РОЛЬ ИСКУССТВА, ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 04.05.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье раскрывается роль искусства, истории и литературы в патриотическом воспитании подрастающего поколения , как преобразующем инструменте воспитания молодых людей в духе патриотизма, чувства национальной идентичности, стремления внести позитивный вклад в развитие современного российского общества.
Иконка файла материала Роль искусства, истории и литературы в патриотическом воспитании учащихся.docx

Роль искусства, истории и литературы в патриотическом воспитании учащихся

 

Авторы: Шамсутдинова З.Ф.,

учитель начальных классов,

 МБОУ СШ №64,

г.Ульяновск.

Шамсутдинов Р.Ф.,

учитель изобразительного искусства,

МБОУ СШ №75 им. В.Ф.Маргелова,

г.Ульяновск

 

Аннотация: в статье раскрывается роль искусства, истории и литературы в патриотическом воспитании подрастающего поколения , как преобразующем инструменте воспитания молодых людей в духе патриотизма, чувства национальной идентичности, стремления внести позитивный вклад в развитие современного российского  общества.

 

Ключевые слова: воспитание, гордость, общество, родина, искусство. патриотизм, ценности, наследие, история, интеграция, любовь к Родине, культура, литература.


      В современном мире, полном глобальных вызовов и информационного шума, патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость. Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории и культуре, готовности к защите ее интересов – это задача, требующая комплексного подхода. И в этом контексте литература , история, искусство выступают мощными инструментами, способными затронуть самые глубокие струны детской души и сформировать прочный фундамент патриотических ценностей.
     Литература – это не просто набор слов, это живая история, запечатленная в образах и сюжетах.

     Литература отражает богатство и разнообразие культуры народов , проживающих на территории Российской Федерации, их обычаи, обряды, фольклор, таким образом позволяет познакомиться с культурой и традициями разных народов.

     В начальной школе учащиеся через чтение сказок, былин, пословиц и поговорок стараются понять ценность наследия своего народа, которое передается из поколения в поколение.

     Знакомство с произведениями классической и современной литературы позволяет детям в старших классах погружаться в прошлое, узнать о подвигах старшего поколения, о   трагических и героических страницах истории своей страны.

      Бесценные произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», "Война и мир" Л.Н. Толстого, "Тихий Дон" М.А. Шолохова, позволяют прочувствовать дух эпохи, понять причины и последствия исторических событий.

      Читая мемуары о выдающихся личностях, ученых, писателях, художниках, героях войны и труда, дети испытывают чувство гордости за свою Родину, за ее достижения и вклад в мировую культуру/

      Литература учит добру, справедливости, милосердию, любви к ближнему. Герои литературных произведений, совершающие подвиги во имя Родины , становятся примером для подражания, формируют нравственные идеалы, становятся ориентирами в жизни подрастающего поколения.

      Рассказы С.Алексеева «Сто рассказов о войне», В.Астафьева «Лучшие рассказы для детей», Е.Ильиной «Четвертая высота», В.Катаева «Сын полка», С.Михалкова «Стихи о войне», Э.Тополя «Стрижи» во льду» помогают учащимся начальных классов больше узнать о героях войны, об их подвигах, о мужестве и стойкости детей и подростков в годы Великой Отечественной войны , являются образцом для формирования своего характера/

     Учащиеся 5-9 классов о героях прошлых времен могут узнать из произведений В.Яна «Батый», Н.Никулина «Воспоминания о войне». Я.Нерсесова «Гений войны Кутузов, «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву» Л.Федотова «  Дневник советского школьника Мемуары пророка из 9 а», В.Решетникова  «Избранники времени. Обреченные на подвиг», Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», К.Константинова «Рокоссовский. Командующий Парадом Победы».

       Учащиеся 9-11 классов  свои знания могут углубить в области литературы, читая произведения А.Исаева, А.Драбкина «22 июня-9 мая. Великая Отечественная война»,В,Некрасова «В окопах Сталинграда», Б.Васильева «В списках не значился»,А.Иванова «Вечный зов», Л.Толстого «Война и мир»,А.Дышева «Война красива и нежна»,С.Белякова «Детская книга войны. Дневники 1941-1945», Э.Асадова «Дума о Севастополе», К.Симонова «Живые и мертвые», О.Берггольц «Ленинградский дневник»,А.Фадеева «Молодая гвардия»,А.Драбкина «Мы сгорали заживо. Смертники Великой Отечественной»,В.Шигина «Севастополь. Город русской славы», А.Шагланова «Севастополь останется русским ! » Оборона и освобождение Крыма 1941-1944», М.Шолохова «Тихий Дон», А.Драбкина «Я дрался на танке . Фронтовая правда Победителей».Это лишь небольшой список произведений о наших солдатах, которые ценой своей жизни освободили мир от «коричневой чумы», принесли на Землю мир и спокойствие.

      К большому сожалению, переписывая историю на свой «лад» многие европейские страны, забыли об этом и стараются «стереть» из памяти молодого поколения  правду о том, кто освободил их земли, героическое прошлое нашей Родины.

        Искусство, во всех проявлениях, в живописи, музыке, скульптуре, театре и кино обладает огромной силой воздействия на эмоциональную сферу, т.к. является языком чувств и эмоций, способным вызвать чувство восхищения красотой родной природы. Пейзажи великих русских художников И.И.Левитана, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, передают неповторимую красоту русской природы, воспитывают любовь к родному краю.

        Песни военных лет, фильмы, картины,  посвященные Великой Отечественной войне , позволяют детям почувствовать боль и сострадания нашего народа, его героизм и стойкость.

       Мероприятия, проводимые в наших  школах, посвященные подвигу нашего народа в годы        Великой Отечественной войны, помогают подрастающему поколению воспитать чувство гордости за свою страну, за свой народ. К числу таких мероприятий  в школах, вошедших в традицию, конкурс патриотической песни, встречи с ветеранами Великой Отечественной и СВО, конкурс рисунков и плакатов «Мы помним о войне», «Этого нельзя забыть!», «Непокоренный Ленинград», марафон « 80 книг о войне» .

        Знакомство с произведениями изобразительного искусства , посвященных героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны должен носить последовательный характер, начиная с учащихся начальной школы и завершая выпускными классами. Картина А. Пластова «Фашист пролетел» напоминает учащимся о сути фашизма, доносит отголоски войны через детские образы. С этой картиной  тесно перекликается плакат Дм. Шмаринова «Не забудем, не простим!» Учащиеся могут своими словами выразить свое отношение к тем событиям, которые в них отражены. В годы Великой Отечественной плакаты И. Тоидзе и его «Родина-мать зовет», Д. Шмаринова с требованием «Отомсти», В. Корецкого, призывающий «Воин Красной Армии, спаси!» можно было сравнить штыку, направленного на врага. Этими произведениями графического искусства учащиеся знакомятся на уроках изобразительного искусства в 6 классе.    Батальными сценами героического сопротивления врагу А.Дейнеки «Оборона Севастополя» могут знакомиться как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках истории. Накал борьбы в картине усиливает красный закат фона картины. Складывается впечатление, что на фашистов полетят связки гранат, часть из них уже убита. Борьбу добра и зла художнику удалось показать как борьбу солнечного света с черными клубами дыма , так и белой одежды моряков темно-зеленой формой фашистов. Картина построена на контрастах: замахивающийся матрос и лежащий фашист, контраст цвета- темно- красный закат и яркая «матроска» моряков. Картина А.Дейнеки воодушевляет зрителя, вселяет в него уверенность в победе наших моряков над врагом. Картины наших художников, посвященным событиям Великой Отечественной войны дают возможность учащимся прикоснуться к событиям тех  времен, почувствовать боль за потери родных и близких, гордость за мужество и героизм наших солдат-победителей.

        К числу таких  произведений относятся картины Юрия Пименова, «Фронтовая дорога»(1944), Александра Лактионова, «Письмо с фронта»(1947), Михаила Хмелько, «Триумф победившей Родины»,(1949). Федора Богородского, «Слава павшим героям»(1945), Петра Кривоногова «Защитники Брестской крепости»(1951).

       Современные технологии позволяют учащимся прикоснуться с историей своей страны, посещая виртуальные экскурсии в музеи истории и культуры нашего Отечества. Посещение музеев, знакомство с произведениями разных эпох , расширяет кругозор учащихся, воспитывает уважение к культурному наследию своей страны.

      Уроки истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, позволяют учащимся выразить свои чувства и эмоции, способствуют развитию своих творческих способностей, почувствовать себя частью своего народа, своей культуры.

       И в этом контексте литература и искусство выступают мощными инструментами, способными затронуть самые глубокие струны детской души и сформировать прочный фундамент патриотических ценностей.
Военные песни, фильмы, картины, посвященные Великой Отечественной войне, позволяют детям прочувствовать боль и страдания народа, его героизм и стойкость.            Уроки литературы, анализ литературных произведений, посвященных истории России, подвигам героев, красоте родной природы, организация дискуссий, дебатов, литературных вечеров, использование литературных и художественных произведений в качестве иллюстративного материала на уроках истории, позволяют оживить исторические события, делают их более понятными и эмоционально окрашенными.

        Знакомство с произведениями русских композиторов и художников, посвященных патриотической тематике, организация выставок детских рисунков, конкурсов патриотической песни способны служить важной формой патриотического воспитания в школе.

        Проведение тематических классных часов, посвященных Дню Победы, Дню России, Дню защитника Отечества, организация экскурсий в музеи, театры, исторические места, проведение конкурсов чтецов, инсценировок, литературно-музыкальных композиций являются важными формами внеклассной работы по воспитанию патриотизма, гордости за свою Родину.

         Реализация проектов, направленных на изучение истории своей семьи, своего города, своего края, создание исследовательских работ, посвященных выдающимся личностям, историческим событиям, культурным традициям могут служить формой привлечения учащихся к поисково-исследовательской деятельности в рамках проектной работы с учащимися по истории и обществознанию.

       Привлечение родителей к участию в патриотических мероприятиях, организация совместных посещений музеев, театров, исторических мест является одним из действенных форм совместной работы учащихся, классных руководителей и родителей.

        Совместный просмотр с последующим анализом образов, их героизма и стойкости в борьбе с врагом, обсуждение темы войны и мира, цены человеческой жизни являются актуальными и действенными формами совместной работы учителей, классных руководителей и учащихся.

         В наших школах становится традицией, проводимые «Конкурсы чтецов  стихов о войне». Учащиеся совместно с родителями, учителями выбирают стихи, отражающие героизм, мужество, любовь к Родине, готовят их для представления на суть жюри, работают над выразительностью/

         Традиционным становится работа над проектом «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны», оформление окон «Бессмертный полк» с фотографиями и кратким сопроводительным текстом об участнике Великой Отечественной войны. Сбор информации о родственниках, участвовавших в войне, оформление результатов в виде презентации, альбомов, плакатов с портретом героев и краткой информацией о том, в каких событиях принимал участие, о боевых наградах.

         Работа над проектом проводится с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся, с тем, чтобы они не превратились в формальный акт, а вызывали у ребят эмоциональное переживания, сочувствие героям, восхищения ими.

         Все перечисленные виды работ по патриотическому воспитанию должны служить как форма стимуляции учащихся к активному участию в мероприятиях, способом самовыражения, стремления к творческой деятельности, развитию активной жизненной позиции.

        И самое главное, важно, чтобы педагоги сами были патриотами, чтобы воспитывать своим личным примером любовь к Родине.

        Искусство, во всех своих проявлениях, играет ключевую роль в формировании патриотического сознания и чувства принадлежности к своей стране у молодого поколения. Это мощный инструмент, способный вдохновить, образовать и вызвать эмоциональную реакцию у людей всех возрастов. В контексте воспитания молодёжи, искусство становится неотъемлемой частью процесса формирования гражданской идентичности и ценностей.

        Искусство обладает уникальной способностью проникновения в души и сердца людей. Живопись, литература, музыка, кино — все они могут выражать и передавать патриотические чувства и идеалы.      Например, картины великих художников, посвящённые историческим событиям, могут вызывать восхищение и вдохновение, а фильмы и музыкальные композиции о героических подвигах и национальной идентичности могут активизировать патриотические чувства у зрителей и слушателей /

        Искусство не только вдохновляет, но и обучает. Через изучение искусства, молодые люди могут узнавать об истории своей страны, о важных событиях, выдающихся личностях, о культурном наследии.    Музеи, театры, библиотеки — это не только места досуга, но и центры образования, где молодёжь может расширять свои знания и понимание патриотических ценностей.

        Поддержка молодых талантов в области искусства способствует формированию патриотических чувств. Спонсирование молодых художников, писателей, музыкантов, актёров  помогает им не только развиваться в своей области, но и выражать свою любовь и преданность своей стране через своё творчество.

        Искусство также является средством социальной интеграции. Общие культурные события, такие как концерты, выставки, театральные постановки, объединяют людей вокруг общих ценностей и традиций, способствуя формированию чувства принадлежности к обществу и стране. По мере того, как общества преодолевают сложности современности, роль искусства в формировании ценностей и идентичности молодых людей становится все более важной. С этой точки зрения интеграция художественного образования в воспитание духа патриотизма среди молодежи предстает как мощный инструмент поощрения гражданской активности, признания культуры и национальной гордости, служит средством связи с историей, наследием и культурой , идеалов своей страны[ 2 ].

        Взаимодействуя           с          художественными    изображениями  национальных            символов, достопримечательностей и исторических событий, они развивают визуальную и эмоциональную связь с историями, которые определяют идентичность их нации. Через картины, скульптуры, произведения литературы, музыки, молодые люди не только узнают о коллективном опыте своей страны, но и познают ценности, лежащие в основе ее культурной ткани. Кроме того, искусство позволяет молодым людям критически осмыслить нюансы патриотизма, побуждают их исследовать пересечения между личными убеждениями, социальными нормами и политическими идеологиями.

        Взаимодействуя с различными художественными взглядами и точками зрения, они могут глубже понять сложности, связанные с верностью своей стране. Благодаря этому процессу исследования и самопознания молодые люди имеют возможность сформировать свои собственные взгляды на патриотизм, и его значение в жизни играет важную роль в создании возможностей для участия в совместных художественных проектах, культурных мероприятиях и общественных структурах, прославляющих этот праздник наследия и ценности страны.

       Активно способствуя созданию и популяризации художественных проявлений патриотических чувств, они не только укрепляют чувство принадлежности к своему обществу, но и способствуют укреплению солидарности, социальной сплоченности и национальной гордости, способствуют творчеству, воображению и самовыражению среди молодых людей, помогая им найти свой уникальный голос в выражении чувства патриотизма.

       Изучая различные формы и инструменты искусства, они могут творчески выразить свою любовь к своей стране, свое стремление к ее будущему и свою приверженность гражданской ответственности. Этот процесс творческого исследования позволяет молодым людям сформировать более глубокое чувство принадлежности к своей стране, твердое решение поддерживать ее ценности и принципы.

       Искусство побуждает молодых людей критически мыслить о социальных проблемах, политических идеологиях и культурных нормах, которые формируют их понимание патриотизма. Исследуя различные художественные выражения и точки зрения, они могут разработать детальный взгляд на патриотизм и сложности его пересечения с личными убеждениями и социальной ответственностью.

       Искусство предоставляет молодым людям платформу для взаимодействия со своими сообществами и участия в коллективном выражении патриотизма. Посредством совместных художественных проектов, культурных мероприятий и общественных зданий они могут способствовать продвижению общих ценностей, единства и социальной сплоченности в своих сообществах. Изучая различные формы и средства искусства, они могут творчески выражать свою любовь к своей стране, свои стремления к ее будущему, а их приверженность гражданской активности дает возможность изучить и оценить роль искусства        в формировании       их            понимания патриотизма.    

       Взаимодействуя с разнообразными художественными взглядами и культурными традициями, они могут развить глубокое чувство связи со своей страной и стремление поддерживать ее ценности и принципы.

      Роль искусства в патриотическом воспитании молодёжи неоспорима. Оно является мощным инструментом формирования гражданской идентичности, обучения, вдохновения и социальной интеграции. Поддерживая и развивая культурные и творческие инициативы среди молодежи, общество вкладывает в будущее страны и создает основу для гармонично развивающегося общества.

       Связь художественного образования с воспитанием молодежи в духе патриотизма имеет большое значение в формировании поколения образованных, активных, отзывчивых граждан. Используя преобразующую силу искусства для содействия культурному пониманию, критическому осмыслению, участию общественности и творческому самовыражению, мы можем привить молодым людям чувство гордости, патриотизма и ответственности. Благодаря такому целостному подходу к художественному образованию мы можем воспитать молодое поколение, которое не только глубоко связано с прошлым своей страны, но и активно стремится формировать ее будущее.

 

 

Список литературы :

 

1.Беспалова, Т. В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества [Текст] / Т. В. Беспалова. – СПб: Речь, 2014. – 318 с.

2.Боголюбов А.С. Военно-патриотическое воспитание средствами
изобразительного искусства: Книга для чтения. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников / А.С. Боголюбов. – М.: Просвещение, 1975. – 334 с.

3.Бурлакова, И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике [Текст]/ И. И. Бурлакова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. –2015. –№ 6. –С. 3-81.

4.Кубрякова, И. А. Организация поисково-исследовательской музейной деятельности в патриотическом воспитании [Текст] / И. А. Кубрякова // Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: сб. статей. – Оренбург, 2015. – С. 99-101.

5.Лесняк, В. И. Патриотическое воспитание проблемы и пути их решения [Текст] / В. И. Лесняк // Педагогика. – 2014. – № 5. – С. 52–60.

6.Шамсутдинов Р.Ф. , Шамсутдинова З.Ф. Инновационные технологии в патриотическом воспитании школьников. Сборник материалов Всероссийской педагогической конференции «Современные технологии как средство реализации ФГОС», Том 4.-Екатеринбург: Высшая школа делового администрирования,2024, с.44