КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
классное руководство
Взрослым
01.06.2019
На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей образования и культуры в единой программе гуманистической работы, в защите детства – голос времени. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI века ВЕКОМ РЕБЁНКА
кл. час «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ.docx
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский техникум информационных технологий,
бизнеса и дизайна имени В. В. Самарского»
КЛАССНЫЙ ЧАС
НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ –
К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
Волгодонск
1 2019
«ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ –
К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
Природа матушка моя.
/Воронцова И./
Природа, я иду в тебя
С душой и сердцем обнажённым.
Прими, пожалуйста, любя,
Хочу быть заново рождённой.
Природа – матушка моя,
Твои исполню повеленья.
За все грехи прости меня,
Возьми, как детку на колени.
На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о
том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература,
различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты,
добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных
противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за
судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей
образования и культуры в единой программе гуманистической работы, в
защите детства – голос времени. Учёные выступают с различными прогнозами
на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI
века ВЕКОМ РЕБЁНКА
На фоне непрекращающихся воин, политических и экономических
катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между
народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может
действительно сближать, связывать людей и, самое главное, молодое
поколение.
Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.
Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может лучше
научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего
детства.
Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше,
чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской
Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то
ограничить расходование природных биологических запасов. Позже ПётрI
впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным
Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50
вёрст, а к берегам мелких – на 20.
В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны,
вязы, лиственницы. Так начиналась российская ЭКОЛОГИЯ.
2 а
ребёнке
дремлет
может
природа
самый
угаснуть,
настоящий
В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами
«природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика
подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.
Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по
нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в
разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о
здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках.
Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот
детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов,
дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для
них чемто обычным. Поэтому мы сами можем смело утверждать, что в
каждом
художник,
т.е. ЧЕЛОВЕК, который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но
если не помочь малышу открыть в себе способность выражать свой восторг
перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в
нём
перестанет
быть ИСТОЧНИКОМ ПИТАЮЩИМ ДУШУ.
Вспоминая годы первого учительского опыта, я думала, что, если работа
на уроке с книгой – воспитание любви к книге, упражнение о дереве –
воспитание любви к природе. Дватри предложения о добром мальчике из
рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы» и есть надежда, что завтра все дети
будут сиять от доброты и тепла не только к животным, но и к людям. И
только годы работы в школе, общение с детьми, их радость и печаль, смех и
слёзы убели меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй, самое
трудное и мучительное в учительской профессии.
Хотя я сейчас много слышу, что в обязанности учителя не должно входить
«теребить душу ребёнка», ведь все «от мала до велика» устали от
воспитателей. Прежде всего, нужно хорошо учить считать, читать, а душа...?
Ну что душа? Сама «вырастит», а не «вырастит» ещё лучше. Легче будет
жить в наше трудное время. Однако в период ломки стереотипов поведения и
традиций, который переживает не только наша страна, но и всё планетарное
общество. И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более
совершенную систему – «УЧИТЕЛЬ», основанной на этике и новом
понимании места человека и задачах цивилизации, сделается лидером XXI
века.
И именно сейчас нельзя забывать о том, что учитель – человек, который
передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость и т.
п., накопленную веками. Передать всё это без воздействия на душу ребёнка
невозможно. А мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести
их в далёкий мир познания.
Экологическому воспитанию школы в классно урочной системе уделяется
сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:
3 оторванность от жизни;
неумение применять на практике природоведческие знания.
К тому же я,
и большинство сельских учителей начальных классов
испытывают серьёзные затруднения при организации практической работы в
природе. Для ребёнка, оторванного от живой природы, возникает ложное
представление об экологии в данной местности. Для них экологические
проблемы существуют гдето там, далеко от каждого из нас. Ктото
нехороший, но не я и не мои близкие, совершают экологические проблемы.
Какието предприятия, разрушающие среду обитания, несимпатичные люди,
работающие на них. Всем от природы чтото нужно. Но только сама она,
выходит, никому не нужна. И природа, где медленно, где чуть быстрее
погибает. Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.
На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии
человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с
любовью. Чтобы сохранить в ребёнке художественное восприятие мира –
главное общение с природой, т. е. через туристскокраеведческую
деятельность, через укрепление здоровья путём закаливания организма
холодной водой, через формирование сознания.
Непосредственные контакты с окружающим миром вырабатывают
эстетическое восприятие окружающего мира, умение преодолевать
естественные трудности и препятствия. Это делает детей более выносливыми,
терпимыми к окружающим. Формирует такие качества личности, как
настойчивость, целеустремлённость, смелость, способствует приобретению
умений и навыков в общении с живой природой. Знания, приобретённые
наглядным путём не только более прочны, но и помогают сформировать у
детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а
как участников естественного процесса его развития
«Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил».
/Н. Заболоцкий /
Мать – Природа имеет универсальные знания для человека. Она источник и
основа нашей жизни
У человека необходимо выработать экологическую культуру. Ведь это есть
осознание человеком своей принадлежности к окружающему живому миру с
ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за
осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное
включение в этот процесс. И тогда
«Не станет он искать побед,
А ждать великое начало
Его всё чаще побеждало,
4 Чтобы расти ему в ответ»
М.Н. Рыльке
/перевод В. Пастернака./
Учёные утверждают, что содержание экологического образования должно
строиться на основе интегрированной научной картины природной и
социальной действительности.
Наше же народное образование постоянно совершенствуется, ищет новые
пути и подходы в обучении детей. Но с каждым годом убеждаешься в том, что
слово ЧЕЛОВЕК – не звучит так гордо, как созидатель, хранитель, а всё
больше он становится разрушителем всего и вся.
Хочется изменить поток людей. Крикнуть: «Опомнитесь, люди!!!»
В беседах хочется достучаться до сердец, но порой люди глухи. Наши
проблемы личного характера настолько кажутся большими, что мы совсем
забыли про свой другой мир – духовный.
Но во все века были проблемы, ситуации, но искорка человеческой души,
любви ко всему живому в природе к людям, живущим вокруг нас – была
всегда.
Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство
от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда
человек почувствует себя ребёнком на руках Матери – Природы, а не
царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только
тогда, когда не пойдёт против своей совести – будет ЛЮБОВЬ на Земле
ко всему живому, и только тогда, когда культура экологии, человеческой
души будет на высоте. Но к этому нужно идти.
Каждый день идёшь на работу, а в душе чувствуешь, что ещё теплится
искорка светлого. А сколько таких искорок у меня в классе. Ведь дети – это
нераспустившийся бутон цветка. Стоит только прикоснуться к его
бархатной головке нежно и бережно, как он потянется к тебе, к
солнечному свету.
Но всё это праздные слова, а в действительности постоянно стоят вопросы:
Сумею ли я, учитель войти во внутренний мир человека, который
учится и взрослеет?
Смогу ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых
оценок?
Смогу ли я лично эмоционально откликнуться на этот мир?
Смогу ли я помочь ребёнку расти целостным человеком, чувства
которого порождают идеи – чувства?
Смогу ли я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый
момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников?
И каждый день! И завтра, и вчера…
Каким он будет день? Будет ли он днём открытий или просто обыкновенным
днём зависит от нас. Но для меня он открывается словами педагога и учёного
5
Симона Соловейчика: «…Каждое утро повторяю, как молитву, взываю
к тому лучшему, что есть во мне: мне доверен ребёнок, это мой гость
дорогой, я благодарна ему за то, что он есть. Он также призван к
жизни, как и я, это нас объединяет – мы живые люли, он – человек и
не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди,
я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю и прощаю.
Я люблю его, и я благодарен ему зато, что он есть, и зато, что я могу
его любить и тем самым я возвышаюсь в духе своём.
…Если бы не было этих чудесных «гостей» на нашей Земле, детей,
то мир погиб бы, то мир погиб бы не от старости, ещё прежде от
бездуховности своей.»
В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания. Надо лишь понять,
что нет двух отношений к ребёнку – человеческого и педагогического. Есть
одно, одно и только одно ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность,
и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и
пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за
будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.
6
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.