Цели: Знакомство учащихся с профессиями. Выявление склонностей учеников к различным видам человеческой деятельности. Обеспечение готовности девятиклассников к профессиональному самоопределению.
Подготовительная работа 
Определение классным руководителем совместно с активом класса темы и формы проведения классного часа, составление плана подготовительной работы. 
Проведение инициативной группой учащихся анкетирования школьников, родителей, работников школы на тему “Мир профессий”
Диагностическое изучение профессиональных предпочтений учащихся.
Подготовка оборудования и оформления классного часа.
            
        
        
        
                    
                
                    Классный час "Мир профессий", или "Какую профессию мне выбрать?"
Участники: учащиеся 9го класса, классный руководитель.
Цели: Знакомство учащихся с профессиями. Выявление склонностей учеников к 
различным видам человеческой деятельности. Обеспечение готовности девятиклассников к
профессиональному самоопределению.
Подготовительная работа 
Определение классным руководителем совместно с активом класса темы и формы 
проведения классного часа, составление плана подготовительной работы. 
Проведение инициативной группой учащихся анкетирования школьников, родителей, 
работников школы на тему “Мир профессий”
Диагностическое изучение профессиональных предпочтений учащихся.
Подготовка оборудования и оформления классного часа.
Оформление, оборудование и инвентарь: Ручки, карандаши, бланки опросника (карта 
самооценки склонностей), плакаты с высказываниями известных людей о труде, о 
профессиях.
Ход проведения
УЧИТЕЛЬ: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим на тему “Мир 
профессий. (или Какую профессию выбрать?)”
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек 
меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно… Означает ли это, что к 
выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить 
себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою 
профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить
пользу людям, обществу? Об этих и других проблемах пойдет речь на классных часах в 
течении года. А этот классный час откроет вам огромный мир профессий, ведь зачастую 
человек просто не знает о существовании целого ряда профессий, а как раз та единственная
– которая его может сделать счастливым – ему пока неизвестна…
Звучит музыкальная заставка.
Нашу первую рубрику “НОВОСТИ” открывает репортаж специального корреспондента 
__________________________
Спец. кор.: Здравствуйте! Я получил задание провести опрос среди учащихся и работников
школы на тему “Мир профессий”. В коридорах нашей школы многолюдно, но мне всетаки 
удалось провести опрос (см. Приложение 1). На вопросы: “кем хочешь быть, когда 
вырастишь?” или “кем Вы хотели быть когда вырастите?” получены следующие ответы: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Профессиями XXI века ученики и работники школы считают:Профессиями, ушедшими в глубь веков, по мнению опрошенных, можно считать 
следующие:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
С материалами опроса вас познакомила __________________
Звучит музыкальная заставка
Наш разговор о профессиях продолжается: Из опроса общественного мнения видно, что не 
все школьники знают новые профессии, пользующиеся в настоящее время большим 
спросом. А о профессиях, ушедших в глубь веков, вообще, многие услышали впервые.
Сейчас познакомимся с профессиями, которые сегодня все чаще и чаще востребованы.
АУДИТОР:
Уважаемые ребята, я хочу представить вам профессию аудитора. Аудиторы контролируют 
не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании, предприятия. Во всех 
странах мира компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, 
отчислять налоги и т. д. Правильность ведения финансовоучетной и отчетной 
документации контролируется общественным аудитором. Дает оценку степени риска и 
эффективности предполагаемых операций предприятия. Эта профессия требует высокой 
квалификации, ответственности и является весьма престижной. У нас в стране эта 
профессия ещё очень молода, хотя во всем мире она известна очень давно. 
Получить эту профессию можно в любом экономическом колледже или ВУЗе.
СЕСТРАГЕРАНТОЛОГ
А я хочу познакомить вас с профессией геронтолога. Совершенствование медицинского 
обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести 
здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. В 
настоящее время несколько иная ситуация сложилась в России, но она в скором времени 
должна улучшиться. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно 
быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые рассчитывать могут только на 
себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало 
выделяется мест для таких людей. Частные же лечебные и оздоровительные заведения пока
немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какоето время – это реальный 
выход во многих случаях. И потому профессия сестрыгеронтолога получает все большее 
признание в обществе. 
Получить эту профессию можно в любом медицинском колледже или ВУЗе.
РАДИОЛОГ:
Эта профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы 
болезни путем специализированного обследования различных частей человеческого тела. 
Такое обследование проводится с помощью высокотехнологичного оборудования: 
рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и др. Эти средства становятся все более 
совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объем 
информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентовк радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какойто дополнительной информации о 
состоянии больного. На основании заключения радиолога устанавливается более точный 
диагноз и проводится более эффективное лечение.
Получить эту профессию можно в любом медицинском колледже или ВУЗе.
АГЕНТ СТРАХОВОЙ 
Представитель страховой компании. Привлекает новых клиентов, составляет договоры, 
контролирует их выполнение, осуществляет необходимые действия в случае 
возникновения страхового случая.
АГЕНТ ПО РЕКЛАМЕ
Проводит работу с клиентамирекламодателями: поиск клиентов, выезжает к ним для 
заключения договоров, получения исходных материалов, согласования проектов и эскизов. 
Контролирует выполнение договорных обязательств. 
ИМПРЕССАРИО
Организатор зрелищных предприятий. Агент какоголибо артиста, действующий от его 
имени и в его интересах. 
РИЭЛТЕР
Специалист по аренде, покупке, продаже недвижимости.
СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Организует общественное мнение, анализирует соотношения деятельности лица или 
организации с общественными интересами, разрабатывает и реализует программы создания 
благоприятного общественного мнения, участвует в организации выставок и презентаций, 
работает в тесном контакте с пресссекретарем (или совмещает эти функции).
СЕКРЕТАРЬ НА ТЕЛЕФОНЕ
Осуществляет прием звонков и клиентов, организует делопроизводство, переводит 
телефонные переговоры, организует встречи, производит прием и отправку 
корреспонденции по телефону, факсу, электронной почте. 
Звучит музыкальная заставка
(Игры, направленные на расширение кругозора в области профессий:)
Давайте назовем несколько профессий, относящиеся к различным группам: 
“человекприрода”
“человекчеловек”
“человекзнаковая система”
“человекхудожественный образ”
“человектехника”Напойте песни, в которых упоминается какаято профессия. 
Перечислите литературные произведения, в названии которых упоминается какаялибо 
профессия. 
А сейчас будет названа буква и ваша задача – показать, что вы знаете много профессий, 
начинающихся с этой буквы. Таким образом мы узнаем как велик мир профессий (по 
кругу).
Вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по 
очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени 
соответствуют данной характеристике. 
Самая зеленая профессия,
Самая детская профессия,
Самая смешная профессия,
Самая грязная профессия,
Самая чистая профессия,
Самая дорогая профессия
“Цепочка профессий” Я буду называть первую профессию, например, металлург, 
следующий назовет профессию, в чемто близкую металлургу, например, повар. 
Следующий назовет профессию, близкую к повару и т. д. Важно, чтобы называющий сумел 
объяснить, в чем сходство профессий (например: металлург и повар имеют дело с огнем, с 
высокими температурами, с печами).
(Например:металлургповармясникслесарьавтослесарьтаксистсатирик эстрадный (тоже
“зубы заговаривает”)артист драмтеатраартист балета и т.д.)
Ветеринартерапевт…
Давайте составим рассказ о типичном дне одного работника, но для рассказа используем 
только существительные. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы выглядеть так:
звонокзавтракзвонокуроквопросответоценказвонокучительскаязвонокурокзвонок
директордвоечникродителизвонокулицадомкухняуборкаурокидетиурокисон
звонок…
Итак, рассказ о типичном дне … Врача, Дворника, Летчика…
Дорогие ребята, вам стоит задуматься, какая группа профессий и какая профессия вам 
нравится, к чему у вас уже определились склонности. Пусть каждый оценит себя и свои 
возможности. Всем желаю не ошибиться в выборе своего будущего.
Ну, а как получить желаемую профессию, вы ответите сами.А ответы вы напишите на лепестках ромашки и мы, собрав её увидим, что же у нас 
получилось. 
Итак, давайте подведем итог (читаем на ромашке).
(Заключительная речь учителя:)
Русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”.
А Томас Карлейль сказал: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не 
оказалось работы”.
Я же хочу вам всем пожелать быть только счастливыми, а это ещё и значит, что очень 
важно в жизни найти работу по душе. Вы ещё молоды и у вас есть время присмотреться и 
определиться со своим будущим, а школьные беседы, встречи с интересными профессиями 
и людьми вам в этом обязательно должны помочь.
У нас в классе была проведена анкета, по результатам которой выявились следующие 
склонности учащихся к той или иной группе профессий 
1. “человекприрода” ___(ФИ учся)________
2. “человектехника” ___(ФИ учся)_________
3. “человектехника”___(ФИ учся)________
4. “человекзнаковая система” ___(ФИ учся)________
5. “человекхудожественный образ” ___(ФИ учся)________
Поэтому сегодня вам уже есть над чем задуматься, определиться с профессиональной 
направленностью своего будущего. А наша совместная работа по подготовке и проведению 
этого классного часа, надеюсь, некоторым уже помогла в этом. 
Счастливого пути вам в Мир профессий!
Приложение 1.
Анкета (для подготовки кл.часа, предлагается учащимся, родителям, работникам школы, 
знакомым учащихся 9 класса)
Ответьте на следующие вопросы:
Кем Вы хотели быть когда вырастите?
_______________________________________________
Какие профессии, на Ваш взгляд, являются профессиями XXI века?_______________________________________________
Какие профессии, на Ваш взгляд, можно считать профессиями, ушедшими в глубь веков?
______________________________________________