КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
Оценка 4.7

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
классное руководство
Взрослым
01.06.2019
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей образования и культуры в единой программе гуманистической работы, в защите детства – голос времени. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI века ВЕКОМ РЕБЁНКА
кл. час «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ.docx
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В. В. Самарского» КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ» Волгодонск 1 2019 «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ» Природа ­ матушка моя. /Воронцова И./ Природа, я иду в тебя С душой и сердцем обнажённым. Прими, пожалуйста, любя,  Хочу быть заново рождённой. Природа – матушка моя, Твои исполню повеленья. За все грехи прости меня, Возьми, как детку на колени.        На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том,   что   ещё   нужно   сделать   для   того,   чтобы   школа,   детская   литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра   творчества.   Помогали   детям   находить   пути   к   снятию   конфликтных противоречий   современной   жизни,   развивали   чувство   ответственности   за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей образования   и   культуры   в   единой   программе   гуманистической   работы,   в защите детства – голос времени.  Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI века ВЕКОМ РЕБЁНКА    На   фоне   непрекращающихся   воин,   политических   и   экономических катаклизмов   становится   очевидной   спасательная   роль   диалогов   между народами,   диалога   культур   разных   стран,   систем   обучения,   что   может действительно   сближать,   связывать   людей   и,   самое   главное,   ­   молодое поколение.             Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.   Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего детства.      Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси   говорит,   что   уже   в   те   далёкие   времена   славяне   пытались   как   –   то ограничить   расходование   природных   биологических   запасов.   Позже   ПётрI впервые   в   истории   России   учредил   лесное   управление.   Он   специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.          В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская ЭКОЛОГИЯ. 2 а     ребёнке   дремлет   может природа самый   угаснуть, настоящий      В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа»,   и   «окружающая   среда».   Но   сама   жизненная   практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.          Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней   весьма   напряжённой   экологической   обстановке,   сложившейся   в разных  регионах  нашей  страны,  мы  мало думаем о  своём благополучии,  о здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках.   Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них   чем­то   обычным.   Поэтому   мы   сами   можем   смело   утверждать,   что   в каждом   художник, т.е. ЧЕЛОВЕК, который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но если не помочь малышу открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём перестанет быть ИСТОЧНИКОМ ­ ПИТАЮЩИМ ДУШУ.         Вспоминая годы первого учительского опыта, я думала, что, если работа на   уроке   с   книгой   –   воспитание   любви   к   книге,   упражнение   о   дереве   – воспитание   любви   к   природе.   Два­три   предложения   о   добром мальчике   из рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы» ­ и есть надежда, что завтра все дети будут сиять от доброты и тепла не только к животным, но и к людям. И только годы работы в школе, общение с детьми, их радость и печаль, смех и слёзы убели меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй, самое трудное и мучительное в учительской профессии.   Хотя я сейчас много слышу, что в обязанности учителя не должно входить «теребить   душу   ребёнка»,   ведь   все   «от   мала   до   велика»   устали   от воспитателей. Прежде всего, нужно хорошо учить считать, читать, а душа...?      Ну что душа? Сама «вырастит», а не «вырастит» ­ ещё лучше. Легче будет жить в наше трудное время. Однако в период ломки стереотипов поведения и традиций, который переживает не только наша страна, но и всё планетарное общество.   И   именно   та   нация,   которая   сегодня   сумеет   создать   более совершенную   систему   –   «УЧИТЕЛЬ»,   основанной   на   этике   и   новом понимании места человека и задачах цивилизации, сделается лидером XXI века.       И именно сейчас нельзя забывать о том, что учитель – человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость и т. п., накопленную веками. Передать всё это без воздействия на душу ребёнка невозможно. А мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их  в далёкий мир познания.    Экологическому воспитанию школы в классно­ урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки: 3 ­ оторванность от жизни; ­ неумение применять на практике природоведческие знания. К   тому   же   я,   и   большинство   сельских   учителей   начальных   классов испытывают серьёзные затруднения при организации практической работы в природе.   Для   ребёнка,   оторванного   от   живой   природы,   возникает   ложное представление   об   экологии   в   данной   местности.   Для   них   экологические проблемы   существуют   где­то   там,   далеко   от   каждого   из   нас.   Кто­то нехороший, но не я и не мои близкие, совершают экологические проблемы. Какие­то предприятия, разрушающие среду обитания, несимпатичные люди, работающие  на  них.  Всем   от  природы  что­то  нужно.  Но  только   сама  она, выходит,   никому   не   нужна.   И   природа,   где   медленно,   где   чуть   быстрее погибает. Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.    На   мой   взгляд,   нужно   чаще   и   как   можно   раньше   говорить   об   экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью.   Чтобы   сохранить   в   ребёнке   художественное восприятие   мира   – главное   общение   с   природой,   т.   е.   через   туристско­краеведческую деятельность,   через   укрепление   здоровья   путём   закаливания   организма холодной водой, через формирование сознания.              Непосредственные   контакты   с   окружающим   миром вырабатывают эстетическое   восприятие   окружающего   мира,   умение   преодолевать естественные трудности и препятствия. Это делает детей более выносливыми, терпимыми   к   окружающим.   Формирует   такие   качества   личности,   как настойчивость,   целеустремлённость,   смелость,   способствует   приобретению умений   и   навыков   в   общении   с   живой   природой.   Знания,   приобретённые наглядным путём не только более прочны, но и помогают сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития «Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил».               /Н. Заболоцкий /    Мать – Природа имеет универсальные знания для человека. Она источник и основа нашей жизни   У человека необходимо выработать экологическую культуру. Ведь это есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему живому миру с ним,   осознание   необходимости   принять   на   себя   ответственность   за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. И тогда «Не станет он искать побед, А ждать великое начало Его всё чаще побеждало, 4 Чтобы расти ему в ответ»           М.Н. Рыльке    /перевод В. Пастернака./    Учёные утверждают, что содержание экологического образования должно строиться   на   основе   интегрированной   научной   картины   природной   и социальной действительности.    Наше же народное образование постоянно совершенствуется, ищет новые пути и подходы в обучении детей. Но с каждым годом убеждаешься в том, что слово ЧЕЛОВЕК – не   звучит   так   гордо,   как   созидатель,   хранитель,   а   всё больше он становится разрушителем всего и вся.            Хочется изменить поток людей. Крикнуть: «Опомнитесь, люди!!!»    В   беседах   хочется   достучаться   до   сердец,   но   порой   люди   глухи.   Наши проблемы личного характера настолько кажутся большими, что мы совсем забыли про свой другой мир – духовный.    Но во все века были проблемы, ситуации, но искорка человеческой души, любви ко всему живому в природе к людям, живущим вокруг нас – была всегда.         Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда человек   почувствует   себя   ребёнком   на   руках   Матери   –   Природы,   а   не царём   её,   только   тогда,   когда   человек   будет   жить   осознанно,   только тогда, когда не пойдёт против своей совести – будет ЛЮБОВЬ на Земле ко всему живому, и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.           Каждый день идёшь на работу, а в душе чувствуешь, что ещё теплится искорка светлого. А сколько таких искорок у меня в классе. Ведь дети – это нераспустившийся   бутон   цветка.   Стоит   только   прикоснуться   к   его бархатной   головке   нежно   и   бережно,   как   он   потянется   к   тебе,   к солнечному свету. Но всё это праздные слова, а в действительности постоянно стоят вопросы: Сумею   ли   я,   учитель   войти   во   внутренний   мир   человека,   который учится и взрослеет? Смогу ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок? Смогу ли я лично эмоционально откликнуться на этот мир? Смогу   ли   я   помочь   ребёнку   расти   целостным   человеком,   чувства которого порождают идеи – чувства? Смогу   ли   я   принимать   и   поддерживать   нарождающиеся   и   в   первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников?        И каждый день! И завтра, и вчера… Каким он будет день? Будет ли он днём открытий или просто обыкновенным днём зависит от нас. Но для меня он открывается словами педагога и учёного 5      Симона Соловейчика: «…Каждое утро повторяю, как молитву, взываю к тому лучшему, что есть во мне: мне доверен ребёнок, это мой гость дорогой, я благодарна ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы живые люли, он – человек и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю и прощаю. Я люблю его, и я благодарен ему зато, что он есть, и зато, что я могу его любить и тем самым я возвышаюсь в духе своём.    …Если бы не было этих чудесных «гостей» на нашей Земле, детей, то мир погиб бы, то мир погиб бы не от старости, ещё прежде ­ от бездуховности своей.»      В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания. Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку – человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно ­ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ      Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и   новые   знания,   и   новая   система   ценностей.   Кто   их   будет   создавать   и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее. 6

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
Скачать файл