. Подведение итогов. Ход классного часа: 1. Приветствие. Целеполагание.    (сл. 1) Учитель.  Добрый   день.  Сегодня   наш   классный   час   пройдёт   в   форме   диспута,   а обсудим мы извечную тему «Добро и зло», поговорим о таких известных всем понятиях, как «добро» и «зло» о том, как они проявляются в личности человека и в окружающей жизни. И постараемся ответить на главный вопрос «Когда же добро творит зло?» Эпиграфом к теме нашего классного часа я выбрала известное стихотворение:   (сл. 2) Не зли других и сам не злись, Мы гости в этом мире бренном. И если, что не так ­ сдержись! Будь поумней и улыбнись, Ведь в мире всё закономерно: Зло излученное тобой,  К  тебе вернётся непременно!                 (сл. 3)2. Понятия «добро» и «зло».    Добро и зло – это два нравственных понятия сопровождающие человека на  протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.  Кто может ответить на вопрос, что такое мораль и для чего она нужна?     (сл.  4) Слово мораль пришло к нам из французского языка (morale – нравственность), а во  Францию это слово пришло из Древнего Рима, но само понятие о морали, т.е. определенные правила поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова  мораль. У меня такой вопрос: Как Вы понимаете понятия: Добро и Зло? Где и как они  проявляются? (сл. 5) Добро – это:   то, что служит сохранению и развитию жизни; все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу. А все, что вредит этому ­ называют зло.  Высшее проявление добра – мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла – война, убийство. 3. Народная мудрость. В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на  другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье?  О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но  у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться  его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо  постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это  нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл  человеческой жизни.            Учитель. Добру противостоит зло.  (сл. 6)  Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой  борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует  усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.   Как вы понимаете слова: "Добро должно быть с кулаками"?  Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием.   (сл. 7) Добро должно быть с кулаками,  Добро суровым быть должно,   Чтобы летела шерсть клоками  Со всех, кто лезет на добро.  Добро ­ не жалость и не слабость,Добром дробят замки оков.  Добро не слякоть и не святость,  Не отпущение грехов.  И смысл истории ­ в конечном,  В добротном действии одном:  Спокойно вышибать коленом   Не уступающих добром! Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками»?   Почему это необходимо?  Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости.  Сильный человек проявляет великодушие, он по­настоящему добрый, а слабый человек  бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.   (сл. 8) В народе бытует  мнение  «За добро платят злом».  В чем его смысл?   (сл. 9) Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом»         Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё  упало дерево. Змея  изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё  было бесполезно.         Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой  топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:  ­ Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило  меня к земле!  Человек отвечает ей:  ­ Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь! Змея опять:  ­ Поверь мне, я не съем тебя!  А человек своё: ­ Я тебе не верю.  Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея  выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:  ­ Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!  ­ Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя?  ­ Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?  ­ Вот так дела! – сказал человек сердито.  А змея опять:  ­ Ты думаешь, я не права?  ­ Конечно, не права!  ­ Ну, хорошо, ­ сказала змея. – Тогда позови сюда каких­нибудь животных, и мы их  спросим. Ты увидишь, что они ответят.  Человек пошёл искать животных  и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала  спрашивать их одного за другим:  ­ Скажи­ка, пума, правда, что за добро платят  злом?  ­ Да, ­ ответила пума.  ­ А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?  ­ Да, ­ ответила лошадь.  ­ Братец олень, платят ли за добро злом?  ­ Да, ­ ответил олень.Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался  только волк, и змея повернулась к нему:  ­ Братец волк, платят ли за добро злом?  И волк отвечает:  ­ Я не знаю, как  всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать,  должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.  Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И  волк сказал:  ­ А теперь, змея, оставайся там!  Человек поблагодарил волка и говорит:  ­ Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.  ­ Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.  Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его  жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак,  которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.  Волк уже ждал его.  ­ Братец волк, я принёс тебе цыплят!  ­ Спасибо! – ответил волк.  Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши.  Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:  ­ Змея была права: за добро надо платить злом.  Учитель.  Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные  отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно  помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена  славились.  Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего  национального характера.  Делать добро – это душевная потребность для русских людей,  которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много  зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и  бескорыстие людей.  4. Пословицы недаром молвятся… Вот поэтому, сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным  категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».  «От добра ­ добра не ищут» или «Не делай добра ­ не получишь зла».  Ваши мнения  по ­ поводу этих  высказываний. По этому поводу можно сказать следующее: делай добро так, чтоб твоя левая рука не  знала, что делает правая. Хотя иногда очень хочется чтоб твой добрый поступок по  отношению к кому ­ нибудь заметили и оценили.  (музыкальный фрагмент в исполнении Шуры) А что вы можете сказать по поводу следующего высказывания «Ни одно доброе  дело не останется безнаказанным».Нужно делать добро из­за того что хочется его сделать, а не из­за ожидания  ответного добра. Если не хочется, то и не надо делать. А если хочется и вы делаете, то тот, кому добро сделано ничего не должен, вы этого сами захотели. Существует еще одно высказывание «Благими намерениями выстлана дорога в ад».  Такие разные трактовки выражают один общий смысл: «От добра ­ добра не ищут,  от овса кони не рыщут». В Индонезии, у жителей острова Бали, существует стародавний обычай: молодого  мужчину подвергают торжественному посвящению – обряду. Старейший селения или  племени подходит и слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая,  притупляя их. По убеждению балийцев, это делается для того, чтобы душа и деяния его  были добрыми. Пусть он будет мягок и сердечен с окружающими. И пусть, когда у него  родятся дети, они также будут детьми человека, а не зверя, добрыми людьми. Учитель.  И напоследок обсудим несколько примеров:   Вспомним ещё одну древнюю притчу. Однажды Бог встретил Человека и сказал  ему: «Проси у меня все что хочешь, только помни, что твоему соседу я дам вдвое  больше». Человек надолго задумался, а потом сказал: «Господи, выколи мне один  глаз».  Как вы оцениваете моральную позицию этого человека?  У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не  делаем того, что осуждаем в других». Объясните это высказывание с точки зрения морали. 5. Подведение итогов. Помните:  Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению  его души.   Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным  поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под  личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.  А закончим мы наш классный час видеофрагментом из мультфильма «Просто так».  (видеофрагмент мультфильма «Просто так») Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней. Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать  другим – отличительная черта русского человека.  До свидания, будьте добры друг к другу. Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.  Список используемой литературы: • Афоризмы по иностранным источникам. ­ М.: Просвещение, 1972. • Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. ­ М.:  Просвещение, 1988.• Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ ­  Ростовское книжное издательство, 1978. • Периодические издания.  • Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/ . ­  М.Просвещение,  1990. • Философская энциклопедия. т. 2. ­ М.: Просвещение, 1962.  • Энциклопедия К и М, 2007 г.