Презентация «Огонь-друг или враг человека и леса?» знакомит детей: С понятием лесные пожары. Причинами лесных пожаров. Последствиями пожаров. Правилами экологически грамотного поведения в лесу. Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль.Классный час "Огонь-друг или враг человека и леса"
МБОУ СОШ №77 г.Кемерово
ОГОНЬ
ДРУГ или ВРАГ
ЧЕЛОВЕКА
и
ЛЕСА?.
Автор: учитель начальных классов
Кривошеева Дарина Игоревна
1. Лесные пожары.
2. Причины лесных
3. Последствия пожаров.
4. Правила экологически
пожаров.
грамотного поведения в
лесу.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ЛЕСНЫМ ПОЖАРОМ?
• Стихийное,
неуправляемое
распространение горения
по лесной площади.
ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ:
• НИЗОВОЙ – УНИЧТОЖАЕТ
ТРАВЯНОЙ ПОКРОВ И ПОДСТИЛКУ;
• ВЕРХОВОЙ – РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
ПО КРОНАМ ДЕРЕВЬЕВ;
• ПОЧВЕННЫЙ – ПРОНИКАЕТ
В НИЖНИЕ СЛОИ И ТОРФЯНОЙ СЛОЙ.
Причинами лесных
пожаров ЯВЛЯЮТСЯ:
•ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ
(молнии, самовозгорание)
•АНТРОПОГЕННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
(искры, непотушенный костёр,
осколки стёкол в виде линз, взрывы)
ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПОЖАРОВ:
• СУХИЕ ГРОЗЫ;
• МОЛНИИ;
• ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ;
• ТОРНАДО;
• УРАГАНЫ;
• САМОВОЗГАРАНИЕ
ТОРФЯНИКА.
АНТРОПОГЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПОЖАРОВ:
• Брошенная горящая спичка или
• Оставшийся тлеющий пыж после
• Загоревшийся промасленный
окурок;
выстрела охотника;
обтирочный материал, который
бросил механизатор;
• Разведенный костер в местах с
подсохшей травой, под деревьями;
• Непотушенный до конца костер;
• Осколок стекла, брошенный на
• Умышленное выжигание сухой
солнечном месте;
травы.
КРОССВОРД «Причины
пожаров»
териал.
• 1.Промасленный обтирочный ма
• 2.Из-за кого происходят 8 из 1
0 лесных пожаров.
• 3.Остается тлеющим после выст
рела охотника.
• 4.Что умышленно выжигают вес
• 5.Часто бросают непотушенным
ной.
.
1 Т Р Я П К А
2 Ч Е Л О В Е К
3 П Ы Ж
4 Т Р А В У
5 О К У Р О К
1
Т Р Я
2 Ч Е Л
3 П Ы
Т Р
4
5 О К У
П
О
Ж
А
Р
К А
В Е К
В У
О К
"ЛЕСНОЙ ПОЖАР":
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели.
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
Что наделал пожар…
ДЫМ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ СОСТОИТ
ИЗ:
•УГАРНОГО ГАЗА – вызывает
ухудшение зрения, нарушения
центральной нервной системы,
головную боль.
•ДИОКСИДА СЕРЫ – затрудняет
дыхание, приводит к болезням
легких.
•ОКСИДА АЗОТА – вызывает
воспаление глаза, кашель.
•САЖИ – канцероген, задерживает в
организме ядовитые вещества.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЖАРОВ ДЛЯ
ЧЕЛОВЕКА:
• Проблемы с органами
дыхания
• Повреждение иммунитета
• Ухудшение зрения
• Повреждения печени
• Кожные заболевания
• Сердечно - сосудистые
заболевания
• Сильные головные боли
• Раковые заболевания
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЖАРОВ ДЛЯ ПРИРОДЫ:
• Погибают хвойный подрост и
• Поврежденные деревья заселяются
• На месте бывших лесов образуются
• Изменение водного режима рек, во
молодняк;
вредными насекомыми и
дереворазрушающими грибами;
гари, луга, болота;
время обильных осадков
образуются наводнения;
зверей , ценных растений;
• Уменьшается количество птиц и
• Уничтожаются запасы торфа.
ПОЖАРООПАСНЫЙ СЕЗОН НАЧИНАЕСЯ:
1.В ПЕРИОД С МОМЕНТА
СХОДА СНЕГОВОГО ПОКРОВА В
ЛЕСУ ДО ….
2. С НАСТУПЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОЙ
ДОЖДЛИВОЙ ОСЕННЕЙ ПОГОДЫ
ИЛИ ОБРАЗОВАНИЯ СНЕГОВОГО
ПОКРОВА.
ПРАВИЛА РАЗВЕДЕНИЯ КОСТРА
• Лучше всего раскладывать на старом
выжженном кострище;
• Расчистить место – подальше от палаток,
поближе к воде, убрать всю сухую траву;
• Нельзя разводить костер под раскидистым
деревом, на торфянике;
• Снять дерн, выложить его по краям;
• Для растопки собирать сухие веточки,
1.затушите костер.
2.залейте водой,
3.засыпьте землей.
• Использовать для костра поваленные
бересту;
деревья;
• Покидая привал:
Когда мы приходим в лес, на природу – мы приходим в гости, а в гостях
нужно вести себя культурно. Но, к сожалению, не все люди умеют это
делать и не знают правила экологически грамотного поведения на
природе.
Ребята, скажите, как нужно вести себя на природе, чтоб не причинять
вреда ей и её жителям?
ЛЕС – ВЕЛИКИЙ ДАР ПРИРОДЫ!
ДАВАЙТЕ СОХРАНИМ ЕГО ДЛЯ
СЕБЯ И БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ!
Итак, сегодня мы узнали, как огонь влияет на лес, сколько вреда
приносят лесные пожары человеку и природе, еще получили много
полезных советов: как развести костер и как его потушить. Надеюсь, вы
узнали много интересного и полезного для себя!
Давайте сейчас проверим, как вы усвоили наше занятие с помощью
викторины. В И К Т О Р И Н А
Вопросы для викторины: (педагог бросает по очереди учащимся мяч и
задает вопрос, ребенок отвечает и кидает мяч назад)
1. Для чего разжигают костер в лесу? (Уют, сушка, еда, комары.)
2. Как называется огонь в лесу, разведенный человеком для уютного
пребывания? (Костер.)
костер, торф, осколок.)
3. Что может послужить началом пожара в лесу? (Окурок, молния,
4. Что может в лесу выполнить роль зажигательной линзы? (Осколок.)
5. Естественные причины пожара в лесу. (Торф, молния.)
6. Быстро ли горит торф? (Нет.)
7. Какие виды лесных пожаров бывают? (Низовой, верховой,
почвенный.)
8. Что горит дольше: трава или дерево? (Дерево.)
9. Как называется место, выжженное костром? (Кострище.)
10.Можно ли разжигать костер под пологом деревьев? (Нет.)
11.По чьей вине чаще всего происходит пожар в лесу? (Человек.)
12.Чем защищены деревья от пожара? (Толстой корой.)
13.Назовите пожароопасный сезон. (Лето, весна.)
14.Огонь, выходящий из-под контроля человека. (Пожар.)
15.Лучшие средства для тушения пожара? (Вода, песок.)
16.Номер телефона пожарной службы. (01)