МОУ Поваренская СОШ
Классный час, посвященный году семьи
в 8 классе
Тема: «Мы дети твои, дорогая Земля!»
Подготовила Г. П. Киселева,
Классный руководитель 8 класса
2008 г.
Тема: «Мы дети твои, дорогая Земля»
Цели:
1. Воспитание терпимости по отношению ко всем людям.
2. Развитие понимания значимости данной темы в реальной жизни.
3. Воспитание чувства сопричастности ко всему, что окружает ребёнка.
Оборудование: мультимедийное оборудование, глобус, магнитная доска.
Ход мероприятия: I. Орг. момент (на классный час приглашены родители. При работе в группах родители помогают детям выполнить задания)
- Здравствуйте, сегодня мы проведем час общения на тему: «Мы дети твои, дорогая Земля!
II. Беседа с учащимися.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые родители. Здравствуйте – говорят друг другу каждый день, на разных языках миллионы людей, желая здоровья и благополучия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется планета, на которой живут люди? (Земля).
- Молодцы. Вот она наша прекрасная планета. (Учитель показывает глобус).
- А кто знает, сколько человек населяют Землю?
(В конце XX века население планеты составляло чуть меньше 6 миллиардов человек).
- Наша планета огромна и практически во всех ее уголках живут люди.
- Ребята, кто знает как появился человек на Земле?
(В Библии – Священной книге христиан говорится, что Бог, создавая мир под самый конец сотворил человека по образу своему и подобию. У каждого народа свои мифы о происхождении людей, они интересны и красивы. Ученые доказывают, что у человека и обезьяны был единый предок).
- Молодцы. Казалось бы люди должны быть все похожи. Но почему все живущие на Земле отличаются внешне друг от друга?
-Люди не могли этого объяснить и создавали прекрасные легенды. Послушайте интереснейшую легенду североамериканских индейцев: «Однажды Боги вылепили фигурки из глины и положили в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично–красный оттенок это были индейцы. В следующий раз Боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уж Боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно – розового цвета. Так появились европейцы».
Помимо легенд и мифов люди создали науку антропологию, изучающую происхождение и изменение физического типа человека.
- Давайте вернемся к населению Земли. Напомню, что на нашей планете живут около 6 млрд. И каждый человек внешне не похож на другого человека. Люди отличаются друг от друга цветом кожи, глаз, волос, формой лица, носа, рта, ростом, весом и другими признаками.
Но есть общие признаки: язык, культура, религия, традиции, искусство, которые объединяют людей в единые народы. На нашей планете сосуществуют по меньшей мере 15 тысяч разных национальностей.
Только наша страна, которая называется… как?..... (Россия) включает в себя 130 народов.
Каждый человек имеет свою родину – город или село.
- На этом глобусе есть место, где живем мы с вами – наша Новосибирская область. В ней находится замечательное село Поваренка. Оно такое маленький для всей планеты, что его не обозначили на глобусе, но такое важное для вас, потому что в нём живете вы в окружении своих близких и друзей.
- Как вы думаете, в вашем селе живут люди только одной национальности или нет?
- Готовясь к нашей встрече, я составила диаграмму, на которой хорошо видно, люди каких национальностей проживают на территории нашей области.
III. Работа с диаграммой.
- Посмотрите, какая многонациональная ваша область!
- Как вы думаете хорошо или плохо такое соседство? Почему?
- В каждом человеке любой национальности течет кровь его предков, и он должен этим гордиться. Пусть у людей будет разный цвет кожи, они будут говорить на разных языках и даже могут жить на разных континентах. Но есть что–то общее, что их объединяет. Что это?
- Чем человек отличается от других живых существ?
(Он наделен разумом, чувствами, способностью говорить, имеет характер и самое главное – человек умеет общаться. Но каково будет это общение, враждебное или доброжелательное? Зависит от человека. Как бы вы хотели, чтобы с вами общались?). Молодцы!
IV. Работа в группах.
- Ребята, каждой группе я дам лист бумаги, ручку и вырезанного из цветной бумаги человека. Ваша задача представить, что перед вами живой человек, неважно какой он национальности, возраста, пола и решить, какими чертами характера должен он обладать, чтобы жить в мире с другими людьми. Эти качества запишите на листочках. Чтобы вам было легче, закончите предложение, данное на экране «Человек должен быть…». Выберите 3 главных на ваш взгляд черты характера и озвучьте их, повторяться нельзя.
V. Афиширование результатов.
(На доске посередине помещен такой же человек. Ребята, прикрепляя «своего» человечка рядом с «общим», записывают черты характера «своего» человечка.) Представьте, что это земля, которую нужно заселить людьми. Одного человека я уже поселила. Но ему скучно одному, давайте подселим к нему соседей.
Учитель проводит линии между всеми «человечками».
- Мы населили пространство людьми. Ребята, как вы думаете, почему человечки у нас разноцветные? На что это указывает? (Это показывает на то, что это представители разных народов).
-И если люди всех национальностей будут (добрыми, умными, смелыми, сильными, улыбчивыми, преданными, честными…), то на Земле (взять глобус) исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета твоя кожа. Главное, ты человек. Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, живущие на одной планете.
К сожалению, идут войны, гибнут люди и изменить весь Земной шар и прекратить войны и распри сразу невозможно. Что же делать? Есть такая мудрая мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, сказать доброе слово, поддержать человека в трудную минуту, провести через улицу старика, быть вежливым и обходительным со всеми людьми – это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.
Так давайте начнем прямо сейчас!
VI. Рефлексия.
- Ребята, станьте, пожалуйста, в круг. (Учитель зажигает свечу и передает ее по кругу).
- Сейчас я держу в руках свечу, она символ частички души, я передам ее «Саше» и скажу о своих чувствах после сегодняшнего разговора. «Саша» передаст ее дальше «Свете» и скажет о своих мыслях, мечтах и чувствах. И так сделает каждый из вас.
Итак, начнем…
- Я передаю частичку моей души с надеждой, что ты станешь истинным патриотом, а не националистом. Ведь чтобы любить свой народ не нужно ненавидеть другой.
- Вот видите, что получилось, я подарила частичку души одному человеку, но оказалось, что она согрела все ваши сердца и вернулась ко мне во много раз преумноженной. И так будет происходить всегда. Так пусть этот огонь доброты и человечности к окружающими никогда не гаснет в ваших сердцах. Потому что мы дети одной планеты, имя которой Земля.
Ваш класс – это маленькая семья, маленькая крупинка большой планеты. И мне хотелось бы чтобы в вашей семье, а значит и в школе, и в городе, и в России всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что для этого нужно вам расскажет китайская притча.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Эта семья была особая – мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка спросил:
-И все?
-Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
-И мира тоже».
Мне хотелось бы, чтобы у вас в классе навсегда поселились любовь, прощение и терпение. И тогда у вас все будет хорошо.
А на прощание я бы хотела вам сказать, спасибо. Спасибо за интересную работу. Мне было приятно с вами пообщаться. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.