Классный час
на тему:
«Поговорим о вежливости».
Цели:
· формировать навыки вежливого общения,
· учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
Задачи:
· воспитывать доброжелательность,
· умение видеть красоту в простом и обыденном,
· способствовать развитию кругозора,
· развивать эстетические и духовно-нравственные способности,
· воспитывать чувство вежливости, толерантности.
-Здравствуйте, Ребята!
-Тема нашего классного часа «Поговорим о вежливости»
-Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто не делал им замечаний. А секрет в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся по доброму. Только вежливого человека все любят и уважают.
-Знаете ли вы, что значит быть вежливым? Давайте проверим. Всегда ли человека, который знает слова о вежливости, можно назвать воспитанным? (рассуждения детей).
-Сегодня мы совершим путешествие в город Волшебных слов. Отправимся мы туда на веселом автобусе.
-Каждый вежливый человек, независимо от возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми словами. Начинаем мы наше путешествие с улицы Добрых слов.
-Ребята! Я произношу предложения. А вы должны добавить в них недостающие добрые слова.
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого…спасибо.
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит…добрый день.
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы…спасибо.
4. Когда нас бранят за шалости, говорим…простите, пожалуйста.
5. Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь,…здравствуйте.
6. Во всех странах на прощанье говорят…до свидания.
-А теперь прочитайте стихи о вежливых словах.
Добрый день.
«Добрый день!» – тебе сказали.
«Добрый день!» − ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!» −
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему – нибудь.
Здравствуйте.
«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Добрые слова.
За что мы говорим «спасибо?»
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста?»
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становиться неуютно.
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я все же забуду, −
Простите, я больше не буду.
Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными».
Посмотрите, мы, кажется, попали в тупик Вредных советов. Жители этого тупика приготовили нам по одному совету.
· Если ты пришел к знакомым – не здоровайся ни с кем.
· Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
· Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
· Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
А то во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
· Девчонок надо никогда нигде не замечать
И не давать прохода им нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
-Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в парк Сказок
и пословиц.
1. Людей сближает улыбка.
2. Доброе слово – что дождь в засуху.
3. Доброе слово дороже богатства.
4. Красив тот, кто красиво поступает.
5. Не будь тороплив, будь терпелив.
6. Добрым словом и бездомный богат.
7. Больше слушай, меньше говори.
8. На добрый привет – добрый ответ.
-Мы попали на Веселую полянку. Давайте выйдем из автобуса и начнем отгадывать загадки.
Встретив
зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)
К
Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)
Неуклюжий
песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)
Трясогузка
с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
Чудно
пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво!)
Толстая
корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)
Говорит
Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)
Бегемот
и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»
(после вас!)
Муха
Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»
(Доброго пути!)
Дал
Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»
(Благодарю!)
Выгнал
кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)
Мама с
папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»
(вам помочь!)
Из
болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(Поздравляем!)
Бык
ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»
(Прошу прощенья!)
Обнаружив
на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»
(С добрым утром!)
Олениху
в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)
На
закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)
Катя
пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)
Дети
Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...»
(так добры!)
Увидали
обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»
(Угощайтесь!)
Повстречал
кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …
(представиться!)
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»
(познакомиться!)
Девочка
Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(аппетита!)
-Но Веселая полянка не отпустит нас, пока вы не решите две задачи. В их условиях есть ошибки. Исправьте их.
1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» (Надо не кричать, а вежливо спросить: «который час», а не «сколько часов». Надо употребить слово «пожалуйста», а после ответа сказать «спасибо»).
2. Девочка возмущенно пожаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Валькой». «А ты как его зовешь? – спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!». (Девочка должна звать мальчика по имени, а не кричать «эй, ты!»).
-Мы оказались на аллее Игр. Проведем игру: я стану читать
рассказ, а вы вставляете волшебные слова.
Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…(пожалуйста)». Женщина вежливо поблагодарила Вову…(спасибо). Вдруг автобус неожиданно затормозил. Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал… (извините, пожалуйста).
Игра «Не ошибись, пожалуйста»!
Учитель: Приготовьтесь к игре, но игра не простая. Называется
«Не ошибись, пожалуйста!». Я даю команды, но выполнить
их надо, только если я назову волшебное слово.
Задания:
1. Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть.
2. Поднимите руки.
3. Будьте добры, похлопайте.
4. Потопайте.
5. Попрыгайте, пожалуйста.
6. Присядьте, пожалуйста.
7. Встаньте.
8. Встаньте, пожалуйста.
9. Тихо сядьте.
10. Будьте любезны, займите свои места.
- Мы приехали на главную площадь города – площадь Добра. Сейчас мы прочитаем вам сказку «Вежливый кролик»,слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы:
Вежливый кролик .( Мексиканская
сказка)
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на
крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она
возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она
была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к
пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере
поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом
входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой,
конечно! » И, присев на задние лапки. Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье
мясо.
— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу
прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждет
крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому
не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему
просить разрешения войти!
Вопросы и задания к сказке:
• Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый
Кролик.
• Представьте, что вежливый Кролик открыл в лесу школу вежливости. Расскажите,
как будет устроена эта школа.
• Вспомните какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.
• Как вы поступите, если кто-то будет грубо разговаривать с вами или с вашими
друзьями?
-Наше путешествие подходит к концу. Итак, давайте вспомним:
1. По какому городу мы с вами путешествовали?
2. С какими вежливыми словами встречались?
3. Что мы можем сказать всем на прощанье?
Надо очень добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы хоть чуточку добрей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.