Единый Всекубанский классный час
«В единстве наша сила»
Подготовила: учитель начальных классов Шерстнева Е.В.
МБОУ СОШ №16 г. Кропоткин
2015
Цель: формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях; способствовать осознанию личной причастности к сохранению мира.
Задачи: формирование у учащихся принятия и уважения многообразия культур и народов мира; представления о равенстве и независимости народов и государств мира; формирование системы социальных ориентиров, которая позволит школьникам осуществлять осознанный нравственный выбор; воспитание ответственного отношения к сохранению мира на планете.
Материалы и реквизиты: заготовки – шаблоны голубей из плотной бумаги, листы белой бумаги для крыльев, скрепки (по кол-ву обучающихся); рисунок «Дом мира» (изображение дома из 9 разноцветных кирпичей, на крыше написано слово «мир»); карточки разных цветов со словами, составляющими понятие «мир» (1 комплект – 9+1; комплектов по кол-ву команд +1 для учителя (большего размера); песня «Летите, голуби», слова: М. Матусовского, музыка: И. Дунаевского;«Мир в твоих руках», слова и музыка В. Ударцева
Ход классного часа.
1. Организационный момент.
Дети делятся на несколько команд, занимают свои места за партами, на которых заранее подготовлены шаблоны и листы бумаги для изготовления бумажного голубя.
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, наверное, многие из вас слышали о птице мира. Как вы думаете, какую птицу так называют? Отгадайте загадку:
Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут.
(Голубь)
- А почему именно голубь стал птицей мира?
- Вы, наверное, знаете, кто такой Марс? Это бог войны в Древнем Риме. Он был очень грозным и любил кровопролития.
Но однажды с ним произошла одна история. Как обычно, Марс собирался на войну. Он уже полностью надел свои доспехи, взял оружие, и ему осталось только надеть шлем. Но когда он захотел его взять, то увидел, что в шлеме свила гнездо голубка, которая умоляюще смотрела на бога войны, как будто прося не разорять гнездо и дать ей вырастить птенцов. Грозный бог пожалел маленькую птицу и не стал тревожить её. Но поскольку без шлема он не мог начать войну – ведь его доспехи не были полными, то на Земле воцарился мир. Поэтому голубя с древнейших времен считают птицей мира.
3. Изготовление голубя.
Учитель.
- Ребята, перед вами лежат заготовки – шаблоны голубей и листы бумаги.
Вам нужно сложить лист гармошкой вдоль и вставить получившиеся крылья в заготовку. А потом мы «выпустим» нашу стаю голубей – развесим их в нашем классе.
Учащиеся выполняют задание, а потом развешивают голубей на нитках, натянутых в кабинете. В это время звучит песня «Летите, голуби», слова: М. Матусовского,
музыка: И. Дунаевского
4. Минута памяти.
Учитель.
- Видите, как много голубей мы сделали, мы очень хотим, чтобы на Земле всегда был мир.
Но наша планета пережила множество войн, конфликтов и террористических актов. – Ребята, а, какие вы знаете войны, конфликты и террористические акты которые произошли на территории нашего государства за последние 100.
Рассказывают заранее подготовленные ученики.
Ученик 1.Русско-японская война (1904-1905) лет началась 26 января (или же, по новому стилю, 8 февраля)1904 г. Флот Японии неожиданно, до официального объявления войны, напал на корабли, находящиеся на внешнем рейде Порт-Артура. В результате этого нападения были выведены из строя мощнейшие корабли русской эскадры. Объявление войны состоялось только 10 февраля.
Ученик 2.Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) .
Летом 1914 г. разразилась кровопролитная война, в которую постепенно втягивалось все больше стран. В общей сложности в ней участвовало 33 государства. Поэтому она вошла в историю как Первая мировая. Россия вступила в боевые действия.придя на помощь славянской Сербии, а затем – своим союзникам Англии и Франции. Их общим противником были Австро-Венгрия и Германия. За годы Первой мировой погибло 10 миллионов человек, а ещё 20 – раненные и искалеченные. Главные жертвы понесла именно Россия.
Ученик 3.Советско-китайский военный конфликт (1929) При царской России КВЖД был важным стратегическим объектом Дальнего Востока, упрощал развитие диких территорий и был в совместном управлении Китая и России. В 1929 году китайцы решили, что самое время у ослабленного СССР железную дорогу и прилегающие территории отобрать. Однако превосходящая в 5 раз по численности группировка китайцев была разгромлена под Харбином и в Маньчжурии.
Ученик 4.Великая Отечественная война (1941-1945)
Германия напала на СССР 22 июня 1941 года с расчётом на короткую военную компанию, однако война затянулась на несколько лет и окончилась полным поражением Германии.Несмотря на то, что основная цель Великой Отечественной войны была оборонительная, в итоге советские войска перешли в наступление и не только освободили свои территории, но и уничтожили немецкую армию, взяли Берлин и остановили победоносное шествие Гитлера по Европе.
Несли знамёна с копотью боёв,
Солдатской кровью, потом гимнастёрок.
Под взрывы бомб и танков мощный рёв,
Как отчий дом солдатам стяг был дорог.
О, сколько рваных, выцветших знамён!
За каждым честь и слава батальонов,
Геройски павших, доблестных имён,
Истошных вдовьих слёз и тяжких стонов.
Знамёна жили, веруя всему,
Солдат на ратный подвиг вдохновляя.
На Волге, Вятке, Одере, в Крыму,
Героям память вечную являя… (И. Зуенкова )
Ученик 5.Чеченские войны (1994-1996, 1999-2009)
В сапогах или в ботинках
На вертушке иль броне
А где пешком, как по старинке
Прошагал ты по Чечне
Ты не сеял смерть и хаос
Пленным горла не вскрывал
Нелюдей.убийц. бандитов
Как метлой ты выметал
Заглянул в лицо ты смерти
Но не дрогнул и не сдал назад
До конца стоял на каждом рубеже
Ты – Российской армии солдат. ( Анна Паршина)
Ученик 6.Террористический акт в Беслане
Захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников(преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных потребностях.
Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 314 человек из числа заложников, из них 186 детей, погибли. Всего, включая спасателей, погибло 333 человека, и свыше 800 получили ранения разной степени тяжести.
Лежит опавшая листва,
Там ничего не изменилось,
Все так же школа та полна
Отчаяньем и криком.
Все так же льются слезы матерей,
Все так же слышен плачь семей,
Что потеряли всех детей.
И слышен взрывов гул,
И запах смерти ходит рядом,
Как будто видим след от пуль,
И тех детей, которых изверги убили.
Мы о них память сохраним,
О тех ужасных, диких днях,
Что навсегда в сердцах остались с нами.
- Давайте почтим минутой молчания память всех павших во время войн и террористических актов.
Минута молчания.
5. Деловая игра «Дом мира».
Звучит песня «Мир в твоих руках», слова и музыка В. Ударцева
Учитель.
- Вы, наверное, обратили внимание на дом, который нарисован на плакате. Он яркий, красочный и светлый. Давайте прочитаем, что написано на его крыше.
Дети читают слово «мир».
- Для чего людям нужен мир?
Учитель раздает по комплекту карточек каждой команде.
Я раздала карточки-«кирпичики», на которых написаны понятия. Эти понятия характеризуют те свойства и характеристики человека и общества, которые нужны нам для сохранения мира.
Это (показывает свои карточки)
«Интернационализм» - уважение к людям всех национальностей; |
|
«Дружба» - свойство общения между людьми; |
«Умение слышать и слушать» |
«Уважение мнения другого» |
|
«Взаимопонимание» |
Оценивание людей по поступкам, а не по внешним признакам»
|
|
«Интерес к людям» |
||
«Доброта» |
|
«Уважение ценности жизни» |
Сейчас каждая команда по плану составит из этих «кирпичиков» свой «Дом мира». Но прежде вам необходимо очень хорошо подумать.
План составления дома
· Составлять кирпичики по 3 штуки в каждом ряду, как на нарисованном доме;
· Соблюдать следующее правило:
в нижнем ряду – фундаменте – должны быть понятия изначальные, без которых невозможно все остальное;
в среднем – понятия, которые вырастают из фундамента, помогая достичь верхнего ряда;
в верхнем ряду – понятия, важные для всего общества и каждого человека.
· Каждая команда докажет нам свою точку зрения. На подготовку вам дается 10 минут.
Дети выполняют задание, затем комментируют то, что у них получилось, объясняя значения «фундамента», «1-го этажа», «2-го – этажа».
Учитель.Молодцы, ребята! Сейчас вы задумались над тем, что нужно для сохранения мира. Но мне кажется, что самым правильным будет такое расположение «кирпичиков» (выставляет их в файлы): 1 ряд (фундамент) – умение слышать и слушать, уважение мнения других, оценивание людей по поступкам, а не по внешним признакам, так как все эти качества помогают нам глубже проникнуть в состояние души любого человека, без них невозможны ни дружба, ни взаимопонимание, ни другие явления, написанные на вашихкарточках. Во второй ряд я бы поставила интерес к людям, доброту и взаимопонимание, так как без них невозможно общение людей и понимание особенностей каждого человека. Ну а в третьем ряду, по моему мнению, должны находиться уважение ценности жизни, интернационализм и дружба, так как если все люди Земли будут придерживаться их, то войны должны исчезнуть сами собой.– А знаете ли вы, в каких странах сегодня гибнут люди, идут войны, льется кровь? Давайте обратимся к карте и отметим страны, в которых детям и взрослым сегодня неспокойно (дети вместе с учителем отмечают места на карте, где идут военные действия). - Как вы думаете, хотят ли люди в странах, о которых мы только что говорили, находиться на военном положении? - Почему люди в любой стране надеются на мирное сосуществование? Итак, рядом с домом вы видите нарисованные тучи. Я предлагаю подумать над теми явлениями нашей жизни, от которых вы хотели бы избавиться, которые не нужны обществу, подвергают опасности наш «Дом мира», и написать эти явления на тучах. Вам дается минута на обсуждение.
Учащиеся обсуждают, затем один человек от каждой группы по очереди пишет на «тучах» слова, обозначающие явления человеческой жизни, которые мешают сохранить мир на Земле.
Учитель. А теперь давайте сотрем эти тучи, чтобы они не мешали всем нам жить в мире, чтобы избавиться от вредных явлений и человеческих качеств.
Учащиеся стирают тучи.
уважение ценности жизни |
интернационализм |
дружба |
интерес к людям |
доброту |
взаимопонимание |
умение слышать и слушать |
уважение мнения других |
оценивание людей по поступкам, а не по внешним признакам |
6. Итог классного часа.
- Что такое мир?
- Можно ли представить будущее планеты Земля без крепкого мира между народами?
- Что же каждый из вас может сделать для сохранения мира на Земле?
Дома нарисуйте рисунок по теме «Мир нашего детства!». Следующий классный час мы посвятим созданию классной книги «Мир нашего детства!», в которую войдут самые лучшие ваши работы.
Список используемой литературы и интернет ресурсов.
1. Каркошкина Т.Н. Нравственное воспитание в начальной школе: праздники, игры, викторины.- Волгоград: Учитель, 2008 – 105с.
2. Попова Г. П. Классные часы 3 класс – Волгоград: Учитель, 20015.-297с.
3. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых - Белый город, М.: 2003 -412с.
4. http://vk.com/topic-1505399_24208962
5. http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-golubya.html
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.