Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл
Оценка 5
Культурные мероприятия +1
docx
воспитательная работа
6 кл
25.03.2018
Актуальность: С возвращением к нам национальной культуры все больше хочется знать о русской культуре, в том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции.
Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре.
Задачи: Побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, помнить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин, воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.
кл час русский народный костюм.docx
Классный час
на тему:
«Русский народный костюм»
Актуальность: С возвращением к нам национальной культуры все больше хочется знать о русской культуре, в
том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции.
Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре.
Задачи: Побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, помнить, что многие виды
современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то, что русский
национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин, воспитывать интерес к жизни
предков, уважение к ним.
Предварительная подготовка:
1Подбор элементов старинного быта.
2.Изучение материалов о русском костюме.
3.Рисунки, поделки учащихся по теме.
4.Разучивание народных игр: «Горелки», «Гори, гори ясно» и другие
5.Посещение музея старины в сельской библиотеке.
Оборудование:
1.Компьютер.
2.Презентация №1 «Русский народный костюм».
3. .Презентация №2
4.Элементы русской старины ( скатерти, рушники, самовары, матрёшки)
5.Выставка детских рисунков и поделок «Как одевались на Руси». ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
I. Организация класса. Эмоциональный настрой
Что необычного в классе?
Нравится ли вам в классе? Почему?
II. Сообщение темы и цели занятия.
Чтобы точнее определить тему классного часа разгадайте загадку
Есть у бабушкистарушки,
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький… (Сундук)
Презентация №1
Слайд 2
Вот видите, в горнице сундук стоит. Сундук этот дарила матушка своей дочери. Дарила и слова
такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук, мне его моя матушка, бабушка твоя оставила. Береги его – он
полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!».
Как вы думаете, что в нем (Предположения детей).
А хотите заглянуть
Откроем сундук и посмотрим, что в нём лежит.
Слайд3
(В сундуке лежит одежда.)
О чём будем говорить на классном часе? Почему вы так решили?
Мы с вами поговорим о старинном русском костюме.
А как вы думаете для чего нам нужно изучать старинную одежду?
Предполагаемые ответы:
• для того, чтобы знать историю своего народа,
• для того, чтобы понять, сколько трудолюбия, терпения, выдумки, фантазии и любви русский человек
вкладывал в изготовление одежды
Как готовились к классному часу, что смогли найти из элементов старинного быта.
III. Беседа о русском народном костюме.
Слайд4 Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда
из красной ткани.
А для чего нужна одежда человеку (ответы детей).
Оказывается не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить его, согреть, но и уберечь от
болезней, неприятностей, бед.
Основой любого комплекта одежды является рубаха?
Что вы можете о ней рассказать?
Что вы знаете о вышивке на рубахе?
Какое она имела значение?
Рубаха самая древняя и необходимая часть русского костюма. Рубаха встречала человека на
пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху.
Ее носили мужчины, женщины, дети.
Вышивка была не только украшением одежды, но и как оберег, от предков шла вера в магическую силу
рубахи. Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, то на ней оформлялись детали,
призванные защищать определенные части тела человека: ворот, на шее крепится голова и шею нужно
оберегать. Далее плечи, так как отсюда начинается главный рабочий орган руки. Орнаменты
располагались на груди: у женщин, чтобы выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род. Рубаха –
основа народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Считалось, чем богаче
украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица и владелец.
Как называлось платье без рукавов? (сарафан)
Слайд6 Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,
серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Слайд7
Понева древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани,
стянутых на талии плетеным узким пояском гашником; ее носили только замужние женщины.
А что вы можете рассказать о переднике?
Слайд8
Он одевался поверх поневы, был расшит вышивкой, по вышивке на переднике можно было узнать,
сколько лет женщине, сколько у нее детей, из какой она деревни
Для чего нужен был пояс?
Слайд9
Обязательной деталью сарафанного костюма являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными
кистями и подвесками, он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная
сумка. Слайд10
Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.
Расскажите об обуви?
Слайд11
Крестьяне носили лапти, чеботы, сапоги, зимой валенки.
Лапти плели из липового лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как липку»), а также из коры
ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 34 деревьев.
Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. Обувь шили
также из кожи, но только богатые люди, сапоги считались признаком достатка.
Что вы можете рассказать о женском головном уборе?
По старинным поверьям волосы обладали магической силой, через них можно было воздействовать
на человека, поэтому и считалось, что их должны оберегать, прятать от чужого глаза.
Слайд12
Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины– кокошник, кичку, чепцы, капоры.
Слайд13
Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали
узким поясом. Порты шились неширокие, суженные к низу, завязывались на талии шнурком – гашником.
Свое понятие о мире человек обозначал условными знаками.
Слайд14
Подол женской рубахи или юбкипоневы часто украшались вышитыми квадратами, ромбами с точками.
Эти элементы символизировали землю, поле, засеянное семенами.
Слайд15
На рубахах выше пояса можно увидеть веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры
выражали идею земли.
Слайд16
Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. На головных уборах часто изображали солнце и
звезды.
Таким образом, женщина, одетая в такой костюм представляла как бы модель мира.
IV. Работа в группах.
Каждая группа получает конверт с буквами, из которых дети должны составить слова «рубаха»,
«сарафан», «кокошник», «понёва».
Какие слова у вас получились? (Слова вывешиваются на доску)
Что обозначают эти слова?
V. Работа с пословицами.
Любовь человека к родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках.
Угадайте пословицу по её началу
Слайд17
По одёжке встречают, по уму провожают.
С миру по нитке голому рубаха.
Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду.
VI.Загадки
Все в шерсти, а кожи нет.
(валенки)
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши деньденьской
И пойдешь на покой.
(Рубашка)
5. Тепла не даёт,
А без него холодно
(Пояс)
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.
(лапти)
VII. Рассказ учителя о русском народном костюме в наше время.
Русский народный костюм просуществовал до начала 20 века. Создателем, хранителем и носителем
народного костюма было крестьянство. В конце 19 века крестьянская одежда начинает испытывать
влияние общей моды, выражающееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, обуви,
головных уборов. Затем произошло изменение и самих форм одежды. Молодёжь хотела быть более
современной. В результате русский народный костюм как массовый вид одежды перестал существовать.
Но неужели навсегда исчез даже образ народного костюма?
Конечно же нет. Разумеется, сейчас никто не ходит в домотканой понёве или косоклинном сарафане и
душегрее, но эти яркие образы остались и воплотились в сценическом костюме.
Слайд18 Обратите внимание, в какие нарядные сарафаны одеты девочки нашей школы во время выступления в
доме культуры.
Народное искусство попрежнему питает сегодняшнюю художественную культуру, всегда оставаясь
чистым, живительным родником. Народное творчество вдохновляет современных художников.
Мотивы народного костюма отразились в коллекции известного модельера Вячеслава Зайцева.
Слайды 19,20,21,22
VIII. Подведение итогов занятия.
О чем может рассказать нам русский народный костюм?
Из каких элементов состоит русский народный костюм?
– Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва взглянув на его одежду?
Сегодня мы окунулись в прекрасный мир русской старины, многое узнали о процессе создания
национального костюма, о символике русской вышивки. О России написано много красивых слов. Вот
такой красивой песней о России я бы хотела закончить наш классный час. Давайте послушаем и
полюбуемся красотой русской народной одежды..
Презентация №2
Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ
очень мудрый, терпеливый, добрый. Я надеюсь, что для вас сегодня открылась какаято своя новая
особенная Россия.
Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл
Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл
Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл
Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл
Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл
Классный час на тему: «Русский народный костюм» ( 6 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.