Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл
Оценка 5

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл

Оценка 5
Культурные мероприятия +1
docx
воспитательная работа
6 кл
25.03.2018
Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл
Актуальность: С возвращением к нам национальной культуры все больше хочется знать о русской культуре, в том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции. Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре. Задачи: Побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, помнить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин, воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.
кл час русский народный костюм.docx
Классный час  на тему:  «Русский народный костюм»   Актуальность: С возвращением к нам национальной культуры все больше хочется знать о русской культуре, в  том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции. Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре. Задачи:  Побуждать   интерес  детей  к  русскому   национальному   творчеству,   помнить,   что  многие  виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин, воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним. Предварительная подготовка: 1Подбор элементов старинного быта. 2.Изучение материалов о русском костюме. 3.Рисунки, поделки учащихся по теме. 4.Разучивание народных  игр: «Горелки»,  «Гори, гори ясно» и другие 5.Посещение музея старины в сельской библиотеке. Оборудование:  1.Компьютер. 2.Презентация №1 «Русский народный костюм». 3. .Презентация №2 4.Элементы русской старины ( скатерти, рушники, самовары, матрёшки) 5.Выставка детских рисунков и поделок «Как одевались на Руси». ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:  I. Организация класса. Эмоциональный настрой       ­ Что необычного в классе?        ­ Нравится ли вам в классе? Почему? II. Сообщение темы и цели занятия.       ­ Чтобы точнее определить тему классного часа разгадайте загадку  Есть у бабушки­старушки, Очень маленький секрет:  Платья, книжки и игрушки,  Занавески, погремушки,  Всё она упрямо прячет,  Чтоб не смог добраться внук.  Есть у бабушки на даче  Ветхий старенький…             (Сундук) Презентация №1 Слайд 2        ­Вот видите,  в горнице сундук стоит. Сундук этот дарила  матушка своей дочери. Дарила и слова  такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук, мне его моя матушка, бабушка твоя оставила. Береги его – он  полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!».         ­Как вы думаете, что в нем  (Предположения детей).        ­ А хотите заглянуть        ­Откроем сундук и посмотрим, что в нём лежит.  Слайд3       (В сундуке лежит одежда.)             ­ О чём будем говорить на классном часе? Почему вы так решили?       ­ Мы с вами поговорим о старинном русском костюме.        ­А как вы думаете для чего нам нужно изучать старинную одежду? Предполагаемые ответы: • для того, чтобы знать историю своего народа, • для того, чтобы понять, сколько трудолюбия, терпения, выдумки, фантазии и любви русский человек  вкладывал в изготовление одежды          ­Как  готовились к классному часу, что смогли найти из элементов старинного быта.   III.  Беседа о русском народном костюме. Слайд4 ­ Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда  из красной ткани.      ­ А для чего нужна одежда человеку (ответы детей).      ­ Оказывается не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить его, согреть, но и уберечь от  болезней, неприятностей, бед.     ­ Основой любого комплекта одежды является рубаха?      ­Что вы можете о ней рассказать?     ­ Что вы знаете о вышивке на рубахе?     ­ Какое она имела значение?        ­Рубаха ­ самая древняя и необходимая часть  русского  костюма. Рубаха встречала       человека на  пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху.  Ее носили мужчины, женщины, дети.     ­ Вышивка была не только украшением одежды, но и как оберег, от предков шла вера в магическую силу  рубахи. Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, то на ней оформлялись детали,  призванные защищать определенные части тела человека:  ворот, на шее крепится голова и шею нужно  оберегать. Далее плечи, так как отсюда начинается главный рабочий орган ­ руки. Орнаменты  располагались на груди: у женщин, чтобы выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род. Рубаха –  основа  народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна.  Считалось, чем богаче  украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица и владелец.              ­ Как называлось платье без рукавов? (сарафан) Слайд6 Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,  серебряным кружевом, узорными пуговицами. Слайд7 ­Понева ­ древняя одежда.  Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском ­ гашником; ее носили только замужние женщины.        ­ А что вы можете рассказать о переднике?  Слайд8       ­Он одевался поверх поневы, был расшит вышивкой, по вышивке на переднике можно было узнать,  сколько лет женщине, сколько у нее детей, из какой она деревни      ­ Для чего нужен был пояс?  Слайд9 ­Обязательной деталью сарафанного костюма являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными  кистями и подвесками, он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и  специальная  сумка. Слайд10         ­Очень любили на Руси душегрейки, которые  надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей. ­ Расскажите об обуви?  Слайд11       ­Крестьяне носили лапти, чеботы, сапоги, зимой валенки.      ­ Лапти плели из липового  лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как липку»), а также из коры  ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3­4 деревьев.  Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. Обувь шили  также из кожи, но только богатые люди, сапоги считались признаком достатка.       ­ Что вы можете рассказать о женском головном уборе? По старинным поверьям волосы обладали магической силой, через них можно было воздействовать  на человека, поэтому и считалось, что их должны оберегать, прятать от чужого глаза. Слайд12      ­ Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины– кокошник, кичку, чепцы, капоры.  Слайд13     ­Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали  узким поясом.  Порты шились неширокие, суженные к низу,  завязывались на талии шнурком – гашником.  ­ Свое  понятие о мире человек обозначал условными знаками.  Слайд14      ­Подол женской рубахи или юбки­поневы часто украшались вышитыми квадратами, ромбами с точками. Эти элементы символизировали землю, поле, засеянное семенами.  Слайд15      ­На рубахах выше пояса можно увидеть веточки, цветы, условные изображения  растений. Все эти узоры выражали идею земли. Слайд16       ­Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. На головных уборах часто изображали  солнце и звезды.     ­Таким образом, женщина, одетая в такой костюм представляла как бы модель мира.    IV.  Работа в группах. Каждая группа получает конверт с буквами, из которых дети должны составить слова «рубаха»,  «сарафан», «кокошник», «понёва».      ­ Какие слова у вас получились? (Слова вывешиваются на доску)      ­ Что  обозначают  эти  слова? V. Работа с пословицами.      ­Любовь человека к родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках.       ­Угадайте пословицу по её началу  Слайд17 По одёжке встречают, по уму провожают.  С миру по нитке ­ голому рубаха.                     Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду.  VI.Загадки Все в шерсти, а кожи нет.                                     (валенки) Дуйся не дуйся,                    Через голову суйся,                    Попляши день­деньской                    И пойдешь на покой.                                                             (Рубашка) 5.                 Тепла не даёт,                     А без него холодно                                                             (Пояс) Из липы свито дырявое корыто, По дороге идет, клетки кладет.                                              (лапти)  VII.  Рассказ учителя о русском народном костюме в наше время.       ­ Русский народный костюм просуществовал до начала 20 века. Создателем, хранителем и носителем  народного костюма было крестьянство. В конце 19 века крестьянская одежда начинает испытывать  влияние общей моды, выражающееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, обуви,  головных уборов. Затем произошло изменение и самих форм одежды. Молодёжь хотела быть более  современной. В результате русский народный костюм как массовый вид одежды перестал существовать.      ­Но неужели навсегда исчез даже образ народного костюма?     ­ Конечно же нет. Разумеется, сейчас никто не ходит в домотканой понёве или косоклинном сарафане и  душегрее, но эти яркие образы остались и воплотились в сценическом костюме. Слайд18 ­ Обратите внимание, в какие нарядные сарафаны одеты девочки нашей школы во время выступления в  доме культуры.     ­Народное искусство  по­прежнему питает сегодняшнюю художественную культуру, всегда оставаясь  чистым, живительным родником.   Народное творчество вдохновляет современных  художников.  Мотивы народного костюма отразились в коллекции известного модельера Вячеслава Зайцева. Слайды 19,20,21,22 VIII. Подведение итогов занятия.                        ­ О чем может рассказать нам русский народный костюм?                         ­ Из каких элементов состоит русский народный костюм?  –                     ­ Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва взглянув на его одежду?      ­Сегодня мы окунулись в прекрасный мир русской старины, многое узнали о процессе создания  национального костюма, о символике русской вышивки. О России написано много красивых слов. Вот  такой красивой песней о России  я бы хотела закончить наш классный час. Давайте послушаем и  полюбуемся красотой русской народной одежды.. Презентация №2      ­Давайте посмотрим,  друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.   Я надеюсь, что для     вас сегодня открылась какая­то своя новая особенная Россия.

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл

Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018