Классный час "Моя родословная"

  • Мероприятия
  • docx
  • 19.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • повышение интеллектуального и культурного уровня семьи; • развитие интереса к истории и традициям своих предков; • изучение, сохранение истории происхождения своего рода. • укрепление духовных ценностей семьи; • патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на примере жизни отцов и детей. Оборудование: музыкальные произведения башкирского народа. Наглядность: эпиграф, заголовок. Самый важный акцент делается на эту тему
Иконка файла материала КЛАССНЫЙ ЧАС Моя родословная.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское» Сунженского муниципального района КЛАССНЫЙ ЧАС  "МОЯ РОДОСЛОВНАЯ" 9 «А» класс Подготовила и провела: Заруева З.Х.Классный час "Моя родословная" Цели:      повышение интеллектуального и культурного уровня семьи; развитие интереса к истории и традициям своих предков; изучение, сохранение истории происхождения своего рода. укрепление духовных ценностей семьи; патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на  примере жизни отцов и детей. Оборудование: музыкальные произведения башкирского народа. Наглядность: эпиграф, заголовок. Ход классного часа. Учитель: Сегодня мы с вами еще раз поговорим о родословной, и итогом нашего классного  часа станет построение генеалогического древа, составление росписей и создание герба  своего рода. За всем этим стоит целая история ­ семьи, множества семей. А пока обратимся  к слову "род". Что оно означает? Ответы детей. Учитель: Правильно! А теперь назовите слова, образованные от корня "род". Ответы детей (родня, родичи, родина, родник, рождать, недород, урожай, народ,  родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная). Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему  живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Так что же такое родословная? Родословная ­ это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий  происхождение и степень родства. В Башкирии традиция составлять родословные существует уже давно. Среди башкир трудно  было найти человека, который не относился бы с почтением к своему роду, отцу, старшему  брату. Как назывались родословные у башкир? Ответы детей ( шежере). Учитель: Что буквально означает это слово? Ответы детей (в переводе с арабского ­ дерево). Учитель: Правильно! В очень давние времена именно в форме дерева записывалась  генеалогия. А что это за наука ­ генеалогия? Ответы детей (историческая дисциплина, которая возникла в 17­18в., изучает  происхождение, историю и родственные связи родов и семей). Учитель: Верно! Назовите особенности башкирских шежере.Ответы детей (вносились только мужские имена; должны знать своих предков до седьмого  колена; содержат сведения об истории, о быте, нравах народа; богаты фольклорным  материалом). Учитель: Хорошо! А когда появились первые шежере? Ответы детей (в 12­13в). Учитель: Древние шежере до нас не дошли. В далеком прошлом они бытовали в основном  как фольклорные произведения в устной форме. Самым древним по времени записи  является шежере племени юрматы. Оно было записано в 1564г. У кажджого рода, племени как и у современных государств были свои атрибуты, символы.  Назовите их. Ответы детей (тамга, тотем, оран). Учитель: Что такое тотем, оран, тамга? Для чего они были нужны роду? Ответы детей (Тотем ­ первопредок рода, священное животное от которого произошел род. Оран ­ клич. Он мог состоять из имени отдаленного предка ­ патриарха рода, им могло  служить и название рода. Оран выкрикивался при вступлении в сражение или во время боя,  чтобы отличить своих от чужих., Чтобы вдохновить друг друга перед боем или же выразить радость победы.  Тамга ­ знак, печать рода. Служила для определения собственности, границ рода, ставилась вместо подписи в документах). Учитель: Верно! Но тамга ­ это еще и внешнее выражение единства рода. Как считают  некоторые ученые тамга ­ это своеобразный прообраз герба. Что может отображать герб? Ответы детей (стремление народа, его занятия, качества). Учитель: Дома вместе с родителями вы составили свое родословное дерево. Кто знает семь  поколений своих предков? Шесть, пять, четыре? В большинстве своем вы знаете пять  поколений, что тоже не плохо. Давайте прочитаем башкирские пословицы. Что в них говорится о родословной: ­ Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. ­ Дерево, хоть оно в несколько стволов растет, корень один имеет. ­ Когда на голову беда свалится, родственника признаешь. ­ Незнание своей родословной до седьмого колена ­ признак сиротства. ­ Тот, кто свою страну не знает ­ невежда, тот, кто родословную свою не знает ­ грешен. Ответы детей. Учитель: Родословную своего рода вы составили. Сегодня на классном часе вы попробуете  создать герб своего рода, где постараетесь отобразить то, чем гордится, к чему стремится  или чем славится ваш род. На вашу работу вам дается 15 минут. А потом, вы познакомите друг друга со своей  родословной и покажете герб своего рода. Ребята составляют гербы своего рода. Учитель: Много интересного вы узнали о своих предках, о том, чем они занимались, чем  увлекались, чем прославили свой род. Давайте поделимся своими знаниями друг с другом.  Вы можете задавать вопросы друг другу. Защита проектов. Выступление ребят (смотри приложение).Учитель: Ребята, что вы узнали нового, составляя свои родословные? Ответы детей (мы узнали, чем занимались наши предки, чем увлекались, откуда пошел наш  род). Учитель: Для чего вы составляли родословные? Ответы детей (чтобы помнить своих предков, знать обычаи, традиции своей семьи, чтобы  потом передать эти знания своим детям). Учитель: Вы очень много интересного узнали о своих предках, но все же каждому из вас  дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы  называете своей семьей. А закончить наш урок мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея  Руси Алексея II: "Божие благословение почивает на тех, кто созидает семью, почитает и  хранит память о своих предках и воспитывает детей. Божие благословение всем тем, кто  начинает вести летопись своего рода, свою семейную летопись. Пусть она становится  кладезем жизненного опыта для вас и ваших потомков. Пусть поможет осознать место  каждого члена семьи в истории и вечности".