Цель:
- сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
- объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.
Классный час на тему "День финансовой грамотности"
Цель:
сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и
наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты
денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами
денежными средствами между субъектами рынка.
Классный руководитель:
Ход классного часа:
Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с
его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем,
задается тривиальным вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?
Т. е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.
Этот термин finansia возник в XIIIXV вв. переводится с латинского как наличные
средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный
платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал
употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между
населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных
средств.
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это
деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы —
это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и
аккредитивы, и др. финансовые инструменты.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование
этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию
людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор
соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление
средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в
зрелом возрасте.
Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в
современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое
состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?
Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами,
которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег: «Лучше полезть в карман
за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов), «Деньги должны оборачиваться. Чем
быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица). «Деньгами надо управлять, а не
служить им»Сенека Луций Анней Младший. «Время и деньги большей частью взаимозаменяемы»
Уинстон Черчилль
Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что
«копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому,
что «деньги должны работать».
И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.
Что лучше — копить или тратить?
Давайте попробуем разобраться, каждую из этих моделей поведения можно назвать
выгодной, если учесть следующие факторы:
1. Что дает накопление?
накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения
непредвиденной ситуации.
Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных
неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму
денег;
накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи
займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег,
которая идет на выплату процентов по кредиту;
накопление дает возможность делать значительные приобретения.
Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание
определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;
помимо финансовой накопление обеспечивает психологическую защищенность,
создает своеобразную «подушку безопасности».
Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли
протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других
непредвидимых ситуациях
(во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры).
2. Что дает свободное распоряжение деньгами?
подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно
чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и
вынужденным откладывать;
свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой
— «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».
Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же
время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день»
действительно наступает;
свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать
другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.
Что же подходит именно вам?Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен.
Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей,
осваивайте накопление.
Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода. Если вам трудно,
начинайте откладывать хотя бы по 500 рублей в месяц.
Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить,
разрешайте себе тратить.
Вероятно, вы не только не разрешаете себе «отпускать» деньги, но и не позволяете
себе жить, откладывая эту возможность на более долгий срок. «Вот мы откладываем,
откладываем деньги, а жизнь вдруг — бац, и кончилась». Но не стоит бросаться из
крайности в крайность и начинать тратить напропалую.
Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и
позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не
просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он
может вам дать? Чего сейчас вам не хватает, чтобы распоряжаться деньгаминаиболее
эффективно?
Иногда стоит просто выбрать золотую середину,
уравновесить потребность тратить и желаниеобезопасить себя.
Возьмите листок бумаги и ручку и распишите ежемесячные доход и траты семьи.
Статья дохода: Сумма.
Подсчитайте, сколько у вас получилось.
Статья расхода Сумма.
Расходы на продукты питания
Расходы на проезд в общественном транспорте (бензин)
Бытовые расходы
Коммунальные платежи
Оставшуюся сумму поделите таким образом, чтобы часть ее шла на
«подушкубезопасности», а часть на приятные расходы. Сделайте 2 эти графы
обязательными для себя.
Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и
позволяет экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно
тратить на свои личныенужды (кино, театры, одежду, каток, кафе и т. д.), не менее
важно.
После заполнения ребята комментируют свои записи.